Avto-love.ru

Схема циркуляции охлаждающей жидкости уаз патриот

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Обслуживание топливной системы и системы охлаждения ЗМЗ-409

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот 3163, УАЗ-Хантер)

Система охлаждения ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот 3163, УАЗ-Хантер – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Система состоит из водяной рубашки блока цилиндров и водяной рубашки головки цилиндров двигателя, водяного насоса 6, термостата 3, сливного краника 7, датчика указателя температуры охлаждающей жидкости 4, датчик сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости, установленного в верхний бачок радиатора.

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер

1 – двигатель; 2 – патрубок дросселя; 3 – термостат; 4 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 5 – датчик температурного состояния двигателя; 6 – водяной насос; 7 – сливной краник блока цилиндров

Наиболее выгодный температурный режим охлаждающей жидкости лежит в пределах 80. 90° С.

Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически и жалюзи, управляемых водителем.

Поддержание термостатом правильного температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя ЗМЗ-409 и экономичность его работы.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус термостата.

Кроме того, на щитке приборов автомобиля имеется сигнализатор аварийной температуры, загорающийся красным светом при повышении температуры жидкости свыше 104 °С.

Датчик сигнализатора аварийной температуры ввернут в верхний бачок радиатора. При загорании сигнализатора следует немедленно остановить двигатель и устранить причину перегрева охлаждающей жидкости.

Водяной насос (помпа) ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер центробежного типа. Подшипник 7 отделен от охлаждающей жидкости самоподжимным сальником 4 неразборной конструкции, внутри которого расположены манжета и уплотняющая шайба.

Жидкость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружучерез контрольное отверстие 6, которое периодически надо прочищать.

Подшипник от перемещения удерживается фиксатором 2, который завернут до упора и закернен.

Подшипник заполняется смазкой при сборке и в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Ступица 1 и крыльчатка 5 напрессованы на валик подшипника.


Водяной насос (помпа) ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер

1 – ступица; 2 – фиксатор; 3 корпус; 4 – сальник; 5 -крыльчатка; 6 -контрольное отверстие для выхода охлаждающей жидкости; 7 – подшипник

Привод насоса ЗМЗ-409 (и генератора) осуществляется поликлиновым ремнем 6РК 1220.

Разборка и сборка водяного насоса ЗМЗ-409 (УАЗ-3163)

Разборка насоса производится в следующем порядке:

– съемником снять крыльчатку;

– съемником снять ступицу;

– вывернуть фиксатор подшипника;

– выпрессовать из корпуса подшипник в сборе с валиком;

– выпрессовать из корпуса сальник.

Сборка помпы ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер) производится в следующем порядке:

– с помощью оправки установить сальник, не допуская перекоса, в корпус насоса;

– запрессовать подшипник с валиком в сборе в корпус так, чтобы гнездо под фиксатор совпало с отверстием в корпусе насоса;

– завернуть фиксатор подшипника и закернить, чтобы не происходило самоотворачивание фиксатора;

– напрессовать на валик подшипника ступицу шкива насоса, выдержав размер 106,0 ± 0,2 мм;

– напрессовать крыльчатку на валик подшипника, обеспечив зазор между крыльчаткой и корпусом 0,9. 1,3 мм.

При напрессовке ступицы и крыльчатки необходимо разгружать корпус, фиксатор и подшипник насоса от усилий запрессовки, т.е. упор при напрессовке должен осуществляться на торец валика.

Перед сборкой очистить и промыть детали насоса, удалить отложения с крыльчатки, корпуса и крышки.

Проверить величину осевого перемещения наружной обоймы подшипника относительно валика, которая не должна превышать 0,13 мм при нагрузке 5 кгс.

Подшипник насоса заполнен смазкой на заводе-изготовителе и при ремонте насоса смазки не требует.

Система питания двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)

Система питания топливом ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер) осуществляется посредством впрыска топлива во впускную трубу электромагнитными форсунками, управляемыми микропроцессором.

Система питания состоит из топливного бака 5, топливопроводов 4, 6 и 9, электробензонасоса 8, топливных фильтров 7 и 10, топливопровода двигателя 1, отлитого из алюминиевого сплава, с регулятором давления топлива 3 и электромагнитными форсунками 2.

Схема системы питания двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-3163)

1 – топливопровод двигателя; 2 – электромагнитные форсунки; 3 – регулятор давления топлива; 4 – топливопровод отвода топлива в бак; 5 – топливный бак; 6 – топливопровод низкого давления; 7 – топливный фильтр грубой очистки; 8 – электробензонасос; 9 – топливопровод вы-сокого давления; 10 – фильтр тонкой очистки топлива; 11 – топливопровод высокого давления

Читать еще:  Люстра щелкает но не включается

Система впуска воздуха и выпуска отработавших газов ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)

Впускная система двигателя состоит из впускной трубы и ресивера, отлитых из алюминиевого сплава. Геометрические параметры системы позволяют реализовать газодинамический наддув двигателя.

На режиме холостого хода и малых нагрузках воздух в двигатель поступает через отдельную систему непосредственно к впускным клапанам.

Выпускной коллектор ЗМЗ-409 отлит из чугуна. Для улучшения очистки цилиндров двигателя от отработавших газов патрубки от каждого цилиндра соединены между собой 1 и 4, 2 и 3 .

Это уменьшает влияние работы одного цилиндра на другой и позволяет реализовать эффект настроенного выпуска отработавших газов.

Система вентиляции картера ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)

Система вентиляции картера – закрытая, принудительная, действующая за счет разрежения во впускной системе. Маслоотражатель размещен в крышке клапанов.

Схема вентиляции картера двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)

1 – крышка клапанов; 2 – маслоотражатель; 3 – трубка маслоотражательная; 4 – продольный канал системы холостого хода; 5 – ресивер с впускной трубой; 6 – шланг малой ветви вентиляции; 7 – шланг основной ветви вентиляции.

При работе двигателя на холостом ходу газы из картера отсасываются через малую ветвь в канал системы подачи воздуха на холостом ходу, откуда попадают во впускные каналы головки цилиндров.

На остальных режимах вентиляция осуществляется через дроссель ресивера и впускную трубу.

При эксплуатации не нарушайте герметичность системы вентиляции и не допускайте работу двигателя при открытой маслозаливной горловине.

Это вызывает повышенный унос масла с картерными газами и загрязнение окружающей среды.

Проверка системы охлаждения

Проверка системы охлаждения УАЗ Патриот 3163

При первых признаках перегрева, если стрелка указателя температуры ушла в красную зону (загорелась сигнальная лампа аварийного перегрева двигателя), но из-под капота не вырываются клубы пара, включите максимальный режим отопления салона (см. “Отопление и вентиляция”). Это необходимо для того, чтобы снизить температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.

Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления, затем, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно, то за пределами проезжей части. Дайте двигателю поработать пару минут при нормальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, с включенным на полную мощность отопителем.

Не останавливайте двигатель сразу! Единственное условие – сохранение герметичности системы охлаждения. Если лопнул или соскочил шланг либо образовалось другое место утечки, кроме выброса жидкости из-под пробки расширительного бачка, двигатель придется остановить немедленно.

После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах ее контакта с наиболее теплонапряженными деталями двигателя и образование паровых пробок. Это явление называется тепловым ударом.

1. Остановите двигатель.

2. Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство. Определите, откуда вырывается пар. При осмотре двигателя обратите внимание на наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, на целость резиновых шлангов, радиатора, термостата.

Никогда не открывайте сразу пробку расширительного бачка. Жидкость в системе охлаждения находится под давлением, при открытии пробки давление резко упадет, жидкость закипит, и ее брызги могут вас ошпарить. Если вы хотите снять пробку расширительного бачка на горячем двигателе, предварительно накиньте сверху плотную толстую тряпку и только после этого осторожно поворачивайте пробку.

3. Загляните под панель приборов со стороны переднего пассажира – нет ли под ней течи или следов охлаждающей жидкости, вытекающей из радиатора отопителя…

4. …или дополнительного отопителя, предварительно вытащив корпус вещевого ящика облицовки тоннеля пола.

Если обнаружена течь охлаждающей жидкости, лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью липкой ленты.

Особенно хорошо для этой цели подходит армированная (например, серебристого цвета) липкая лента, которую можно приобрести в автомагазинах.

Течь радиатора или отопителя довольно сложно устранить на месте, поэтому в такой ситуации необходимо долить в систему охлаждения воду и при движении внимательно следить за указателем температуры, периодически восстанавливая уровень в системе охлаждения.

Длительное использование воды вместо антифриза приводит к образованию накипи в системе охлаждения двигателя, ухудшению его охлаждения и, как следствие, к сокращению ресурса.

Никогда не доливайте холодную воду в перегретый двигатель. Двигатель должен остывать с открытым капотом не менее 30 мин.

5. Двигатель может перегреться в случае выхода из строя термостата, который регулирует прохождение потока жидкости в системе охлаждения через радиатор или мимо него (для ускорения прогрева холодного двигателя). Для проверки термостата нужно на прогретом двигателе проверить на ощупь температуру верхнего шланга, соединяющего термостат с двигателем. Если верхний шланг радиатора холодный, термостат неисправен, циркуляции через радиатор нет.

Читать еще:  Не срабатывает антирадар на камеры

6. Очень часто причиной перегрева двигателя является выход из строя электрического вентилятора…

7. …или вязкостной муфты привода вентилятора.

8. Пустите двигатель, следите за температурой и обратите внимание, включается ли при перегреве двигателя вентилятор системы охлаждения. Если он не включается, то причинами могут быть перегоревший предохранитель, неисправные реле включения, окисленные контакты в колодке жгута проводов или сгоревший электродвигатель.

Рис. 10.2. Номера реле и предохранителей, расположенных в дополнительном монтажном блоке в моторном отсеке

Замените плавкие вставки 1 и 2 (поз. 4 на рис. 10.2) в монтажном блоке предохранителей и реле, установленном в подкапотном пространстве. Если после их замены вентилятор так и не начал работать, замените реле 3 и 4 в этом же монтажном блоке. Если после замены плавких вставок и реле вентилятор не начал работать, проверьте электродвигатель, для чего возьмите два дополнительных провода и подайте на вентилятор питание непосредственно от аккумуляторной батареи. Провода должны быть надежно закреплены и изолированы.

Не допускайте замыкания проводов между собой!

Обратите внимание на полярность подключения: электродвигатель должен вращаться так, чтобы вентилятор нагнетал воздух через радиатор на двигатель, а направления образуемого и набегающего (путевого) потоков воздуха совпадали.

В радиаторе установлена пробка с двумя клапанами – впускным и выпускным. Выпускной клапан играет большую роль в обеспечении оптимального температурного режима двигателя. Он поддерживает в системе избыточное давление не менее 0,13–0,15 МПа (1,3–1,5 кгс/см 2 ), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование.

Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения, но часто при возникновении проблем (например, закипание охлаждающей жидкости) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны. Нарушение герметичности выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии – к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.

Раз в год продувайте ячейки радиатора струей сжатого воздуха (например, от компрессора), направляя струю сначала навстречу набегающему воздушному потоку, а затем по его направлению для удаления с поверхности радиатора грязи, налипших насекомых и дорожного мусора. Так можно частично восстановить эффективность радиатора.

Видео про “Проверка системы охлаждения” для УАЗ 3163

Система охлаждения Патриот
Мой вид охлаждения 409 Двигателя Уаз Патриот. Электро вентилятор+Вязкомуфта
Система охлаждения двигателя

Интеллектуальный тюнинг УАЗ-3163

Содержание материала

Испытания журнала “За рулем” автомобиля УАЗ-3163 «Патриот» с интеллектуальной системой охлаждения «Силичъ»

Журнальный вариант статьи приведен здесь: “Экзамен на жаростойкость”, “За рулем” 2008/10

Маршрут, сроки, условия проведения:

  1. Москва-Волгоград-Волжск-Ахтуба-Баскунчак-Астрахань-Ставрополье-Ростов-на-Дону-Москва протяженностью около 4000км с 22.07–26.07.2008
  2. На участке Москва-Астрахань а/м УАЗ «Патриот», для увеличения нагрузки на систему охлаждения и двигатель, буксировал прицеп для перевозки катера длиной 7м, на который были нагружены 5 лодочных прицепов общим весом около 1.7т.

Тюнинг УАЗа – доработка системы охлаждения двигателя автомобиля.

На серийный УАЗ устанавливается 409 двигатель с объемом 2.7л. Режим работы ДВС очень теплонапряженный. При тяжелом режиме эксплуатации легко происходит перегрев двигателя. В этом году, по заверениям завода, эта проблема устранена путем замены радиатора, изменения вентиляционных отверстий и дополнительной установки перед радиатором сдвоенных электровентиляторов от Нивы мощностью 2*200ватт. Основным вентилятором является крыльчатка с механическим приводом через вискомуфту. На охлаждение ДВС тратится достаточно много бензина. Экономией топлива, как показал дальнейший пробег, серьезно никто не занимался.

На основе микропроцессоров созданы устройства управления, которые поддерживают оптимальную температуру ДВС во всем диапазоне нагрузок и климатических условий с минимально возможными затратами энергии (бензина) на охлаждение.

Температура ДВС регулируется 4 устройствами:

  • Термостат – является основным элементом
    Помпа
    Вентилятор радиатора
    Жалюзи

Штатные термостат, вентилятор радиатора и жалюзи были заменены для тестового пробега на аналогичные устройства с микропроцессорным управлением.

Тюнинг УАЗа был проведен в техническом центре журнала “За рулем” г.Можайск.
Началось с доработки помпы, у штатной слишком деформируемая крыльчатка.

Читать еще:  Что будет если в бензобак налить олифу

Установлен радиатор от «Волги», жалюзи. Прорезаны дополнительные отверстия в передней панели для улучшения прохождения встречного потока воздуха через радиатор. Хорошо, если выпускной коллектор теплоизолирован от подкапотного пространства и не рассеивает здесь лишнее тепло.

Предварительные испытания перед пробегом были проведены в начале июля при движении по только что вспаханному полю без подключения переднего моста со скоростью 40–60 км/ч.

Тюнингованная система охлаждения УАЗа справилась великолепно, держа стабильно температуру ДВС на всех режимах движения.

Тестовый пробег поэтапно.
1. Этап

Можайск – Ступино без прицепа
Температура – ДВС 94–99 о С.
V_ 100–120км/ч Расход топлива 13.88л

Ступино – Волгоград- Волжск с буксировкой прицепа.
участок – 277км V_ 70–80км/ч Расход топлива 16.83л/100км
участок – 361км V_ 80–90км/ч Расход топлива 17.25л/100км
участок – 271км с проездов по городам Волгоград и Волжск V_ 80–90км/ч Расход топлива 18.23л/100км

Микропроцессорные устройства для тюнинга УАЗа имели следующие регулировки:
Термостат – начало открытия 87 о С, полное открытие 97 о С.
Жалюзи – начало открытия 72 о С, полное открытие 82 о С.
Электровентиляторы – включение на 96 о С на 30% с плавным увеличением до 100% в зависимости от температуры и нагрузки.
Температура двигателя внутреннего сгорания, окружающей среды, обороты контролировались с использованием бортового компьютера.

Волжск – Ахтуба – Баскунчак – Ахтуба – Астрахань с частичной буксировкой прицепа.
Тестовый пробег на первом спецучастке Ахтуба – Баскунчак – Ахтуба 100км проходил без прицепа.
577км Температура ДВС 97–102 о С. V_ 80–90км/ч Расход топлива 13.л/100км

Микропроцессорные устройства были перестроены и имели следующие регулировки:
Термостат – начало открытия 82 о С., полное открытие 92 о С.
Жалюзи – начало открытия 72 о С., полное открытие 82 о С.
Электровентиляторы – включение на 93 о С. 30% .

Астрахань – Элиста – Ипатевское без прицепа с тестовыми участками по песчаным барханам.
533км Температура ДВС 97–102 о С. V_ 90–110км/ч Расход топлива 12.88л/100км
Температура воздуха превысила 40 о С.

Ипатевское-Ставрополь-Ростов-на-Дону без прицепа и тестовых участков
535км Температура ДВС 97–99 о С. V_ 90–100км/ч Расход топлива 9.98л/100км
4. Этап
Ростов-на-Дону – Воронеж по трассе М4 с пробками из-за ремонта трассы.

546км Температура ДВС 88–92 о С. V_ 90–110км/ч Расход топлива в таком смешанном цикле- 12.45л/100км. Вентиль термостата открыт принудительно на 70%.
Воронеж-Ступино-Можайск

599км Температура ДВС 90–93 о С. V_ 100–130км/ч Расход топлива 12.36л/100км

1. Прототип тюнинговой системы управления охлаждения ДВС УАЗа был успешно испытан. Отказов по силовой электронике не было. Теоретическая надежность микропроцессорных систем по сравнению с механическими и релейными подтвердилась. Электовентиляторы при движении с прицепом, на спецучастках и стояния в пробках на трассе М4 работали часами, не допустив ни одного сбоя.

2. По расходу бензина при движении без прицепа легко с запасом уложились в нормы завода изготовителя, которые были получены при идеальных условиях.
10.4л/100км при V_ 90км/ч
14л/100км V_ 120км/ч
Режим движения по трассам был неэкономичный, с частыми обгонами и торможениями.

3. Производительности механической помпы временами не хватало при движении с небольшими скоростями на тестовых участках и в пробках при +40 о С. Температура ДВС держалась не более чем 100–102 о С. за счет мощного обдува электровентиляторами, при этом охлаждающая жидкость, проходя через радиатор, снижала температуру примерно на 10 о С. После тестовых участков даже при движении по шоссе на скорости 90км/ч температура ДВС опускалась очень медленно, не более 1 о С на километр, что указывает на недостаточную производительность помпы.

4. Все тюнинговые устройства информацию о температуре ДВС УАЗа получали с аналогового одноконтактного датчика температуры для указателя на панели приборов.

Дополнительные сведения.
Автоматические жалюзи вкупе с остальной электроникой в летнем режиме обеспечивают время прогрева на ХХ до рабочей температуры:
до 70град. – 4.07мин.
до 90град. – 6мин.

Для штатной системы охлаждения:
до 70град. – 6.47мин.
до 90град. – 14мин.

В случае аккуратного движения после прогрева до 40 о С разница увеличивается еще на 50%.

Далее авторский текст по тюнингу УАЗа Владимира Арбузова, журнал “За рулем”:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector