Avto-love.ru

Система адаптивного круиз контроля

Принцип работы и разновидности адаптивного круиз-контроля

Многие автовладельцы прекрасно осведомлены о том, как утомительны бывают поездки на длительные расстояния. На трассе нам приходится постоянно поддерживать скорость, и поэтому мы находимся в постоянном напряжении и стрессе. Упростить такие поездки на большие расстояния можно с помощью специальной системы автомобиля, которая получила название круиз-контроль. Поговорим поподробнее о преимуществах и недостатках адаптивного круиз-контроля.

Система круиз-контроля появилась на автомобилях в девяностых годах прошлого века, и сегодня пользуется большой популярностью у автовладельцев. С помощью специального механизма автомобиль будет самостоятельно поддерживать постоянную скорость, причём водителю не нужно нажимать ногой на педаль газа. Авто будет соответственно добавлять газ или подтормаживать, когда машина будет подниматься на горке или спускаться с нее.

В последующем появилась модификация такого круиз-контроля, что позволяет автомобилю не только поддерживать скорость постоянной, но и выдерживать оптимально безопасное расстояние до впереди идущего автомобиля. Водителю в данном случае не требуется следить за скоростью и оборотами мотора, при этом обеспечивается необходимая безопасность использования автомобиля.

Если изначально система круиз-контроля была разработана для ее использования на трассе, а в городе круиз было использовать затруднительно. То разработка адаптивной разновидности такой системы поддержания постоянной скорости позволяет с легкостью использовать ее и в условиях плотного городского траффика. Можно с легкостью установить лимит скорости в 60 километров, и автомобиль будет самостоятельно поддерживать такую скорость, при необходимости машина будет замедляться, если впереди идущий авто тормозит или же при необходимости разгоняться до установленного водителем лимита скорости.

Сегодня адаптивный круиз-контроль предлагается на многих автомобилях, при этом такие системы в зависимости от каждого производителя могут иметь различные названия. При этом все они имеют схожий принцип работы и обеспечивают необходимую безопасность эксплуатации автомобиля.

Используемые адаптивным круиз-контролем элементы

Современный адаптивный круиз-контроль будет состоять из различных блоков и датчиков, что позволяет обеспечить необходимую функциональность такой системы постоянного поддержания скорости. Умные датчики измеряют скорость автомобиля, а при помощи видеокамеры и лазерных дальномеров определяется расстояние до впереди идущих машин.

Для определения расстояния до едущих впереди автомобилей используются радары и так называемые лидары. Такой лидар использует лазерный инфракрасный луч, который вне зависимости от имеющихся погодных условий может определить расстояние до впереди идущих автомобилей. В то же время отметим, что качество получаемых данных о расстоянии до впереди идущих автомобилей и скорости авто у полноценного радара будет лучше, нежели у лидара, соответственно на автомобилях премиум-класса системы поддержания постоянной скорости используют высококачественные радарные датчики.

Устанавливаются такие датчики в переднем бампере и имеют радиус действия около 150 метров. При активации активного круиз-контроля датчик постоянно сканирует пространство перед автомобилем и при появлении в зоне действия другого автомобиля посылает сигнал центральному блоку управления системы на изменение скорости, в зависимости от скорости двигающегося впереди авто.

Принцип действия активного круиз контроля

Первоначально такие разветвленные модернизированные системы поддержания постоянной скорости могли работать в диапазоне 30 – 180 км/ч. Сегодня же активный круиз-контроль последнего поколения способен работать в условиях плотного городского движения и поддерживать скорость до 200 км/ч. Такой адаптивный круиз-контроль может ускорять и замедлять автомобиль в зависимости от обстановки на дороге. Система поддерживает постоянной заданную водителем скорость, при этом при необходимости вносятся корректировки, вплоть до полной остановки автомобиля.

Отдельные модификации адаптивного круиз-контроля оснащается функциями gps-навигации, системой экстренного торможения и системами превентивной безопасности. Это одна из самых действенных активных систем безопасности, которая обеспечивает существенное упрощение управления автомобилем на высокой скорости и при движении в городе и на загородных трассах.

Можно сказать, что такой активный круиз контроль — это чрезвычайно полезная опция, поэтому многие покупатели новых автомобилей приобретают машины исключительно с наличием такой функции. Самостоятельно доукомплектовать машину таким активным круиз-контролем будет дорого и зачастую невозможно, поэтому если вам необходима данная система, то следует позаботиться о ее наличии уже на новом автомобиле.

Преимущества и недостатки адаптивного круиз-контроля

Подобные системы безопасности имеет массу преимуществ. В первую очередь, это существенное упрощение управления автомобилем на загородной трассе. Теперь вам не требуется постоянно с помощью дозирования педали газа поддерживать скорость постоянной. Можно задать автоматике необходимую скорость движения и автомобиль будет двигаться по загородной трассе на нужной вам скорости. Адаптивный круиз-контроль при появлении на полосе движения других автомобилей быстро определит их скорость и внесет соответствующие корректировки в работу автоматики, вплоть до полного замедления и остановки автомобиля.

Существенно повышается безопасность управления автомобилем. Теперь нам не страшно на несколько секунд отвлечься от дороги, и при этом мы не будем опасаться, что перед нами в полосе движения появится медленно едущий автомобиль. Всю такую работу и контроль за безопасностью движения выполняет адаптивный круиз-контроль.

Читать еще:  Лягушка включения стоп сигналов

Также существенно повышается удобство использования автомобилем в условиях города. Например, находясь в пробке вы можете установить желаемую скорость движения, и автоматика автомобиля, как только машины перед вами начнут двигаться, сразу же увеличит скорость вашего авто. Это позволит избавить вас от необходимости постоянно самостоятельно трогаться и замедляться в пробке.

Каких-либо недостатков у системы такого адаптивного круиз-контроля нет. Отметим лишь высокую стоимость такой опции, цена который может составлять несколько тысяч долларов на автомобиле премиум-класса. При этом помните, что доукомплектовать авто таким адаптивным круизом будет затруднительно.

Адаптивный круиз-контроль

Адаптивный круиз-контроль (Adaptive Cruise Control, АСС) является дальнейшим развитием описанной системы круиз-контроля и дополнен датчиком расстояния. Трехлучевой радарный датчик фиксирует расстояние до впереди идущего автомобиля и обрабатывает сигналы при помощи электроники.

Если в радиусе действия радарного датчика автомобиль отсутствует, поддерживается скорость, выбранная водителем.

Рисунок. (слева) Поддерживается выбранная скорость; (справа) Скорость уменьшается

При приближении на выбранной скорости к впереди идущему автомобилю, который движется с меньшей скоростью той же полосе, сначала уменьшается крутящий момент двигателя и при необходимости выполняется легкое воздействие на тормоз до тех пор, пока скорость не будет равной скорости впереди идущего автомобиля, а расстояние до него постоянным.

Рисунок. (слева) Движение с откорректированной скоростью; (справа) Ускорение до выбранной скорости

Если впереди идущий автомобиль меняет полосу движения, ускоряется или по какой-либо иной причине исчезает из радиуса действия датчика, управляемый автомобиль снова разгоняется до заданной скорости.

В результате ограниченного угла раствора радарного датчика максимального радиуса действия 150 м и подавления всех стоящих объектов, существуют некоторые функциональные ограничения.

    На дорогах с несколькими полосами движения небольших радиусов может быть зафиксирован автомобиль, движущийся по соседней полосе, и выполнена необходимая корректировка скорости, которой, в принципе, не требовалось.

Рисунок. (слева) Неточный прогноз полосы движения на повороте влево с маленьким радиусом. (справа) Автомобиль не фиксируется радарным датчиком

Следующее функциональное ограничение проявляется при большой разнице скоростей. В целях сохранения комфорта и безопасности воздействие на тормоз ограничивается 30 % от максимально возможного замедления.

Если необходимо более сильное замедление или же если значение минимальной скорости не достигнуто, водитель должен сам выполнить торможение. В этом случае водитель информируется системой при помощи акустического или оптического сигнала. Использование водителем тормоза приводит к отключению адаптивного круиз-контроля.

Обзор системы адаптивного круиз-контроля представлен на рисунке.

Рисунок. Обзор системы адаптивного круизконтроля:

  1. Многофункциональное рулевое колесо
  2. Блок управления электроники колонки рулевого управления
  3. Шина CAN-комфорт
  4. Блок управления с индикаторным блоком
  5. Блок управления двигателя
  6. Шина CAN-привод
  7. Блок уп равления системы ABS
  8. Датчик АСС
  9. Поддержание тормозного усилия
  10. Блок управления АКП

Датчик АСС (8) является основным компонентом адаптивного круиз-контроля и имеет передающее и принимающее устройства для измерения дистанции, электронный блок обработки информации и микропроцессор для определения полосы движения и распознавания объекта, регулирования дистанции и скорости, а также для управления разными связанными системами. В датчик адаптивного круиз-контроля встроены также функции самодиагностики, контроля работы и память ошибок. Обмен данными со связанными системами выполняется через шину данных CAN. Дополнительная прямая передача блоком управления системы ABS сигналов скорости вращения колес, представленная на рисунке, повышает точность определения полосы движения Но, как правило, они тоже передаются по шине CAN.

Управление осуществляется при помощи многофункционального рулевого колеса (1) или выключателя на рулевой управлении, как и в обычной системе круиз-контроля. Однако дополнительно дистанция может регулироваться при помощи ручки настройки или кнопок. Минимальная дистанция, которая может быть выбрана, всегда больше минимальной дистанции, разрешенной в соответствии с законодательством. Поскольку дистанция зависит от скорости, то определяется только так называемый промежуток времени, необходимый автомобилю для прохождения расстояния до впереди идущего автомобиля.

При помощи различных индикаторов на панели приборов (4) водитель информируется о том, включен ли адаптивный круиз-контроль, зафиксирован ли идущий впереди автомобиль, какая скорость и какое расстояние установлено и необходимо ли активное торможение водителем.

Блок управления двигателя (5) передает информацию о текущем крутящем моменте двигателя и положении педали акселератора и должен реализовывать данные для уменьшения или повышения крутящего момента двигателя. Условием этого является электронное регулирование мощности двигателя (электронный газ).

Блок управления системы ABS или курсовой устойчивости информирует о скорости движения, ускорении автомобиля, скорости вращения отдельных колес, а также управляющих воздействиях. Необходимое торможение для снижения скорости с целью соблюдения дистанции может выполняться самой системой курсовой устойчивости или посредством электронного усилителя тормозного привода (9).

Система управления коробкой передач (10) передает информацию о текущей передаче и положении рычага селектора. В положениях рычага селектора N, R или Р круиз-контроль включаться не может или, если он уже включен, отключается. Адаптивный круиз-контроль возможен также в комбинации с механической коробкой передач. В этом случае необходим выключатель сцепления.

Читать еще:  Лада гранта подсветка бардачка

Из-за очень высоких требований к надежности системы адаптивный круиз-контроль имеет усовершенствованную электронику контроля. Возникающие неисправности всегда распознаются и сохраняются в памяти ошибок. В зависимости от значения неисправности для безопасности работы системы или безопасности движения адаптивный круиз-контроль либо отключается сразу, либо после торможения, либо продолжает выполнять свою функцию без ограничений.

Особенность адаптивного круиз-контроля состоит в том, что после выключения/включения зажигания эта функция доступна снова, если выявленная неисправность не присутствует в данный момент.

Основным условием корректной работы системы является правильная настройка радарного датчика. Настройка должна выполняться после замены датчика / блока управления, при изменении настройки или замене компонентов ходовой части и, конечно же, после аварии. АСС-датчик настраивается так же, как и фары, при помощи двух регулировочных винтов, в горизонтальной плоскости регулируется параллельно оси автомобиля, а в вертикальной — с наклоном в один градус.

Настройка выполняется на измерительном стенде для проверки установки управляемых колес, на котором устройство для регулировки выравнивается сначала по оси движения автомобиля. Для этого для выравнивания регулировочного устройства ADR используется датчик переднего моста, как показано на рисунке, после того как автомобиль будет выровнен на измерительном стенде.

Рисунок. Измерительная конструкция для настройки АСС-датчика. Пневматический активатор с дополнительной системой безопасности

Регулировочное устройство для радарного датчика состоит из лазерной указки, направленной через мишень с отверстием на регулировочное зеркало АСС-датчика. Датчик должен настраиваться таким образом, чтобы отражающийся лазерный луч проходил через отверстие мишени, а в идеальном случае даже отражался в самом себе.

Принцип работы круиз-контроля и инструкция по использованию

Круиз-контроль является специальным устройством, обеспечивающим удобство дальних поездок, да и ближних тоже. Благодаря ему на машине поддерживается одна и та же скорость вне зависимости от качества дороги, причем водителю даже не нужно особо следить за этим. В городах, из-за не отличающейся постоянством скорости машин, круиз-контроль, в общем-то, ни к чему. Вот при поездке за город или между городами может очень даже пригодиться. А для того, чтобы круиз-контроль был востребован, и можно было оценить его важность, нужно ездить на большое расстояние. Само собой, такая система важнее всего в странах вроде Америки – там дороги длинные и качественные.

При покупке подержанного автомобиля, пускай весьма роскошного, можно не иметь информации обо всех его функциях. Это потому, что при управлении машиной хватит сведений об основных его показателях, или же из-за неполноты/утери документов на нее.

Содержание:

Ну а на клавишное устройство в автомобильном руле, сделав некоторое количество неудачных попыток включения, многие просто перестают обращать внимание.

Из чего состоит круиз-контроль, каковы принципы его работы?

Сейчас есть пассивные, а также адаптивные системы круиз-контроля. Пассивные состоят из следующего: клавиши управления, автоконтроллера, сервопривода, а также электромагнитные клапаны, чтобы им можно было управлять, ну и привод для дроссельной заслонки.

Коллектором управляются клапаны сервопривода, реагируя на различия реальной и заданной скоростей. Сервопривод использует создающееся в итоге разряжение, подавая со своей мембраны сигнал, который управляет дроссельной заслонкой, благодаря чему происходит коррекция подачи топлива. Вот так заданная скорость машины сохраняется вне зависимости от изменений трассы – спуска или подъема.

Ради безопасности, система неактивна, если ездить медленнее сорока км/ч, и не может быть включена при ней принудительно, а когда вы жмете на тормоз, она отключается.

Использование круиз-контроля, управление им

Местом для пульта управления круиз-контролем является либо многофункциональный рычаг, либо середина руля, либо передняя панель. В большинстве случаев он помечен надписью «CRUISE».

Управлять можно при помощи кнопок, находящихся на руле: это On, а также Off (вкл и выкл), Coast (понизить), Resume (восстановить), SetAccel (установить/увеличить). Кроме них есть еще и педаль тормоза – стоит на нее нажать, и система выключается.

Поясним:

  • Кнопка Off выключает систему;
  • On – включает ее. Когда вы нажимаете сюда, круиз-контроль становится активен, но чтобы задать необходимую скорость, надо ее сначала набрать на акселераторе, а затем нажать Set, и тогда машина станет идти с заданной скоростью, а на пульте управления загорится «CRUISE ENGAGED»;
  • Первым нажатием на SetAccel вы “запомните” текущую скорость, следующим нажатием вы ее увеличите на два км/ч;
  • Притормозив, можно быстро восстановить скорость до “запомненной”, просто нажав на Resume;
  • Для ее снижения надо держать нажатой Coast.

Есть два способа выключения системы:

  • Нажатие на тормоз, и после повторного включения придется заново набирать нужную скорость;
  • Нажать на Off, тогда запрограммированная скорость остается в памяти круиз-контроля;

Если система включена – вовсе не обязательно держать ногу на педали газа.

Активный круиз-контроль – что это такое?

Сейчас компании по производству автотранспорта разрабатывают адаптивный круиз-контроль, следящий еще и за скоростью автомашин впереди, поэтому они могут изменять скорость вашего автомобиля ради сохранения безопасного расстояния. А ныне существующий называют пассивным.

Читать еще:  Накладки на стойки дверей калина

Вот, например, как это работает на машине марки Mercedes. Вы пристроились в хвост другой машины, а у вас включен круиз-контроль. Система при помощи видеокамеры считывает номер машины впереди, и ваша станет сама по себе следовать за ней, пока та не сменит полосу или трасса не похожа на горный серпантин.

А когда машины разделят расстояние, которое система признает безопасным, ваша машина вернется к заданной вами скорости.

Этот тип можно использовать на тридцати-двухстах км/ч. Во время его работы не следует отпускать руль, чтобы устройство работало. Есть еще и другой тип адаптивного круиз-контроля: машина следит за разметкой дороги, идя по полосе, вместо того, чтобы искать попутный автомобиль.

При замедлении автомобиля впереди, круиз-контроль сигнализирует вашему, чтобы он тоже замедлился. А при пустой трассе система сигнализирует, чтобы скорость восстанавливалась.

Активный круиз-контроль нужен для помощи водителю при облегчении предупреждения аварий, которые происходят от того, что он столкнулся с транспортом впереди. В случаях, когда у него слишком мало времени на замедление, он сигнализирует водителю, чтобы тот нажал тормоз либо повернул в сторону. Ну а системы более сложные могут сами остановить машину.

Системы, оснащенные лазерами, менее затратны, чем радарные, но имеют отрицательную сторону. При плохой погоде они не замечают препятствий. К тому же, вообще не видят грязных машин. Ну а радарными оборудуются машины представительские и очень дорогие спортивные.

У большей части европейцев принято считать, что активный круиз-контроль в машинах – самый перспективный: он делает вождение удобнее, а кроме того – безопаснее.

Но даже активный круиз-контроль может ошибаться, так что он тоже не избавляет от необходимости проявлять внимание на дороге.

Если система активна – двигатель работает в наиболее экономном режиме.

Как правильно пользоваться круиз-контролем?

При обилии подъемов, а также спусков на дороге – по ней может оказаться довольно сложно ездить на машине, если на ней работает круиз-контроль. На это может повлиять вот что: крутизна трассы, а также спусков и подъемов на ней, запрограммированная скорость.

Если вы поднимаетесь, машина может замедляться. Если вы идете по крутому спуску – может не хватить двигательного торможения, тут иногда приходится зажимать педаль тормоза, что обязательно разочарует в круиз-контроле.

ВНИМАНИЕ:Никогда не применяйте круиз-контроль, если дорога мокрая, скользкая или обледеневшая! В противном случае вы можете создать аварию. Также никогда не следует его включать в трудных дорожных условиях, в таких, как, например: морось, осадки, ночь, туман.

Что еще нужно знать тем, кто применяет круиз-контроль

Как проверить неактивную систему

В случае, когда включенный круиз-контроль на вашей машине не функционирует или работает плохо, вы прежде всего должны проверить, нет ли в ней тех или иных неполадок. При этом необходимо действовать так:

  1. Включить зажигание;
  2. Нажать кнопку ON, которая располагается на пульте управления круиз-контролем. Тогда загорится лампочка индикатора «CRUISE ENGAGED». Если же она по какой-либо причине перегорела – вместо нее необходимо вставить новую, рабочую;
  3. Зажать на Resume, отпустив через три секунды;
  4. Тогда лампочка сначала вспыхнет на три секунды и погаснет на две. Затем, при наличии неполадок, лампочка вам высветит коды обнаруженных ошибок. А при отсутствии этих самых неполадок, надо сбросить режим самодиагностики. Делается это таким образом:
  5. Набрать скорость шестнадцать км/ч;
  6. Отключить круиз-контроль, нажав на клавишу OFF;
  7. Убедиться в том, что индикаторная лампочка больше не вспыхивает.
  8. Каким образом можно прочитать коды ошибок, высвечиваемые индикатором?

Считывая коды ошибок, вы обязательно должны помнить следующее:

  • Коды разделяет длинная пауза;
  • Цифры в кодах из двух чисел разделяет короткая пауза.

Например: код 12 обозначается длинной вспышкой, после которой идет сначала короткая пауза, а затем пара коротких вспышек.

Как реагировать на сигналы индикатора, которые означают те или иные коды ошибок:

Код 01

Тут следует осмотреть проводку, которая соединяет пульт управления системой, проверить работу выключателя стоп-сигналов, а также – насколько качественно функционирует датчик нажатия тормоза системы.

Код 05

В этом случае следует проверить предохранитель, а также проводку, которая соединяет круиз-контроль с предохранителем.

Код 07

Необходимо сделать проверку выключателя стоп-сигнала, а также датчик, по которому определяется, нажат ли тормоз системы.

Код 11

Необходимо сделать проверку переключателя системы, как и в случае кода ошибки 12.

Как вы поняли, круиз-контроль крайне полезная вещь, помогающая водителю сильно не уставать на дороге и больше внимания уделять самой дорожной ситуации. Особенно она помогает на трассе. Пользуйте данной системой, если она у вас есть, она существенно облегчит вам жизнь, тем более сложного в использовании нет ничего.

Необходимо сделать проверку переключателя системы, как и в случае кода ошибки 12.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector