Avto-love.ru

Реле дворников ваз 2109 схема подключения

Регулируемая пауза стеклоочистителей

Период включения “дворников” в прерывистом режиме работы не всегда бывает удобен, и это касается далеко не только ВАЗ-2108. Любой водитель знает, что в лёгкий дождик “дворники” в таком режиме начинают скрести по сухому стеклу, ещё не успевшему покрыться каплями. Выходов из этой неприятности два: включать стеклоочистители периодически вручную, что конечно неудобно или сделать настраиваемую паузу. Естественно, мы пойдем по второму пути.
В продаже имеются специальные реле, которые заменяют штатные реле стеклоочистителей, и могут программироваться особыми манипуляциями с подрулевым переключателем. Да, они имеют право на жизнь, но они неудобны в настройке – стоит почитать инструкцию, как изменить паузу, и всё станет ясно. Другим аргументом не использовать их является то, что микросхема, используемая в штатном реле стеклоочистителей, уже имеет поддержку изменяемой паузы, просто производитель не удосужился поставить регулятор.

Схемотехника

Обычно реле стеклоочистителей выполнено на микросхеме U642B или российском аналоге – КР1055ГП2. Достаточно изучить документацию на эту микросхему, и станет ясно, как сделать регулятор – это очень просто.

На схеме можно увидеть, что за паузу отвечает вывод 2 микросхемы. К нему подключены последовательно 2 резистора – R2 и R3. R2 стоит внутри реле, его мы трогать не будем. А R3, переменный, отсутствует, т.е. закорочен – его нам и нужно установить. Но куда его ставить? Всё просто, смотрим схему электрооборудования LADA Samara: правый подрулевой переключатель имеет контакт J, к нему подходит желто-зеленый провод. Вытащим его, а в образовавшийся разрыв включим нашу схему.

Часто при такой модернизации ставят переменный резистор на кожух рулевой колонки. Мне же показалось это неудобным, во-первых, а во-вторых, уже было занято место на кожухе. Вместе кожуха я предпочел расположить регулятор прямо на подрулевом переключателе. А переменный резистор посчитал неудобным тем, что крутить ручку во время управления автомобилем, тонко настраивая паузу, неэффективно: нет возможности точно выставить ранее устраивавшую паузу, а смысла менять её до секунды нет. Разумнее поставить переключатель на несколько фиксированных положений, скажем, на три – стандартное, длительное, среднее – этого будет вполне достаточно, и можно быстро переключаться между ними, не отвлекаясь от управления автомобилем.

Был найден подходящий переключатель, им оказался KBB70-2P3W – это движковый переключатель на 3 положения, довольно больших размеров. Как показала практика, он только-только помещается в подрулевом переключателе, и его размеры хорошо подходят для манипуляций во время движения – меньшие размеры были бы неудобны.
Но как же переключатель заменит переменный резистор?! Действительно, не заменит, кроме него понадобятся 2 постоянных резистора. В зависимости от положения переключателя, наша схема обеспечит малое, среднее и большое сопротивления. Итак, схема:

При среднем положении имеем большое сопротивление (ток через один резистор, max пауза), при первом крайнем – малое (ток мимо резисторов, min пауза), при другом крайнем – среднее (ток через 2 резистора параллельно, средняя пауза). Минусом такого включения является “неправильная” последовательность пауз: min-max-mid вместо min-mid-max. Увы, задать другую последовательность без применения электроники невозможно, а одним из условий затеи было неиспользование каких-либо сложных схем. Впрочем, это некритично и к такой последовательности быстро привыкаешь.

Расчёты

Теперь займемся расчетом пауз и сопротивлений. Микросхема U642B по документации допускает паузы 4-20 с. На практике было получено, что в легкий дождь возникает желание включать “дворник” раз в 17-20 секунд, что в принципе соответствует max паузе микросхемы. Были проведены замеры сопротивлений и соответствующих им пауз, зависимость отображена на следующем графике.

Штатная пауза получилась 5.2 с. Две другие были выбраны – около 12 и 20 с. Исходя из этого подобраны резисторы следующим образом: сначала резистор max паузы – 41 кОм, затем дополнительный для него в параллель – 22 кОм (дает в паре с первым 14.5 кОм). При таких номиналах получились паузы 13.2 и 20.1 секунд, что близко к желаемому.

Реализуем “в железе”

И здесь начинается не менее ёмкая часть работы. Сборка переключателя и резисторов будет располагаться в подрулевом переключателе с тыльной стороны, около сгиба – там нужно освободить пространство, удалив рёбра жесткости. Прочность рычага от этого не страдает. Далее в оставшихся ребрах делаем канал для проводов, а у самого основания рычага сверлим 2 отверстия, через которые пропустим провода – это нужно для их фиксации и направления. Если использовать провода сечением 0.35 мм 2 , достаточный диаметр отверстий 1.5 мм. Можно использовать и более тонкие провода – это несущественно в данном случае. Также в рычаге сверлим отверстия для саморезов, на которые будет крепиться переключатель.

Стрелками показаны отверстия для проводов и подготовленное место для переключателя.

Читать еще:  Лада гранта датчик массового расхода воздуха

Теперь модернизируем переключатель: сгибаем его крепления, и к одному из них припаиваем дополнительный лепесток из подходящего металла. У данного переключателя 6 выводов, 3 лишних вывода откусываем – они не нужны. Вид у переключателя получается не очень привлекательный, но всё зависит от вашей искусности, да и виден он не будет.

Готовим сборку переключатель+резисторы, как показано на фото. Здесь ничего сложного нет: навесной монтаж, обычные компоненты, не забываем об изоляции, хоть она здесь и не критична.

Устанавливаем сборку в рычаг, прикрутив переключатель саморезами, он при таком креплении сидит плотно и надежно. Можно переключатель покрасить, хотя он и не виден с места водителя. Прокладываем провода, ближе к основанию рычага упаковываем их в термотрубку, стараясь придать ей профиль по форме рычага.

Так готовый рычаг выглядит в профиль – модернизация почти не влияет на внешний вид.

Остается оконцевать провода “мамами”: одной побольше – она будет подключаться к штатному желто-зеленому проводу, другой поменьше – эта будет соединена с коротким переходником. Кстати, о переходнике: это короткий провод, с одной стороны которого “большой папа” – его вставляем в разъем подрулевого переключателя вместо желто-зеленого провода, а с другой стороны – “малый папа”. Переходник нужен для того, чтобы можно было снимать подрулевой переключатель при необходимости.

Ставим переключатель в машину. Конструкция получается надежной, просто и быстро монтируемой. На фото стрелкой показан тот самый провод-переходник.

Дворники ВАЗ 2109: приемы обследования и реабилитации

На «девятке» реализована классическая схема стеклоочистителей: подрулевой переключатель через реле (прерывистые режимы) или напрямую подает питание на электродвигатель, заставляющий вращаться звенья связи редуктор – кривошип – трапеция – щеткодержатели. Многолетняя практика демонстрирует, что слабым местом может стать абсолютно любой узел.

Проблемы с «железом»: если электродвигатель работает…

Инциденты, когда на ВАЗ 2109 не работают дворники исключительно по причине нарушения цепочки передачи уже выработанного электромеханикой крутящего момента, устраняются быстро и чаще всего не требуют сторонних капиталовложений. А значит, исправно работающий моторедуктор, о чем свидетельствуют отчетливо прослушиваемый шум и щелканье биметаллического предохранителя в салоне слева от водителя – сигнал к осмотру редуктора, трапеции и щеткодержателей.

Порядок действий при функционирующем моторедукторе и неподвижных дворниках таков:

  • удостовериться в прочности связи между щеткодержателями и выходными валами трапеции, при необходимости – правильно выставить кривошип и затянуть гайку;
  • проверить, прижат ли к ведомой шестерне редуктора связанный с трапецией рычаг;
  • разобрать редуктор, заменить шестерни с поломанными зубьями.

Если на ВАЗ 2109 не работают электродвигатель и дворники: выявление неисправностей электрического оборудования

Идентифицировать дефектный участок только по нефункционирующему электродвигателю невозможно. Здесь следует обращать внимание на подкрепляющие основной симптом факторы:

  • режим работы биметаллического предохранителя, защищающего моторедуктор от перегрузок;
  • целостность предохранителя №5, располагающегося в монтажном блоке под капотом;
  • работоспособность системы в крайнем верхнем положении подрулевого рычага.

Сценарий, когда в салоне ВАЗ 2109 не слышно никаких звуков и не работают дворники, означает:

  • электропривод недееспособен;
  • биметаллический предохранитель не срабатывает;
  • предохранитель №5 не перегорает.

Диагностический спектр мероприятий, нацеленных на устранение этой неисправности, таков:

  • осмотреть целостность проводов на участках рычаг управления-монтажный блок-моторедуктор;
  • проверить клеммы соединительных колодок элементов вышеупомянутых участков на предмет отсутствия окислов и нагара (особое внимание стоит уделить соединениям в монтажном блоке, наиболее подверженным воздействию влаги);
  • удостоверится в исправности подрулевого переключателя, «прозвонив» его в различных положениях мультиметром;
  • проверить плотность и стабильность контакта между щетками и коллектором, при необходимости зачистить контактные поверхности последнего мелкозернистой абразивной бумагой и протереть тряпочкой, смазанной техническим вазелином.

