Схема рулевого управления ваз 2110
Рулевое управление ВАЗ 2110: диагностика неисправностей, замена наконечников и рулевых тяг
Для каждой детали ВАЗ 2110 рано или поздно потребуется замена, и рулевой механизм не будет исключением. Это достаточно простой узел, так как элементов в нем немного, при чем некоторые детали нужно менять не раньше, чем через 100 тысяч километров пробега. Изучив эту статью, читатель узнает, что входит в рулевое управление и как оно работает. Также в данном материале присутствует три инструкции, в которых рассказано о замене рулевой тяги, наконечников и самой «баранки». Из специальных требований можно выделить только наличие смотровой ямы и домкрата, но эти составляющие есть практически в каждом гараже.
Важно! Узнать срок службы каждой детали, которая входит в рулевое управление, можно в руководстве по эксплуатации и обслуживанию ВАЗ 2110. Также в мануале присутствует описание неисправностей и пути их решения. Рекомендуется хотя бы один раз пройтись по всему руководству, чтобы примерно знать, когда для детали требуется замена или обслуживание.
Рулевой механизм: детали и принцип работы
Автомобили модельной линии «Лада Самара» получили травмобезопасное рулевое управление, которое можно регулировать высоте рулевой колонки. В машине ВАЗ 2110 установлен реечный механизм, в который входят следующие детали:
- Стопорное кольцо.
- Руль.
- Кожух.
- Колонка.
- Кронштейн.
- Рычаг регулировки.
- Тяга и наконечники.
- Подшипник вала.
- Верхний вал.
- Отверстие под звуковой сигнал.
Работает рулевой механизм по простому принципу: водитель, поворачивая руль, меняет направление движения автомобиля. Рычаги и валы обеспечивают передачу усилия на ходовую часть ВАЗ 2110. В этой модельной линии электро или гидроусилителя не предусмотрено, поэтому усилий для поворота авто нужно больше, чем на иномарках. Рулевая колонка позволяет регулировать наклон рулевого колеса, настраивается механизм вручную.
Основные неисправности и пути решения
Определить причину дефекта в работе системы можно только при частичном или полном демонтаже. Владелец ВАЗ 2110 может встретиться со следующими неисправностями:
- Руль автомобиля ВАЗ 2110 слишком свободно ходит. Скорее всего, ослаблены гайки тяг – их нужно подтянуть. Также причиной может быть увеличенный зазор в шаровых шарнирах, в этом случае потребуется замена тяги и ее наконечников или шарниров.
- Механизм издает шум и стук при работе. Гайки шаровых тяг ослаблены. В этом случаях необходимо затянуть и проверить крепления. Еще один вариант – это увеличение зазора. Здесь поможет только замена поврежденных или изношенных элементов, входящих в управление.
- Руль вращается слишком туго. Первым делом нужно проверить, нормальное ли давление в передних колесах. Далее следует проверить крепления и при необходимости затянуть их.
Замена и ремонт основных деталей
Когда неисправность обнаружена, нужно собрать все необходимые детали и инструменты для ВАЗ 2110. В обязательном порядке понадобятся наборы отверток и ключей. Также необходимо проверить наличие накидных головок, плоскогубцев, металлической щетки и специального съемника, которым выполняется обслуживание устройства. Если же его нет, то в качестве альтернативы подойдет небольшой лом или молоток.
Как поменять наконечники и тягу
Замена наконечников и тяги проходит следующим образом:
- Первым делом ВАЗ 2110 нужно поднять домкратом и демонтировать переднее колесо;
- Место, где наконечник рейки присоединяется к поворотному кулаку, необходимо тщательно зачистить, а затем обработать гайку WD-40;
- Далее необходимо снять шплинт, фиксирующий соединение, для этого понадобятся плоскогубцы;
Снимаем проволоку фиксирующую гайку, потянув за один конец плоскогубцами
Демонтируем палец
Замена руля
Демонтировать руль будет проще, чем наконечники и тяги. Стоит сказать, что рулевое колесо меняют редко, обычно вместо него ставят более стильный и удобный вариант. Необходимо проверить перед покупкой, подходит ли новая деталь под рулевой механизм.
Проходит замена следующим образом:
-
Накладку нужно аккуратно поддеть отверткой и снять;
Аккуратно подденьте накладку при помощи плоской отвертки
Теперь руль можно полностью снять
ВАЗ-2110. Рулевая рейка ВАЗ-2110: регулировка, ремонт, замена своими руками
Система управления автомобилем отвечает за направление его движения, а также в значительной мере за безопасность водителя и пассажиров. Одним из важнейших элементов этой системы является рулевая рейка. Ее роль заключается в передаче усилия от рулевого колеса на тяги, которые, в свою очередь, заставляют поворачивать управляемые колеса в ту или иную сторону.
За исключением последних версий в автомобилях ВАЗ-2110 рулевая рейка не оборудована усилителем, однако это совсем не значит, что ее механическая конструкция будет служить вечно. Как и любой другой подвижный механизм, она иногда выходит из строя. О том, что представляет собой рулевая рейка ВАЗ-2110 и какие проблемы с ней случаются, мы поговорим в этой статье. Кроме этого мы разберемся с тем, как ее самостоятельно отремонтировать или заменить.
Конструкция и роль рулевой рейки в системе управления
Рулевая рейка ВАЗ-2110 представляет собой стальной бланк, одна сторона которого имеет зубья, входящие в зацепление с зубьями приводной шестерни. Последняя приводится в движение рулевым колесом через вал и его кардан. В автомобилях ВАЗ-2110 рулевая рейка располагается в колонке, которая закреплена на перегородке между моторным отсеком и салоном.
Ее верхняя часть имеет крепление для двух тяг, которые посредством наконечников и их пальцев соединяются со стойками амортизаторов.
При повороте рулевого колеса вращается его вал и передает усилие через кардан на приводную шестерню. Она, вращаясь, перемещает рейку вместе с тягами в нужную сторону. Вот таким нехитрым образом управляется автомобиль.
Естественно, что для обеспечения нормальной работы рейки в конструкцию рулевого механизма входит еще ряд деталей:
- корпус (картер) колонки;
- защитный кожух (гофра) с хомутами;
- два подшипника шестерни привода (шариковый и игольчатый);
- опорная втулка (фторопластовая);
- упор;
- упорная гайка;
- пыльники, заглушки, шайбы и др.
Признаки поломки механизма рулевой рейки
В автомобилях ВАЗ-2110 рулевая рейка, требующая ремонта или замены, может подавать следующие признаки:
- хруст (стук) в районе расположения колонки при повороте руля на месте или вначале движения;
- тугой руль (заклинивание или «закусывание»);
- стук, вибрация рулевого вала во время движения по неровной дороге;
- большой люфт рулевого колеса;
- неровная траектория движения передних колес (виляние).
Основные причины неисправностей рулевой рейки
Причинами выхода из строя или нарушения в работе рейки могут быть:
- израсходованный ресурс;
- износ деталей рулевого механизма вследствие постоянной езды по бездорожью;
- ускорения и рывки вначале движения при вывернутом рулевом колесе;
- повреждения подвески и рулевого механизма из-за попадания колеса в глубокую яму и др.
Как устранить люфт?
Выявив признаки неисправности, не отчаивайтесь, возможно, все обойдется мелким ремонтом, тем более что сама рейка очень редко выходит из строя. Для начала разберемся, есть ли у руля люфт и как подтянуть рулевую рейку на ВАЗ-2110, чтобы от него избавиться. Первым делом открываем капот, находим месторасположение колонки. Демонтируем элементы двигателя, которые мешают свободному доступу к ней (воздушный фильтр, воздуховод). Взявшись двумя руками за рулевые тяги, попробуйте подвинуть рейку влево-вправо. Если при этом обнаружится люфт, избавляемся от него путем регулирования упорной гайки.
Регулировка рулевой рейки ВАЗ-2110 – процесс достаточно простой, но для этого потребуется специальный ключ на 17 с восьмигранной головкой. Без этого инструмента работу можно не начинать. Если же ключ под рукой, отправляйтесь под машину и снимите защиту двигателя. После этого переместитесь под переднюю часть машины и найдите месторасположение колонки. Снимите пластиковую заглушку упорной гайки. Дальше регулировка рулевой рейки ВАЗ-2110 осуществляется путем закручивания этой гайки внутрь корпуса колонки. Проверните ее на 10-15 градусов, после чего проверьте величину люфта. Если есть необходимость, повторите процедуру. Важно не перетянуть упорную гайку, иначе рулевой вал будет вращаться туго.
Кроме этого, проверьте надежность крепления тяг. При необходимости подтяните болты их крепления.
Демонтаж рулевой колонки
Если после регулировки проблема с рейкой не исчезла, придется ее разбирать и ремонтировать. Но для этого ее нужно снять. Существует два метода демонтажа: с рулевыми тягами и без них. Последний способ предпочтительней, так как требует гораздо меньше времени. Перед тем как снять рулевую рейку на ВАЗ-2110, переднюю часть машины нужно поддомкратить с обеих сторон. Это необходимо для того, чтобы разгрузить тяги.
В салоне, в районе блока педалей, нужно открутить болт кардана рулевого вала. После этого переходим в моторный отсек и откручиваем 2 болта крепления тяг, предварительно отогнув стопорную пластину. Затем нужно открутить 4 болта фиксации рулевой колонки к кузову автомобиля. Когда это будет сделано, снимаем колонку и извлекаем ее через проем левой колесной арки.
Что представляет собой ремонт рулевой рейки ВАЗ-2110 своими руками?
Заблаговременно позаботьтесь об инструменте. Здесь понадобится два спецключа: восьмигранник на 17 и восьмигранник на 24, а также съемники для подшипников. Стоит обозначить, что ремонт рулевой рейки ВАЗ-2110 подразумевает замену деталей, наиболее подверженных износу. Это подшипники и пыльник приводной шестерни, упор, стопорные кольца, опорная втулка, уплотнители. Все эти элементы можно приобрести в комплекте. В продаже есть три вида ремкомплектов:
- минимальный, включающий опорную втулку, пыльник стопорные кольца и уплотнители;
- стандартный, в который кроме перечисленных деталей входят подшипники;
- полный, в составе которого предусмотрена и новая рейка.
Покупать ремкомплект рекомендуется лишь после того, как вы снимете колонку, выпишите ее маркировку (разные версии ВАЗ-2110 могут иметь различную комплектацию) и разберете ее, определив запчасти, подлежащие замене.
Разбираем рулевую колонку
Разбирать узел управления начинаем с того, что снимаем защитный кожух, разрезав пластиковые хомуты. После этого спецключом на 17 отворачиваем упорную гайку, достаем стопорное кольцо, пружину и выбиваем упор рейки. Далее снимаем пыльник и уплотнитель шестерни привода, извлекаем стопорную шайбу, после чего спецключом на 24 отворачиваем гайку, фиксирующую шариковый подшипник. Извлекаем шестерню. Теперь, когда рейку ничего не держит в корпусе, извлекаем ее через правую сторону корпуса. Извлекаем из посадочного места игольчатый подшипник приводной шестерни. Для этого потребуется специальный съемник. Проверьте подшипники приводной шестерни на наличие люфта. Если он присутствует, подшипники придется заменить.
Обязательной замене подлежит и опорная втулка. Она имеет цилиндрическую форму и расположена внутри корпуса рулевого управления. Снимается втулка путем поддевания отверткой.
Порядок сборочных работ
Ремонт рулевой рейки ВАЗ-2110 начинаем с установки игольчатого подшипника приводной шестерни. Посадочное место предварительно обильно смазывается специальной смазкой типа «Фиол-1». После этого напрессовываем новый шариковый подшипник на вал шестерни привода. Далее устанавливаем опорную втулку из ремкомплекта внутрь корпуса узла управления. Теперь заполняем смазкой внутреннюю полость колонки и вставляем в нее рулевую рейку.
Монтируем приводную шестерню и фиксируем ее стопорным кольцом и гайкой. Надеваем на ее вал новый пыльник.
Устанавливаем на место упор с уплотнителем, закрепляем его стопором и упорной гайкой. Вот, в принципе, и все. Теперь нужно отрегулировать узел управления и надеть на него защитный кожух.
Настройка механизма управления
В автомобилях ВАЗ-2110 рулевая рейка регулируется путем прижимания к ней упора. Это происходит при закручивании упорной гайки. Заменив износившиеся детали и собрав колонку, нужно закрутить эту гайку до упора, а после отвернуть примерно на 30 градусов. Это, конечно, грубая регулировка, но самая правильная. Дальнейшая настройка производится тем же путем при установленной рулевой колонке на автомобиль.
Замена рулевой рейки ВАЗ-2110
Редко, но случается, что заменой расходников дело не обходится. Рулевая рейка хоть и выполнена из стали, но все же подвержена износу. Чаще всего причиной этому становится халатность автовладельцев, не следящих за состоянием рулевого механизма. Кроме этого, рейка может пострадать и вследствие дорожно-транспортного происшествия. Но и здесь отчаиваться не стоит. Замена рулевой рейки ВАЗ-2110 производится по описанной выше схеме. Единственное, что потребуется – это приобрести полный ремкомплект, который стоит в среднем около 1500 рублей.
Полезные советы
Напоследок приведем несколько полезных советов, которые позволят продлить жизнь рулевой рейке и другим элементам, входящим в узел управления:
- Не реже одного раза в квартал проверяйте состояние рулевого управления на СТО или самостоятельно.
- Обращайте внимание на состояние защитного кожуха рулевой колонки.
- Пытайтесь ограничить езду по неровной поверхности, особенно на высокой скорости.
- Не испытывайте прочность рулевой рейки и всего механизма, трогаясь с места с вывернутым до упора в сторону рулем.
- При выявлении люфта или других признаков неисправности рулевой рейки осуществляйте ее ремонт или замену.
Настоящая инструкция устанавливает последовательность монтажа рулевых механизмов и систем гидроусилителя рулевого управления, автомобилей ваз 2110, 2111, 2112 и их модификаций.
Главная > Инструкция
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Настоящая инструкция устанавливает последовательность монтажа рулевых механизмов и систем гидроусилителя рулевого управления, автомобилей ВАЗ 2110, 2111, 2112 и их модификаций.
1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПЕРЕД МОНТАЖОМ РУЛЕВЫХ МЕХАНИЗМОВ НА КУЗОВ АВТОМОБИЛЯ.
1.1 Демонтировать экран защитный чехла рейки рулевого механизма 2110-3403086.
1.2 Демонтировать рулевой механизм 2110-3400010.
1.3 Демонтировать прижимную пластину 2110-3401208 и прокладку 2110-3401206.
1.4 Демонтировать рулевую колонку.
1.5 Подсборка рулевого механизма 2110-3400010-30.
1.5.1 Снять рулевые тяги с демонтированного рулевого механизма 2110-3400010 и установить их на рулевой механизм 2110-3400010-30. Болты крепления рулевых тяг затянуть крутящим моментом 95±10 Н·м.
1.5.2 На рулевой механизм 2110-3400010-30 установить шланг высокого давления 2110-3408018-10, уплотнительные шайбы 2 и болт-штуцер 1 (М14х1,5). Болт-штуцер затянуть крутящим моментом 25…27,6 Н·м. Установить трубку низкого давления 2110-3408040, уплотнительные шайбы 4 и болт-3 (М16х1,5). Болт-штуцер затянуть крутящим моментом 35…38,5 Н·м см. рисунок 1.
1.5.3 На рулевой механизм 2110-3400010-30 установить опоры 2110-3403080, 2110-3403082 и скобы 2108-3403020-10.
1.5.4 Вращением вала распределителя, совместить метки В на корпусе распределителя и на пыльнике шестерни в среднем положении рейки см. рисунок 1.
1.6 Подсборка рулевой колонки
1.6.1 Демонтировать промежуточный вал 2110-3401092 -10.
1.6.2 Установить новый промежуточный вал 2110-3401092-20 стяжной болт М8 с шайбой и гайкой. Гайку затянуть крутящим моментом 22,5…27,4 Нм.
2 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ НА ДВИГАТЕЛЕ
2.1 Снять генератор см. рисунок 2.
2.2 Снять кронштейн крепления генератора см. рисунок 2.
2.3 Снять кронштейн крепления штанги подвески двигателя см. рисунок 2.
2.4 Снять крышку ремня ГРМ см. рисунок 3.
2.5 Изготовить отверстие в крышке ГРМ см. рисунок 4.
2.6 В отверстия блока двигателя ввернуть 3 шпильки и затянуть их до упора см. рисунок 3.
2.7 Установить кронштейн крепления натяжного ролика. Гайки затянуть крутящим моментом 15…24,2 Нм см. рисунок 4.
2.8 Из демонтированного кронштейна крепления штанги извлечь разрезную втулку крепления штанги и запрессовать ее в кронштейн крепления наоса 2112-1001360-30 (При необходимости).
2.9 Из демонтированного кронштейна крепления генератора извлечь втулку крепления генератора запрессовать в кронштейн крепления генератора 2110-1041034-10.
2.10 На место кронштейна крепления штанги установить кронштейн крепления насоса с насосом в сборе 2110-3407009, закрепив его тремя болтами М10. Два болта применяются демонтированные ранее, а верхний болт М10-1,25х25 1/59707/21 с шайбой 10х20х2 1/26469/01. Болты затянуть крутящим моментом 31,5. 51,5 Н·м см. рисунок 7, 8.
2.11 На место крепления генератора установить кронштейн генератора 2110-1041034-10, закрепив его двумя болтами М8х40 и одним болтом М8х85. Болты затянуть крутящим моментом 19,6. 24,4 Н·м см. рисунок 5. (При установке 2110-1041034-20 крепление осуществляется на другие точки и другим крепежом).
2.12 На кронштейн генератора 2110-10041034-10 установить генератор и закрепить его нижним болтом М8х150 и гайкой М8 и верхним болтом М8х60 с регулировочной планкой и гайкой М8. Гайки затянуть крутящим моментом 19,6. 24,4 Нм см. рисунок 6.
2.13 Установить на насос передний шланг высокого давления 2110-3408100-10 уплотнительные шайбы и болт М16х1,5. Болт затянуть крутящим моментом 35…38,5 Н·м. Другой конец шланга закрепить болтом М8х55 на картере сцепления см. рисунок 8. Болт затянуть крутящим моментом 20,7…25,7 Н·м.
2.14 Изготовить отверстие в крышке ГРМ в обозначенном месте см. рисунок 9.
2.15 Установить крышку ремня ГРМ, закрепив ее шестью болтами М6 см. рисунок 10.
2.16 На кронштейн крепления ролика 2112-8114054 установить натяжной ролик 2110-1041056 и болт крепления ролика М10-1,25х40 не затягивая болт см. рисунок 11.
2.17 Установить ремень привода насоса и генератора и произвести натяжение ремня натяжным роликом. Болт затянуть крутящим моментом 46,5. 56,3 Н·м см. рисунок 12.
3 МОНТАЖ РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА НА КУЗОВ АВТОМОБИЛЯ.
3.1 Монтаж рулевых механизмов:
3.1.1 На щитке передка со стороны моторного отсека установить уплотнитель рулевого механизма 2110-3401165-20 и прижимную пластину 2110-3401208-20. Установить гайки крепления прижимной пластины. Гайки затянуть крутящим моментом 1,5…2,5 Н·м см. рисунок 13.
3.1.2 Установить шланг низкого давления, надев два хомута крепления трубки шланга на приварные болты крепления кожуха защитного чехла рейки рулевого механизма, а один хомут шланга надеть на приварной болт на лонжероне и закрепить гайкой М6. Гайку затянуть моментом 2,8…4,6 Н·м см. рисунок 14.
3.1.2 Установить рулевой механизм на кронштейны крепления, обеспечив прохождение приварных болтов кронштейнов через отверстия скоб 2108-3403020-10 крепления рулевого механизма. Установить гайки скоб крепления рулевого механизма. Гайки затянуть крутящим моментом 15. 18,9 Н·м см. рисунок 15.
3.1.3 Убедиться, что указательные метки на корпусе распределителя и пыльнике совмещены. На распределитель рулевого механизма 2110-3400010-30 в салоне автомобиля установить уплотнитель 2110-3401165-20.
3.1.4 Соединить шланг низкого давления 2110-3408026 с трубкой низкого давления 2110-3408040, установить хомут крепления шланга. Болт затянуть крутящим моментом 2,0…3,3 Н·м.
3.1.5 Установить, на приварные болты, кожух защитный чехла рейки рулевого механизма 2110-3403086 и гайки крепления кожуха. Гайки затянуть крутящим моментом 2,8…4,6 Н·м.
3.1.6 Соединить рулевые тяги с поворотными рычагами, установить гайки крепления. Гайки затянуть крутящим моментом 27…33,4 Н·м и зашплинтовать при несовпадении прорези гайки с отверстием в пальце, гайку довернуть на угол меньше 60° и зашплинтовать.
3.1.7 В салоне автомобиля соединить промежуточный вал с валом распределителя, установить стяжной болт, шайбу и гайку. Гайку затянуть крутящим моментом 22,5…27,4 Н·м При этом спица рулевого колеса должна быть расположена горизонтально.
3.1.8 Установить рулевую колонку, установить шайбы и гайки М8 и болты с отрывной головкой. Гайки затянуть крутящим моментом 15,0…18,6 Н·м, а болты затянуть до обрыва головки болта.
4 МОНТАЖ СИСТЕМЫ ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ.
4.1 Демонтировать кронштейн крепления адсорбера с адсорбером в сборе.
4.2 Установить на приварные болты крепления адсорбера кронштейн крепления бака масляного. Установить кронштейн крепления адсорбера с адсорбером в сборе. Установить гайки крепления кронштейна адсорбера М6. Гайки затянуть крутящим моментом 2,8…4,6 Н·м см. рисунок 16.
4.3 Установить на кронштейн крепления бака масляного бак масляный и закрепить лентой, установив в отверстия ленты стяжной болт. Болт 6 затянуть крутящим моментом 0,7…1,1 Н·м см. рисунок 17.
4.4 Соединить с баком масляным подводящий и сливной шланги и затянуть болты зажимных хомутов шлангов затянуть крутящим моментом 2,0…3,3 Н·м см. рисунок 18. Хомут 2110-3408159 крепления подводящего шланга 2110-3408124 закрепить болтом М6 на натяжной пластине генератора. Болт затянуть крутящим моментом 2,8…4,6 Н·м см. рисунок 19.
4.5 Демонтировать скобу крепления провода индикатора износа тормозных колодок. Установить хомут 1/45676/80 на лонжерон в отверстие скобы крепления провода индикатора износа тормозных колодок, и закрепить хомутом сливной шланг вместе с проводом индикатора износа тормозных колодок на лонжероне.
4.6 Соединить подводящий шланг 2110-3408124 со штуцером насоса 2110-3407009 гидроусилителя, установленного на двигателе. Болт зажимного хомута шланга затянуть крутящим моментом 2,0…3,3 Н·м. Хомут 2110-3408159 крепления шланга закрепить на натяжной планки генератора болтом М6.
4.7 Соединить шланг высокого давления2110-3408018-10 с передним шлангом высокого давления 2110-3408100-10 накидной гайкой. Гайку затянуть крутящим моментом 35…38,7 Н·м.
4.8 Внимание. Категорически запрещается запуск двигателя при незаполненной маслом гидравлической системе.
5 ЗАПОЛНЕНИЕ МАСЛОМ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ.
5.1 Снять крышку бака масляного 2110-3410054 см. рисунок 17.
5.2 Повернуть передние колеса вправо до упора.
5.3 Залить в бак масло до нижнего края заливной горловины.
5.4 Повернуть передние колеса из правого крайнего положения в левое крайнее положение три четыре раза. Затем установить их в среднее положение.
5.6 Проверить уровень масла в баке и при необходимости добавить в бак масло до отметки “MAX” на щупе.
5
.7 Заполнение системы производить одним типом масла из спецификации масел в приложении 1.