Avto-love.ru

Регулятор дворников своими руками

Регулируемая пауза стеклоочистителей

Период включения “дворников” в прерывистом режиме работы не всегда бывает удобен, и это касается далеко не только ВАЗ-2108. Любой водитель знает, что в лёгкий дождик “дворники” в таком режиме начинают скрести по сухому стеклу, ещё не успевшему покрыться каплями. Выходов из этой неприятности два: включать стеклоочистители периодически вручную, что конечно неудобно или сделать настраиваемую паузу. Естественно, мы пойдем по второму пути.
В продаже имеются специальные реле, которые заменяют штатные реле стеклоочистителей, и могут программироваться особыми манипуляциями с подрулевым переключателем. Да, они имеют право на жизнь, но они неудобны в настройке – стоит почитать инструкцию, как изменить паузу, и всё станет ясно. Другим аргументом не использовать их является то, что микросхема, используемая в штатном реле стеклоочистителей, уже имеет поддержку изменяемой паузы, просто производитель не удосужился поставить регулятор.

Схемотехника

Обычно реле стеклоочистителей выполнено на микросхеме U642B или российском аналоге – КР1055ГП2. Достаточно изучить документацию на эту микросхему, и станет ясно, как сделать регулятор – это очень просто.

На схеме можно увидеть, что за паузу отвечает вывод 2 микросхемы. К нему подключены последовательно 2 резистора – R2 и R3. R2 стоит внутри реле, его мы трогать не будем. А R3, переменный, отсутствует, т.е. закорочен – его нам и нужно установить. Но куда его ставить? Всё просто, смотрим схему электрооборудования LADA Samara: правый подрулевой переключатель имеет контакт J, к нему подходит желто-зеленый провод. Вытащим его, а в образовавшийся разрыв включим нашу схему.

Часто при такой модернизации ставят переменный резистор на кожух рулевой колонки. Мне же показалось это неудобным, во-первых, а во-вторых, уже было занято место на кожухе. Вместе кожуха я предпочел расположить регулятор прямо на подрулевом переключателе. А переменный резистор посчитал неудобным тем, что крутить ручку во время управления автомобилем, тонко настраивая паузу, неэффективно: нет возможности точно выставить ранее устраивавшую паузу, а смысла менять её до секунды нет. Разумнее поставить переключатель на несколько фиксированных положений, скажем, на три – стандартное, длительное, среднее – этого будет вполне достаточно, и можно быстро переключаться между ними, не отвлекаясь от управления автомобилем.

Был найден подходящий переключатель, им оказался KBB70-2P3W – это движковый переключатель на 3 положения, довольно больших размеров. Как показала практика, он только-только помещается в подрулевом переключателе, и его размеры хорошо подходят для манипуляций во время движения – меньшие размеры были бы неудобны.
Но как же переключатель заменит переменный резистор?! Действительно, не заменит, кроме него понадобятся 2 постоянных резистора. В зависимости от положения переключателя, наша схема обеспечит малое, среднее и большое сопротивления. Итак, схема:

При среднем положении имеем большое сопротивление (ток через один резистор, max пауза), при первом крайнем – малое (ток мимо резисторов, min пауза), при другом крайнем – среднее (ток через 2 резистора параллельно, средняя пауза). Минусом такого включения является “неправильная” последовательность пауз: min-max-mid вместо min-mid-max. Увы, задать другую последовательность без применения электроники невозможно, а одним из условий затеи было неиспользование каких-либо сложных схем. Впрочем, это некритично и к такой последовательности быстро привыкаешь.

Расчёты

Теперь займемся расчетом пауз и сопротивлений. Микросхема U642B по документации допускает паузы 4-20 с. На практике было получено, что в легкий дождь возникает желание включать “дворник” раз в 17-20 секунд, что в принципе соответствует max паузе микросхемы. Были проведены замеры сопротивлений и соответствующих им пауз, зависимость отображена на следующем графике.

Штатная пауза получилась 5.2 с. Две другие были выбраны – около 12 и 20 с. Исходя из этого подобраны резисторы следующим образом: сначала резистор max паузы – 41 кОм, затем дополнительный для него в параллель – 22 кОм (дает в паре с первым 14.5 кОм). При таких номиналах получились паузы 13.2 и 20.1 секунд, что близко к желаемому.

Читать еще:  Контакты трамблера ваз 2106 цена

Реализуем “в железе”

И здесь начинается не менее ёмкая часть работы. Сборка переключателя и резисторов будет располагаться в подрулевом переключателе с тыльной стороны, около сгиба – там нужно освободить пространство, удалив рёбра жесткости. Прочность рычага от этого не страдает. Далее в оставшихся ребрах делаем канал для проводов, а у самого основания рычага сверлим 2 отверстия, через которые пропустим провода – это нужно для их фиксации и направления. Если использовать провода сечением 0.35 мм 2 , достаточный диаметр отверстий 1.5 мм. Можно использовать и более тонкие провода – это несущественно в данном случае. Также в рычаге сверлим отверстия для саморезов, на которые будет крепиться переключатель.

Стрелками показаны отверстия для проводов и подготовленное место для переключателя.

Теперь модернизируем переключатель: сгибаем его крепления, и к одному из них припаиваем дополнительный лепесток из подходящего металла. У данного переключателя 6 выводов, 3 лишних вывода откусываем – они не нужны. Вид у переключателя получается не очень привлекательный, но всё зависит от вашей искусности, да и виден он не будет.

Готовим сборку переключатель+резисторы, как показано на фото. Здесь ничего сложного нет: навесной монтаж, обычные компоненты, не забываем об изоляции, хоть она здесь и не критична.

Устанавливаем сборку в рычаг, прикрутив переключатель саморезами, он при таком креплении сидит плотно и надежно. Можно переключатель покрасить, хотя он и не виден с места водителя. Прокладываем провода, ближе к основанию рычага упаковываем их в термотрубку, стараясь придать ей профиль по форме рычага.

Так готовый рычаг выглядит в профиль – модернизация почти не влияет на внешний вид.

Остается оконцевать провода “мамами”: одной побольше – она будет подключаться к штатному желто-зеленому проводу, другой поменьше – эта будет соединена с коротким переходником. Кстати, о переходнике: это короткий провод, с одной стороны которого “большой папа” – его вставляем в разъем подрулевого переключателя вместо желто-зеленого провода, а с другой стороны – “малый папа”. Переходник нужен для того, чтобы можно было снимать подрулевой переключатель при необходимости.

Ставим переключатель в машину. Конструкция получается надежной, просто и быстро монтируемой. На фото стрелкой показан тот самый провод-переходник.

Subaru TRAVIQ

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Объявление

Информация о пользователе

Вы здесь » Subaru TRAVIQ » Тюнинг внутренний » Регулятор интервала работы стеклоочистителей

Регулятор интервала работы стеклоочистителей

Сообщений 1 страница 30 из 59

Поделиться118-05-2011 10:30:37

  • Автор: Lekc
  • Старейшина
  • Откуда: Омск
  • Зарегистрирован: 24-12-2008
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 1321
  • Уважение: [+21/-0]
  • Позитив: [+4/-2]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 40 [1979-10-10]
  • ICQ: 321826222
  • Марка автомобиля: SUBARU TRAVIQ
  • Провел на форуме:
    2 месяца 12 дней
  • Последний визит:
    Вчера 10:28:14

Ну вот нашел что можно еще доработать в авто!

Поделиться218-05-2011 12:25:21

  • Автор: ZAG
  • Старейшина
  • Откуда: Омск
  • Зарегистрирован: 18-05-2009
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 2009
  • Уважение: [+37/-0]
  • Позитив: [+20/-8]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 45 [1974-08-29]
  • ICQ: 157268373
  • Марка автомобиля: SUBARU TRAVIQ 2001 Z22SE
  • Провел на форуме:
    1 месяц 11 дней
  • Последний визит:
    Вчера 09:52:30

Lekc
нифига не понял )))) как работает? за счет чего регулировка идет? понятно что сопритивление а дальше куда?

Поделиться318-05-2011 12:44:05

  • Автор: kuper
  • Местный
  • Откуда: г.Красноярск
  • Зарегистрирован: 22-03-2009
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 348
  • Уважение: [+1/-0]
  • Позитив: [+4/-0]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 41 [1978-08-02]
  • Провел на форуме:
    5 дней 13 часов
  • Последний визит:
    29-12-2012 22:56:43

Ну вот нашел что можно еще доработать в авто!

ты это сам сделал или купил .
сори ZAG

Отредактировано kuper (18-05-2011 22:20:53)

Поделиться418-05-2011 13:24:04

  • Автор: ZAG
  • Старейшина
  • Откуда: Омск
  • Зарегистрирован: 18-05-2009
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 2009
  • Уважение: [+37/-0]
  • Позитив: [+20/-8]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 45 [1974-08-29]
  • ICQ: 157268373
  • Марка автомобиля: SUBARU TRAVIQ 2001 Z22SE
  • Провел на форуме:
    1 месяц 11 дней
  • Последний визит:
    Вчера 09:52:30

kuper
сам сделал! только не я а LEKC

Читать еще:  Норма давления в цилиндрах

Поделиться518-05-2011 13:40:08

  • Автор: Lekc
  • Старейшина
  • Откуда: Омск
  • Зарегистрирован: 24-12-2008
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 1321
  • Уважение: [+21/-0]
  • Позитив: [+4/-2]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 40 [1979-10-10]
  • ICQ: 321826222
  • Марка автомобиля: SUBARU TRAVIQ
  • Провел на форуме:
    2 месяца 12 дней
  • Последний визит:
    Вчера 10:28:14

Все сделано на базе Вазовского реле стеклоочистителя.

Используемые детали:
Реле стеклоочистителя Ваз РС-514 (80р) -внутри может выглядеть по разному.
Автомобильное 5ти контактное реле(50р)-выбирал по размеру чтобы вошло в корпус.
Переменный резистор 150-200Ком (50р)-в идеале 3ногий, исполнение по желанию.
Подстроечный резистор 15Ком (1,5р)-можно использовать постоянный резистор методом подбора.
Диод 1шт-любой.

Сначала был врезан “резюк” в рычаг. По фото все понятно.


Релюха промежуточная: Можно использовать родное, но я оставил на память! Откусываем под корень ножки на которые идет питание(85,86 контакты)
Вскрываем реле и к откусанным ногам изнутри припаиваем проводки.

Вырезаем в корпусе реле отверстие и вставляем туда промежуточную релюху!

Далее реле РС-514.За выдержку времени в этом реле отвечает SMD резистор с маркировкой 333, его нужно выпаять,
на его место поводами припаять последовательно, подстроечник и переменник.(см.фото).
Размещение резисторов переменных, подстроечник- где угодно по желанию.

Запихиваем все в корпус, фиксируем.

Подключение: в жгуте мультитаймера находим провода, чер/жел(появляется + при вкл. прерывистого режима),
чер/крас(+ при включение омывателя). Подобных по цвету проводов там несколько, поэтому проверяем пробником
или мультиметром. Находим, разрезаем, концы уходящие в мультитаймер изолируем, к оставшимся подключаемся. Обязательно нужен диод в цепи чер/крас провода.

Вот так пока все это у меня выглядит в авто.

Забыл написать: с моим номиналом резисторов регулировка получилось до 32 секунд. Непрерывный режим- (верхнее положение рычага) остался без изменений, в режиме омывателя (на себя) дворники делают 1 взмах. Не 3 как штатно.

Электронное реле стеклоочистителя для «Жигулей»

До настоящего времени автомобили «Жигули» остаются самой распространенной «иномаркой», бегающей долгие годы по нашим дорогам. Особенно много «старушек» моделей ВАЗ 2101-2107.
За свои 30 лет моя «двойка» сменила не одного хозяина. Были заменены многие узлы и детали. Если по «железу» это можно понять, то неоднократный выход из строя реле стеклоочистителя РС514, реле-регулятора РР380 потребовал отказаться от их услуг.
Анализ радиолюбительской литературы за последние 20 лет показал тенденцию замены реле РС514 электронными устройствами. Сначала это были транзисторные мультивибраторы. В качестве нагрузки в одном из плеч стояло электромагнитное реле или мощный транзистор. Потом в качестве ключа стали использовать тиристор.
Наиболее простая схема реле стеклоочистителя [1] содержит тиристор КУ201 и один маломощный транзистор. Длительность паузы в цикле работы стеклоочистителя зависит от времени разряда времязадающего конденсатора, и ее можно регулировать. Это хорошо, так как такая потребность появляется при изменении интенсивности дождя или снега. А вот то, что эта простейшая схема очень критична к параметрам тиристора и требует кропотливого подбора многих элементов, безусловно, плохо.

Добавление еще одного транзистора [2] позволяет исключить подбор элементов.
Предлагаемая схема электронного реле стеклоочистителя (рис.1) сложнее всего на несколько элементов, но имеет более высокую надежность работы, может обеспечить динамическое торможение двигателя. Никаких переделок штатной схемы электрооборудования автомобиля [3] при этом не требуется.

Поскольку в первоначальный момент конденсатор С1 разряжен, то на базе транзистора VT1 отсутствует напряжение относительно его эмиттера, и VT1 заперт. При этом транзистор VT2 отпирается током базы через резистор R5 и обмотку двигателя М1. Соответственно отпирается тиристор VS1, получая положительный потенциал на управляющий электрод через резистор R7. Тиристор мгновенно переходит в проводящее состояние и «запоминает» его. Через клемму 4 схемы электронного реле напряжения +12 В подается на обмотку двигателя, и стеклоочиститель начинает движение щеток. Почти одновременно переключается концевой выключатель SB2. При этом тиристор VS1 закорачивается его контактами «int-C» (разъем XR2) и переходит в непроводящее состояние, но подача напряжения питания на двигатель не прекращается. Через резистор R6 отпирается транзистор VT3, обеспечивая быструю зарядку до напряжения источника питания конденсатора С1 через резистор R4, отпирание транзистора VT1 через резистор R3. Это в свою очередь приводит к запиранию транзистоpa VT2. После совершения щетками двойного хода и возврата их в исходное положение изменяется состояние концевого переключателя SB2, контакты » int-C» размыкаются, a «int-F» замыкаются. Двигатель М1 останавливается, поскольку тиристор VS1 находится в непроводящем состоянии. Запирается VT3. Начинается формирование паузы в цикле работы стеклоочистителя. Конденсатор С1 разряжается через резисторы R1, R2, R3 и базовый переход транзистора VT1. Время разряда (паузы) можно регулировать от 0,5 до 20 с потенциометром R1. Уменьшение заряда С1 приводит к запиранию транзистора VT1. Соответственно отпираются транзистор VT2 и тиристор VS1. На двигатель подается напряжение питания через тиристор VS1, а через очень небольшой промежуток времени питание подается концевым выключателем SB2. Процесс движения щеток повторяется.

Читать еще:  Подготовка кузова к полировке

Конденсатор С2 уменьшает искрение контактов SB2 концевого выключателя и помехи работе реле стеклоочистителя в автомобиле. Его величина некритична ее можно уменьшить в 10 раз.
Диод VD2 защитный. Его можно заменить КД105, КД221, КД208, КД209 и аналогичными. В качестве VS1 можно использовать тиристоры КУ202 с любой буквой. Применение КУ201 возможно, но надежность работы будет ниже. Печатная плата позволяет применять тиристоры в пластмассовом корпусе типа КУ202Н-1 или Т106-10. При этом печатную плату можно укоротить на 15 мм. Максимальную длительность паузы при желании можно увеличить. Для этого достаточно пропорционально увеличить сопротивление потенциометра R1 или емкость конденсатора С1. Теперь несколько слов о динамическом торможении двигателя. Дело в том, что механизм привода щеток стеклоочистителя автомобилей «Жигули» имеет небольшие потери на трение. Если для останова двигателя использовать только обесточивание двигателя в исходном крайнем положении щеток, то по инерции ротор двигателя еще несколько провернется, а щетки дополнительно продвинутся на 3-5 мм. В принципе это не создает особых неудобств водителю, но от этого недостатка легко избавиться. В стандартной конструкции с реле РС514 для этого использовались контакты «int-F» концевого выключателя, которые при паузе закорачивали обмотку обесточенного двигателя.
В предлагаемой схеме электронного реле для динамического торможения двигателя достаточно установить резистор R9. Его величина некритична от 4,7 до 10 Ом. Фактически на резисторе рассеивается небольшая мощность, поскольку ток через него при нормальной работе реле протекает только кратковременно, но нельзя исключать и аварийное состояние стеклоочистителя, например, «залипание» контактов «int-F» концевого выключателя. Поэтому целесообразно использовать мощный резистор типа ПЭВ-10.
Как было сказано ранее, использование электронного реле стеклоочистителя не требует изменений штатной схемы электропроводки автомобиля «Жигули». Вышедшее из строя реле РС514 следует разобрать, от него отпаять жгут из четырех проводов с вилкой разъема. Цвета проводов и их соединение с вилкой показаны на рис.4.

Если динамическое торможение не используется, а это вполне оправдано для упрощения конструкции, то конец неиспользуемого провода следует изолировать.
Провода жгута подпаивают к плате электронного реле, а саму плату помещают в корпус РС514 и закрывают изолирующей крышкой-дном по размеру платы. Потенциометр R1 размещают в любом удобном для водителя месте на панели автомобиля, например, вблизи переключателя режимов работы стеклоочистителя.
Были изготовлены и установлены на автомобили более пяти экземпляров электронного реле стеклоочистителя. Подбор элементов не проводился. Все водители отмечают широкий диапазон интервалов паузы. Работа двигателя стеклоочистителя стала более устойчивой.
В заключение следует отметить, что предлагаемое электронное реле — наиболее простое технологическое решение поставленной задачи, поэтому встречающиеся в литературе схемы цифровых реле не рассматривались, как неоправданно усложненные, тем более что ни точное значение паузы, ни ее стабильность для водителя несущественны.
Е.Л. Яковлев, г.Ужгород
Литература
1. Борноволоков Э.П., Фролов, В.В. Радиолюбительские схемы.- К.: Техтка, 1979.
2. Радио, телевизия, электроника. Болгария- 1979.- №11.
3. Литвиненко В.В. Электрооборудование автомобилей «ВАЗ» //Зарулем. — 1997.- С.108-109.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector