Редукционный клапан масляного насоса москвич 412
Ремонт системы смазки
Ремонт системы смазки главным образом заключается в устранении неисправностей масляного насоса и редукционного клапана.
Снятие и установка масляного насоса двигателя 2106
Масляный насос снимается при за¬ранее снятом масляном картере. Эту операцию можно произвести без сня¬тия двигателя с автомобиля.
1. Установить автомобиль над
смотровой ямой или на подъемник,
отсоединить провода от аккумулятор¬
2. Стиль масло из масляного кар¬
3. Отвернуть гайки, крепящие
переходники с подушками передней
подвески двигателя к поперечине,
и слегка приподнять двигатель дом¬
кратом или талью, чтобы между
поперечиной и картером образовался
достаточный зазор (около 150 мм).
4. Отвернуть болты крепления ма¬сляного картера и снять его вместе с прокладкой. Отвернуть болты креп¬ления масляного насоса и гайку креп¬ления маслоприемника к кронштейну и снять масляный насос вместе с мас-лоприемником и прокладкой масля¬ного насоса.
Операция по установке масляного насоса с маслоприемником на двига¬тель выполняется в обратной после¬довательности.
Ремонт масляного насоса двигателя 2106
Разборка и сборка масляного на¬соса. Перед разборкой масляного на¬соса следует снять маслоприемник с прокладкой. Разборку производить в следующем порядке.
1. Закрепить масляный насос в тис¬ках.
i 2. Отвернуть болты крепления крышки масляного насоса и снять ее вместе с прокладкой.
3. Вынуть из отверстия в корпусе
валик насоса с ведущей шестерней
и снять ведомую шестерню с оси.
4. Вывернуть из корпуса пробку
редукционного клапана и вынуть пру¬
жину и клапан из проточки в корпусе.
Сборку масляного насоса произво¬дить в обратной последовательности. После сборки ведущий валик должен свободно проворачиваться рукой, без заеданий.
Проверка состояния деталей мас¬ляного насоса. Проверить набором щупов зазоры между зубьями шесте¬рен, а также между наружным диа¬метром шестерни и стенками корпу¬са насоса, которые должны соот¬ветственно составлять 0,15 мм (предельно допустимый 0,25 мм) и 0,11—0,18 мм (предельно допусти¬мый 0,25 мм). Если зазоры превы¬шают предельные значения, то заме¬нить шестерни, а при необходимости и корпус насоса.
Щупом и линейкой проверить вы-ступание шестерен за плоскость корпуса масляного насоса. Оно должно быть 0,05—0,135 мм (минимально допустимое 0,02 мм). Если выступа-ние меньше 0,02 мм, заменить ше¬стерни или корпус насоса в зави¬симости от того, что подверглось износу.
Измерив диаметр отверстия в ве¬домой шестерне и диаметр ее оси, определить зазор между этими деталями, который должен состав¬лять 0,017—0,057 мм (предельно до¬пустимый 0,10 мм), а также, изме¬рив диаметры отверстия в корпусе насоса и валика ведущей шестерни, определить зазор между ними, кото¬рый должен быть 0,016—0,055 мм (предельно допустимый 0,15 мм). Ес¬ли зазоры превышают предельно до¬пустимые, изношенные детали заме¬нить.
Усилие, создаваемое пружиной редукционного клапана при ее длине 20 мм, должно быть (6,35 + 0,2) кгс.
Снятие и проверка деталей меха¬низма привода масляного насоса двигателя. Валик привода масляного насоса снимается при демонтирован¬ных цепи привода распределительно¬го вала и шестерне привода вали¬ка. Для снятия валика отвернуть болты крепления упорного фланца и вынуть валик из отверстия в блоке цилиндров, расположенного на пе¬реднем торце блока. Измерить диа¬метры шеек валика и втулок, уста¬новленных в блоке цилиндров, и оп¬ределить зазоры между ними. Если зазор превышает 0,15 мм (предель¬ный износ) или ослабла запрессов¬ка втулок в блоке цилиндров, заме¬нить втулки.
Для снятия и установки втулок при их замене рекомендуется исполь¬зовать оправку А.60333/1/2. При за¬прессовке передней втулки следует обратить внимание, чтобы отверстие для масла во втулке совпало с каналом в блоке цилиндров.
После запрессовки втулок они должны быть окончательно обрабо¬таны и. доведены по внутреннему диаметру: соответственно передняя втулка до 48,084—48,104 мм, а зад-
няя до 22,000—22,020-мм. Для обес¬печения соосности втулок их доводку рекомендуется осуществлять раз¬верткой А.90353, которая позволяет одновременно обрабатывать отверс¬тия обеих втулок.
Выпрессовку втулки шестерни привода масляного насоса и распре¬делительного зажигания рекомен¬дуется производить, используя оп¬равку А.60326/Р, со стороны ниж¬него торца блока цилиндров через отверстие, предназначенное для ва¬лика ведущей шестерни масляного насоса, а запрессовку той же оправ¬кой со стороны верхнего торца бло¬ка через отверстие, предназначенное для привода распределителя зажига¬ния. После запрессовки отверстие во втулке развернуть до 16,016—16,037 мм.
Ремонт масляного насоса двигателя 331
Масляный насос двигателя 331 не имеет отдельного корпуса. Ше¬стерни насоса работают непосредст¬венно в расточке нижней крышки звездочек привода газораспреде¬ления. В зависимости от периода выпуска автомобиля конструкция крышки и место расположения на ней редукционного клапана масля¬ного насоса могут быть трех вариан¬тов.
1. Вариант крышки с пятью резь¬
бовыми отверстиями для крепления
крышки масляного насоса и с ре¬
дукционным клапаном плунжерного
типа, расположенным в специальной
проточке под насосом охлаждающей
2. Вариант крышки с четырьмя
резьбовыми отверстиями для крепле¬
ния крышки масляного насоса и с
редукционным клапаном, выполнен¬
ным в отдельном корпусе и ввер¬
нутым в резьбовое отверстие ма¬
сляной магистрали, расположенное
на нижнем торце крышки звездо¬
чек (полностью заимствованный с
3. Вариант крышки с пятью резь¬бовыми отверстиями для крепления крышки масляного насоса и с ре¬дукционным клапаном, выполненным в отдельном корпусе и ввернутым в резьбовое отверстие масляной магистрали, расположенное под на¬сосом охлаждающей жидкости.
Принципиальных отличий при ре¬монте указанных вариантов масля¬ных насосов нет.
Разборка и сборка масляного на¬соса. Разборку насоса можно осу¬ществить без снятия двигателя с ав¬томобиля, для чего следует уста¬новить автомобиль над смотровой канавой или на подъемник и вы¬полнить следующие операции.
1. Отвернуть болты крепления
крышки масляного насоса, снять
крышку с прокладкой.
2. Вынуть из расточки в крышке
распределительных звездочек валик
насоса с ведущей шестерней и
снять с оси ведомую шестерню.
3. Вывернуть из корпуса крышки
распределительных звездочек редук¬
ционный клапан или пробку редук¬
ционного клапана (в зависимости
от варианта конструкции).
Сборку насоса выполнять в обрат¬ной последовательности.
Проверка состояния деталей мас¬ляного насоса. Проверить набором щупов зазор между поверхностью расточки в крышке звездочек и по¬верхностью вершин зубьев шестерен, который не должен превышать 0,1—0,2 мм (предельный 0,26). Одно¬временно проверить зазор по шири¬не шестерни, который может быть отрегулирован путем подбора про¬кладок и должен быть 0,10—0,19 мм.
После установки шестерен в рас¬точку крышки звездочек валик веду¬щей шестерни должен вращаться от руки плавно и без заеданий (при крышке звездочек, снятой с двига¬теля) .
Проверка редукционного клапана может осуществляться на стенде, создающем давление масла. При этом фиксируются моменты началь¬ного и полного открытия редукцион-
ного клапана. При давлении 3 кгс/см2 клапан должен быть закрыт и до¬пускается лишь вытекание отдель¬ных капель; при давлении 6 кгс/см2 должен быть полностью открыт, а масло должно вытекать непрерывной струей. При необходимости фаску клапана следует притереть к седлу. При проверке состояния деталей привода масляного насоса необходи¬мо обратить внимание на следующие параметры.
Редукционный клапан масляного насоса москвич 412
Двигатель автомобиля «Москвич-408» имеет комбинированную систему смазки. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники и упорный фланец распределительного вала, распределительные шестерни и оси клапанных коромысел; ко всем остальным трущимся поверхностям масло подается разбрызгиванием и самотеком. В систему смазки включен масляный радиатор.
Односекционный шестеренчатый масляный насос закреплен двумя болтами в блок-картере и приводится в действие от распределительного вала. Корпус 34 насоса и его крышка 33 отлиты из алюминиевого сплава. К насосу присоединен неподвижный маслоприемник с колпаком и сетчатым фильтром.
В канале прилива крышки корпуса насоса в отдельном корпусе установлен плунжерный редукционный клапан с пружиной, давление которой регулируется винтом, закрепленным контргайкой. Клапан ограничивает давление масла в системе и перепускает избыточное количества масла во всасывающую полость насоса. При нормальном состоянии прогретого двигателя и скорости движения автомобиля на прямой передаче 40 км/ч давление масла дол и; но быть в пределах 3—5 кГ/см2, но не ниже 2 кГ/см2.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Насос нагнетает масло из поддона картера через пластинчато-щеле-вой фильтр грубой очистки в главную магистраль, просверленную вдоль блока с правой стороны. Из магистрали масло поступает ко всем точкам, смазываемым под давлением.
Чугунный корпус фильтра крепится в вертикальном положении в задней части блок-картера с правой стороны. Каналы корпуса фильтра соединены с главной магистралью и с каналом, идущим от насоса. Фильтрующий элемент, набранный из тонких стальных пластинок (дисков и звездочек), закреплен гайкой на оси, конец которой выведен через сальник крышки корпуса наружу. На оси закреплена рукоятка с муфтой свободного хода для поворота фильтрующего элемента. В зазоры между пластинами фильтрующего элемента (0,07—0,08 мм) входят очищающие пластины, укрепленные неподвижно на шпильке, ввернутой в крышку. В нижней части корпуса имеется сливное отверстие, закрытое пробкой на резьбе. В среднем канале корпуса фильтра установлен перепускной шариковый клапан с пружиной, пропускающий масло мимо фильтра в главную магистраль при его загрязнении или когда масло холодное.
Из главной магистрали масло по каналам поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и к подшипникам распределительного вала. Из коренных подшипников масло по канавкам во вкладышах и по каналам в коленчатом валу через грязеуловители поступает к шатунным подшипникам.
На упорный фланец и к распределительным шестерням масло подается дозированным, пульсирующим потоком из переднего подшипника распределительного вала по каналу в его шейке при совпадении этого канала с маслоподводящим каналом блока. Излишнее масло из крышки распределительных шестерен стекает в поддон картера по каналу в крышке переднего коренного подшипника.
Из переднего подшипника распределительного вала масло по канавке на шейке вала, каналу в блоке, наружной трубке и каналам в головке и стойке поступает пульсирующим дозированным потоком в переднюю полую ось коромысел.
Передняя ось соединена с задней осью трубкой. Через отверстия в осях масло подается на трущиеся поверхности коромысел и по каналам в них поступает к наконечникам штанг. Стекающее по штангам и с головки блока лишнее масло смазывает толкатели и через отверстия в них стекает на кулачки вала, а затем в масляный поддон. Скапливающееся в камере толкателей масло также сливается в картер через отверстия в блоке. Ко всем остальным трущимся поверхностям масло подается разбрызгиванием и самотеком.
В систему смазки параллельно включен фильтр тонкой очистки с фильтрующим элементом типа ДАСФО -3, расположенный на переднем щите радиатора с правой стороны двигателя. К фильтру масло подводится по гибкому шлангу, соединенному с главной магистралью блока. Очищенное масло из фильтра сливается в картер двигателя по шлангу, присоединенному к крышке камеры толкателей.
В систему смазки включен параллельно масляный радиатор, расположенный перед водяным радиатором. Радиатор включается в случае необходимости краном. Масло подводится к радиатору из главной магистрали по шлангу через кран и предохранительный клапан. Охлажденное в радиаторе масло по шлангам через камеру толкателей сливается обратно в масляный поддон картера. Предохранительный клапан отключает радиатор при давлении в масляной магистрали ниже 1,5 кГ/см2, например, при работе двигателя на малых числах оборотов.
Контроль за давлением масла осуществляется по электрическому указателю, расположенному на щитке; датчик указателя укреплен на тройнике наружного маслопровода, соединенном с главной магистралью. Масло заливается в картер через патрубок, закрытый крышкой и расположенный на крышке клапанного механизма. Уровень масла определяется маслоизме-рительным стеряшем, вставленным в отверстие картера с левой стороны.
Вентиляция картера двигателя принудительная, закрытая. Отсос кар-терных газов, имеющих избыточное давление, производится во впускной трубопровод двигателя через воздухоочиститель системы питания по шлангу и патрубку, соединяющему полость под крышкой клапанов с центральным патрубком воздухоочистителя. Это обеспечивает хорошую очистку картер-ных газов от смолистых примесей перед поступлением во впускной трубопровод и карбюратор. Перед патрубком на крышке клапанов укреплен маслоотражатель.
Система смазки двигателя автомобиля «Москвич-403» имеет в основном такое же устройство и отличается измененной конструкцией и несколько меньшей производительностью масляного насоса, измененной конструкцией редукционного клапана, имеющего шарик и нерегулируемую пружину, и несколько другим креплением вентиляционного шланга в связи с новой компоновкой элементов системы питания. Масляный радиатор с краном и предохранительным клапаном отсутствуют.
У двигателя автомобиля «Москвич-407», имеющего такую же систему смазки, как и двигатель автомобиля «Москвич-403», фильтр грубой очистки крепится на картере в горизонтальном положении.
Масляный насос двигателя «Москвич-408»
Масляный насос двигателя модели 408 отличается от насосов предшествующих моделей двигателей автомобиля «Москвич» как большей производительностью, так и более совершенным редукционным клапаном. Масляный насос односекционный, шестеренчатый, установлен в нижней части картера, приводится во вращение при помощи пары винтовых шестерен от распределительного вала и снабжен регулируемым плунжерным редукционным клапаном.
Насос прикреплен к нижней части блока цилиндров двумя болтами. Между фланцем 8 насоса и блоком цилиндров установлена уплотнительная картонная прокладка.
Рис. Схема масляного насоса:
1 — пружинный стержень маслоприемника; 2 — болт; 3 — крышка маслонасоса; 4 — пластина; 3 корпус насоса; б — ведущая шестерня; 7 — выходной канал насоса; я — фланец крепления насоса к блоку цилиндров; 9 — шестерня привода насоса; 10 — штифт; 11 — полость давления; 12 — плунжерный клапан; 13 — пружина редукционного клапаны; 14 — регулировочный винт клапана; 13 — корпус редукционного клапана; 14 — полость всасывания; 17 — плюша; 18 — ведущий вал; 19 — редукционный клапан; 20 — входной канал; 21 — колпак маслоприемника; 22 — сетка маслопрнемника; 23 — ось ведомой шестерни; 24 — ведомая шестерни
Шестерня 9 привода масляного насоса соединена с ведущим валом 18 штифтом 10. Ведущая шестерня 6 установлена на шпонке 17, а ведомая шестерня 24 свободно вращается на оси 23, запрессованной в корпус 5 насоса. Обо шестерни длиннее аналогичных шестерен масляных насосов двигателей автомобилей «Москвич» предшествующих моделей на 5 мм.
Корпус 5 насоса и его крышку 3 отливают под давлением из алюминиевого сплава.
Масло поступает в насос через входной канал 20 крышки насоса, находящийся внутри маслоприемиика. Маслоприемник состоит из штампованного стального колпака 21 и фильтрующей сетки 22, удерживаемой на колпаке специальным пружинным стержнем 7.
Реакционный клапан
Для того чтобы при работе двигатели на любом режиме обеспечить необходимое давление масла в магистрали, а также для того чтобы компенсировать увеличивающийся расход масла через подшипники с износом двигателя, масляный насос имеет избыточную производительность.
Для предотвращения повышения давления масла в системе выше требуемого в крышке масляного насоса установлен редукционный клапан.
При повышении давления в системе смазки выше допустимого масло отжимает плунжерный клапан 12, и избыточное масло перепускается из полости 11 давления в полость всасывания 16.
Редукционный клапан при необходимости может быть отрегулирован. Однако дли этого потребуется демонтировать двигатель с автомобиля и снять масляный картер.
Установка масляного насоса
Рис. Установка масляного насоса на двигатель:
1 — хвостовик валика масляного насоса
На верхнем конце ведущего вала насоса имеется хвостовик, который входит в прорезь вала распределителя. Для удобного расположения корпуса диафрагмы вакуум-регулятора распределителя на двигателе необходимо, чтобы при установке насоса хвостовик 1 был расположен перпендикулярно оси В коленчатого вала при установке поршня первого цилиндра в в. м. т. такта сжатия. В связи с этим насос устанавливают в следующей последовательности:
- снимают распределитель зажигания;
- устанавливают коленчатый вал в положение, при котором поршень первого цилиндра будет находиться в в. м. т. такта сжатия;
- поворачивают ведущий вал масляного насоса так, чтобы стороны хвостовика 1 были на линии Б, т. е. приблизительно параллельны оси А, соединяющей два отверстии крепления насоса к блоку цилиндров, как показано на рисунке.
Далее осторожно устанавливают насос на место, не поворачивая при этом его корпуса. Когда шестерня привода насоса войдет в зацепление с шестерней распределительного вала и повернется, хвостовик ведущего вала насоса займет правильное положение.