Если все вышеперечисленные мероприятия не привели к устранению неисправности, то произошел обрыв в обмотке якоря устройства и, следовательно, моторедуктор полностью подлежит замене.

О перегрузке на моторедуктор дадут знать отчетливо прослушиваемый в салоне щелчок или сгоревший предохранитель, а также неработающий электродвигатель. Спровоцировать критическую нагрузку на электропривод способны:

  • примерзшие к стеклу щетки;
  • деформированные рычаги, задевающие за различные изъяны кузова;
  • посторонний предмет, попавший в корпус моторедуктора при сборке.

Альтернативная причина – короткое замыкание в обмотке электромотора, исключающая возможность проведения «курса лечения» агрегата.

В первых двух положениях на ВАЗ 2109 весьма часто дворники не работают, но при этом в крайнем положении вся система функционирует исправно. Виной тому – реле 52.3747, включенное в цепь монтажного блока. Реже проблема кроется в расположенном справа переключателе режимов функционирования стеклоочистителей.

  • реле может обладать обратным дефектом, при котором дворники вращаются в прерывистых положениях переключателя без остановок;
  • реле 52.3747 допускается заменять на 525.3747, не имеющее вывода «R».

На «подношенной» системе щетки в первых двух положениях переключателя могут чистить без остановок еще из-за дефекта в концевом выключателе, расположенном на крышке моторедуктора:

  • кулачок ведомой шестерни редуктора не воздействует пластину (устраняется подгибом пластины);
  • контактирующие элементы окислились или обгорели.
Читать еще:  Наконечник катушки зажигания ваз 2112 16 клапанов

каркасник Капризный концевой выключатель также может наравне с открученной гайкой кривошипа трапеции спровоцировать остановку дворников в произвольном положении.

Важно! Для получения доступа к внутренностям моторедуктора необходимо снять весь привод стеклоочистителя. Осуществить последнее можно только после отсоединения контактных разъемов, демонтажа всех реле в блоке предохранителей, вентилятора печки, гаек, фиксирующих оси под щеткодержатели, болта кронштейна, крепящего электродвигатель к кузову.

Вердикт

На автомобиле ВАЗ 2109 одновременно не работают электромотор и дворники по следующим причинам:

  • примерзшие щетки;
  • неправильное расположение щеткодержателей в крайних положениях и дефекты в геометрии;
  • окисленные/обгоревшие контактные разъемы и дефектные провода;
  • дефектное реле;
  • износ щеточно-коллекторного узла в моторедукторе;
  • неисправный концевой выключатель.

Исправно функционирующий моторедуктор может не передавать крутящий момент на дворники в таких случаях:

  • ослаблены гайки крепления рычагов на оси ведомых валов трапеции;
  • откручена гайка, прижимающая кривошип трапеции к ведомой шестерне редуктора;
  • выкрошены зубья на шестернях редуктора.

Переборка стартера на автомобилях ВАЗ десятой модели

С проблемами поломки стартера можно столкнуться в самый неожиданный момент. Так как при этом двигатель невозможно запустить – проблема оказывается довольно серьезной. Но можно попробовать решить эту задачу самостоятельно. Для начала надо установить причину неисправности. Основными факторами, по

Самостоятельный монтаж стеклоочистителей: особенности процесса

Рано или поздно смена стеклоочистителей касается абсолютно каждого автомобиля. Несмотря на простоту совершения операции, имеется немалое количество подводных камней. Ознакомившись с ними, можно избежать неблагоприятных явлений при проведении процесса. Общая схема действий Появились разводы при

Определение причин неисправности стеклоочистителя на автомобиле ВАЗ

дворникиЕсли вдруг на вашем автомобиле перестали работать дворники, это не повод для паники. Устройство это довольно простое и при желании каждый может самостоятельно устранить причину неисправности, следуя дальнейшей инструкции. И так, давайте выясним почему не работают дворники на вашем ВАЗ-2105.

Как обнаружить и устранить неполадки в системе стеклоочистителей автомобиля Лада Калина

Устройство системы стеклоочистителя представляет собой довольно простую схему. При желании, любой автовладелец в состоянии разобраться в причине неисправности и устранить ее самостоятельно.

Ремонт стеклоочистителей на автомобиле ВАЗ 2109

Дворники являются очень важной деталью оснащения автомобиля. Их функции особенно пригодятся в осенне-зимний период.

Как дать новую жизнь износившимся стеклоочистителям

Одним из элементов системы стеклоочистителя автомобиля, являются дворники, рабочая поверхность которых выполнена из эластичной резины. Благодаря специальной форме и гибкой поверхности щетки плотно прилегают к лобовому стеклу.

Ваз 2109: ремонт стеклоочистителя — правильное выполнение

Стеклоочиститель («дворник») ваз 2109

Стеклоочистители предназначены для очистки лобового стекла от капель дождя в непогоду, а так же от пыли и грязи и обеспечивают водителю хорошую видимость. При этом щетки стеклоочистителей установленные правильно, очищают большую площадь.
Качество очистки стекла во многом зависит от того, насколько плотно щетки прижимаются к стеклу. Конечно, не стоит забывать, что стеклоочиститель (в силу своего устройства) очищает не всю поверхность лобового стекла, из-за этого обзор в снегопад либо сильный дождь значительно ухудшается.
При отказах (неисправностях) в работе дворников вам придется произвести ремонт стеклоочистителя ваз 2109. Не бойтесь выполнить эту несложную процедуру своими руками, воспользуйтесь нашей статьей и сэкономьте ваши деньги.

Признаки неисправностей

Дворники имеют несколько видов схем подключения (смотрите дворники 2109 ремонт ваз).
Для всех этих схем отмечают такие признаки неисправностей:

  • Когда при включении дворников щетки не сдвинулись с места, то возможен обрыв в электрической цепи
  • Либо окислились контакты предохранителя (его проверяем в первую очередь)
  • Возникла неисправность переключателя либо самого электродвигателя
  • Возможно, неисправна червячная передача

Приступаем к ремонту

Наша инструкция подходит для ваз 21099 ремонт и замена стеклоочистителей.Снимается механизм дворников ветрового стекла на ваз2109 и других моделях при необходимости полной замены (если они полностью вышли из строя), для ремонта либо выполнения других работ, когда его наличие мешает ходу их выполнения.
Вам понадобится набор рожковых ключей и набор отверток, чтобы выполнить на ваз 2109 ремонт своими руками дворников, действуйте в такой последовательности:

  • Отсоединяем провод минусовой клеммы аккумулятора
  • Поворачиваем оба рычажка щеток дворников в вертикальное положение, откручиваем их крепящие их гайки
  • Снимаем рычажки щеток с валиков стеклоочистителя

Откручиваем и снимаем рычажки щеток стеклоочистителя

Примечание: Если вдруг рычаг вам не удается снять усилием руки, открутите гайку, крепящую рычаг дворника, только не до конца, во избежание повреждения резьбы.

При помощи плоскогубцев (пассатижей) сдергиваем рычаг со шлицев, затем полностью откручиваем гайку. Снимаем рычаг стеклоочистителя.

  • Снимаем защитные колпачки, по одному с каждой стороны
  • Отворачиваем по одной гайке от верхнего крепления кронштейна с двух сторон
  • Снимаем специальные выравнивающие резиновые шайбы, расположенные с двух сторон
  • Открываем капот на автомобиле ваз 2109, отсоединяем разъем с проводками от колодки
  • Затем смещаем вентилятор отопителя в правую сторону по отсеку, расположенному перед ветровым стеклом, если этого не сделать, то вентилятор будет мешать нам, вынуть стеклоочиститель.
  • Снимаем крышку с блока предохранителей и реле
  • Вынимаем из монтажного блока все реле: так как они мешают снятию дворника
Читать еще:  Обозначение камерной и бескамерной шины

Отсоединяем разъем от колодки. Вынимаем все реле, чтобы не мешали снятию дворника

  • Отворачиваем болт нижнего крепления от кронштейна стеклоочистителя.
  • Сжимаем, пластмассовый держатель проводков и вынимаем его из щели в кузове
  • Снимаем держатель с проводков, чтобы его не потерять
  • Выводим валики механизма дворников из отверстий расположенных в кузове
  • Сдвигаем стеклоочиститель таким образом, чтобы его двигатель находился в широкой части нашего отсека, расположенного перед ветровым стеклом (это место установки вентилятора печки)
  • Поворачиваем стеклоочиститель, и выводим его двигатель из отсека
  • Сдвигаем дворник в сторону блока предохранителей и реле
  • Вынимаем его из отсека
  • Отворачиваем гайку, крепящую кривошип механизма дворника
  • Снимаем кривошип с валика редуктора дворника, поддев его плоской отверткой

Поддев плоской отверткой, снимаем кривошип с валика редуктора

  • Отворачиваем три болта, крепящих редуктор дворника с электродвигателем
  • Откручиваем два винтика, крепящих провода электродвигателя стеклоочистителя
  • Отсоединяем провода от биметаллического термо предохранителя
  • Снимаем с кронштейна двигатель стеклоочистителя
  • Затем снимаем стопорное колечко с вала редуктора дворника
  • Снимаем регулировочные шайбы с вала редуктора

Совет: Обязательно промаркируйте все регулировочные шайбы для того, чтобы при сборке механизма стеклоочистителя установить их в том же количестве и на свои родные места

  • Откручиваем три винта, крепящих крышку редуктора дворника
  • Снимаем крышку редуктора

Откручиваем винты (их три), они обозначены стрелочками, чтобы снять крышку редуктора

Предупреждение: Разбирая редуктор стеклоочистителя, не откручивайте (вообще не трогайте) регулировочный винт, (на фото вверху он обозначен красным) иначе вы нарушите осевой зазор (он отрегулирован на заводе) вала якоря.

  • Снимаем панель с редуктора дворника
  • Вынимаем шестерню редуктора дворника
  • Откручиваем два винта (второй располагается за корпусом редуктора дворника) и вынимаем две закладные гайки

Откручиваем винты и вынимаем закладные гайки

  • Снимаем корпус редуктора дворника с корпуса электродвигателя вместе со щеткодержателем
  • Вынимаем якорь из корпуса двигателя дворника
  • Продуваем корпус после разборки электродвигателя сжатым воздухом для того, чтобы удалить из него угольную пыль
  • Снимаем стопорные колечки с обоих валиков механизма дворников
  • Затем снимаем регулировочные шайбы с двух валиков механизма стеклоочистителя.
  • Вынимаем тяги из кронштейна и снимаем с обоих валиков регулировочные шайбы
  • Вынимаем уплотнительные кольца из специальных проточек с обеих сторон от кронштейна.

Дальше разобрать систему трапеции невозможно, ее тяги имеют полностью неразборную конструкцию (фото внизу):

  • 1 – обозначен кривошип
  • 2 — короткая тяга дворника
  • 3 — шарнир тяг
  • 4 — это валик механизма дворника
  • 5 — длинная тяга

Неразборная конструкция тяг дворника

  • Проверяем пружинки щеток, если пружинки щеток электродвигателя повреждены либо потеряли упругость, заменяем щетки новыми
  • Проверяем легкость перемещения щеток в щеткодержателе
  • Заменяем изношенные либо имеющие сколы щетки, они должны свободно перемещаться и без заеданий
  • Припаиваем выводы новых щеток (при замене) к щеткодержателю

Проверяем упругость пружинок и плавность перемещения самих щеток

  • Зачищаем коллектор при помощи мелкой шкурки (наждачной бумаги), если он загрязнен либо на нем присутствуют риски, царапины и т.д.
  • Если коллектор сильно изношен или обгорел, заменяем якорь либо редуктор в сборе с электродвигателем
  • Обнаружив следы заедания на самих шейках якоря, зачищаем их при помощи мелкой шкурки

Шейки якоря обозначены стрелками, проверяем состояние шеек и коллектора

  • Заменяем шестерню редуктора электродвигателя с поломанными либо сильно изношенными зубьями
  • Выправляем погнутые тяги дворника. Если их выпрямить невозможно, заменяем всю трапецию стеклоочистителя
  • Если обнаружены повреждения шлицев либо резьбы валиков, заменяем трапецию стеклоочистителя целиком
  • Подгоревшие либо окисленные контакты механизма самоостановки зачищаем, с помощью мелкой шкурки
  • Заменяем порванные, потерявшие упругость либо потрескавшиеся резиновые подушки, и другие резиновые детали

Сборка

Собираем и устанавливаем на автомобиль ваз 2109, стеклоочиститель в обратной последовательности, учитывая следующее:

  • Проверьте, чтобы при постановке якоря в корпус был установлен специальный упорный шарик в выемку вала.
  • При сборке редуктора дворников смазываем консистентной смазкой червяк вала электродвигателя и шестерню редуктора.
  • Смазываем консистентной смазкой все валики при установке тяг в кронштейн.
  • Кривошип устанавливаем параллельно короткой тяге.
  • Он при этом, направлен в сторону электродвигателя.

На этом авторемонт своими руками ваз 2109 (стеклоочистителя) завершен. Как видите ничего трудного и тем более, невозможного в этом нет.
Дополнительно посмотрите видео ваз 2109 ремонт дворников (стеклоочистителей).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector