Редукционный клапан давления масла приора
Снятие, замена, ремонт, установка масляного насоса
Справочник
Метки
Снятие, замена, установка стабилизатора поперечной устойчивости
Снятие, замена, установка ремня привода ГРМ
Снятие, замена, установка пружины амортизатора задней подвески
Осмотр, проверка рулевого управления
Снятие, замена, установка коленвала и его вкладышей
Симптомы: постоянно падает давление в системе смазки, скрежет и шумы при работе масляного насоса.
Возможная причина: неисправен масляный насос.
Инструменты: набор головок, набор гаечных ключей, плоская отвертка, инструменты для измерения зазоров между деталями.
1. Отсоедините кабель от минусового вывода аккумуляторной батареи.
2. Удалите масло из масляного картера двигателя.
Примечание. После демонтажа приводного ремня ГРМ воспрещается проворачивать коленчатый и распределительные валы, в противном случае поршни могут провалиться в клапаны.
4. Снимите колодку жгута проводов с датчика положения коленчатого вала.
5. Снимите шкив коленчатого вала, поддев его двумя отвертками.
6. Извлеките шпонку из паза в коленчатом валу.
8. Открутите и извлеките крепежные болты передней крышки картера сцепления, используя гаечный ключ «на 10».
9. Демонтируйте переднюю крышку картера сцепления.
10. Открутите и извлеките шестнадцать крепежных болтов масляного картера двигателя, используя торцовую головку «на 10».
11. С предельной аккуратностью отделите картер от блока цилиндров двигателя, используя отвертку, после чего снимите картер.
12. Снимите прокладку масляного картера двигателя.
Примечание. При сборке прокладку необходимо заменить новой, а также следует обновить слой герметизирующего средства; прежде чем устанавливать новую прокладку, необходимо очистить от загрязнений и остатков старого герметизирующего средства привалочные поверхности картера и двигателя.
13. Открутите три крепежных болта маслоприемника, используя гаечный ключ «на 8».
14. Демонтируйте маслоприемник.
15. Произведите очистку от загрязнений сетки маслоприемника, используя уайт-спирит. Замените маслоприемник, если сетка повреждена или не поддается очистке, в противном случае возможно возгорание масла.
16. Замените уплотнительное кольцо маслоприемника, если оно порвано, изношено или потеряло свою упругость.
17. Открутите и выньте шесть болтов, крепящие масляный насос к блоку цилиндров двигателя, после чего сместите его отверткой (вставляйте отвертку между масляным насосом и крышкой коренного подшипника).
18. Демонтируйте масляный насос вместе с прокладкой.
Примечание. При сборке установите новую прокладку уплотнения масляного насоса. Рекомендуется использовать исключительно фирменную прокладку, иначе возможно нарушение правильности работы насоса (данный фактор обусловлен различием толщины прокладок разных заводов-изготовителей).
При установке нового или старого отремонтированного масляного насоса учитывайте следующие детали:
– прежде чем устанавливать насос, необходимо очистить его привалочную поверхность и привалочную поверхность блока цилиндров двигателя;
– заполните полость масляного насоса консистентной смазкой перед его установкой. Это необходимо для обеспечения всасывания масла из картера при первом запуске двигателя;
– ведущая шестерня масляного насоса должна быть правильно установлена на коленчатый вал: ее выступы должны быть совмещены с лыской на коленчатом валу;
– нанесите тонкий слой моторного масла на рабочую кромку сальника. При установке масляного насоса с предельной аккуратностью заправьте рабочую кромку сальника на шейку коленчатого вала, используя деревянную палочку. Только после выполнения всех вышеперечисленных деталей установки разрешается затягивать крепежные болты насоса.
Для ремонта масляного насоса следуйте нижеприведенным пунктам инструкции:
19. Открутите крепежный болт датчика положения коленчатого вала, используя гаечный ключ «на 10».
20. Выньте датчик.
21. Открутите шесть крепежных болтов крышки масляного насоса, используя шестигранный ключ «на 5».
22. Приподнимите корпус насоса таким образом, чтобы установочные штифты крышки извлеклись из отверстий в корпусе, после чего отсоедините корпус насоса от крышки (используйте две отвертки).
23. Извлеките из корпуса насоса ведущую шестерню.
24. Выньте из корпуса насоса ведомую шестерню.
25. Открутите пробку редукционного клапана, используя шестигранный ключ «на 8». Снимите уплотнительное кольцо и осмотрите его на наличие дефектов, и если они обнаружены, замените кольцо.
26. Извлеките пружину редукционного клапана.
27. Постучите крышкой о чистую доску в целях извлечения редукционного клапана. При осложнении с извлечением клапана используйте заостренную палочку из дерева.
28. Произведите осмотр крышки масляного насоса. Следы износа, задиры и глубокие царапины в зоне прилегания шестерен не допускаются, при их наличии крышку необходимо заменить.
29. Осмотрите рабочие поверхности корпуса масляного насоса на наличие задиров, глубоких царапин и следов износа. В случае обнаружения дефектов корпус насоса следует заменить.
30. Измерьте диаметр гнезда ведомой шестерни в корпусе масляного насоса. При достижении диаметром размера, равного 75,1 миллиметра, корпус необходимо заменить.
31. Измерьте ширину сегмента корпуса в средней части. Замените корпус, если измеренная величина менее 3,4 миллиметра.
32. Измерьте толщину ведущей шестерни. Если толщина шестерни менее 7,42 миллиметра, замените ее.
33. Измерьте толщину ведомой шестерни. Если толщина шестерни менее 7,35 миллиметра, замените ее.
34. Произведите проверку осевого зазора ведущей шестерни:
– в монтируйте ведущую шестерню в крышку;
– поставьте металлическую линейку на крышку;
– измерьте зазор между шестерней и линейкой, используя щуп;
– замените шестерню, если зазор превышает предельно допустимую величину (0,12 миллиметра).
35. Аналогичным образом произведите проверку осевого зазора ведомой шестерни (осевой зазор ведомой шестерни не должен превышать 0,15 миллиметра, в противном случае шестерня подлежит замене).
36. Осмотрите посадочное место редукционного клапана. Замените корпус масляного насоса, если на внутренней поверхности гнезда присутствуют задиры и глубокие царапины.
37. Произведите осмотр редукционного клапана на наличие задиров и глубоких царапин. Замените его, если таковые были обнаружены.
38. Замените сломанную, деформированную или треснувшую пружину редукционного клапана. Также учтите следующие моменты:
– высота пружины в свободном состоянии – 44,72 миллиметра;
– высота пружины под нагрузкой 3,76 – 4,24 кгс – 31,7 миллиметра.
Если высоты не соответствуют указанным, пружину необходимо заменить.
39. Вмонтируйте ведомую шестерню в корпус масляного насоса таким образом, чтобы фаски на зубьях шестерни были обращены к корпусу.
40. Вмонтируйте ведущую шестерню в корпус масляного насоса таким образом, чтобы фаски на зубьях шестерни были обращены к корпусу.
41. Установите корпус масляного насоса на его крышку, после чего затяните крепежные болты.
42. Нанесите моторное масло на редукционный клапан, а затем вмонтируйте его в посадочное гнездо, направив донышком вниз. Вмонтируйте пружину и закрутите пробку с кольцом уплотнения.
43. Залейте в масляный насос моторное масло через отверстие под маслоприемник.
44. Поверните ведущую и ведомую шестерни корпуса масляного насоса на несколько оборотов в целях смазки их рабочих поверхностей.
45. Установите новый или отремонтированный старый масляный насос в обратном снятию порядке.
46. Произведите регулировку натяжения приводного ремня газораспределительного механизма.
47. Произведите регулировку натяжения приводного ремня генератора.
48. Залейте масло в двигатель.
Примечание. При установке нового или отремонтированного старого насоса масла рекомендуется заменить масляный фильтр.
Самостоятельный ремонт и замена редукционного клапана масляного насоса
Бесперебойное функционирование смазочной системы двигателя внутреннего сгорания предполагает исправность всех её элементов. Силовой агрегат машины может выйти из строя по различным причинам, в том числе и из-за редукционного клапана, регулирующего давление масла в системе. В работоспособном состоянии этот клапан позволяет автовладельцу избежать серьёзных неприятностей.
Принцип работы и основные функции редукционного клапана
Непрерывно циркулирующее в двигателе моторное масло оказывает определённое давление на все его элементы. Постоянный контроль этого показателя в установленных производителем пределах является обязательным условием нормальной работы силового агрегата.
Назначение и функции
Любое отклонение давления масла может стать причиной выхода из строя отдельных узлов или мотора в целом. В этом случае может потребоваться капитальный ремонт двигателя, связанный с большими финансовыми расходами. Для предотвращения таких ситуаций был изобретён редукционный клапан, отвечающий за давление масла. Несмотря на важность выполняемых функций, он отличается простой конструкцией, легко ремонтируется и заменяется.
Редукционный клапан является важнейшим элементом масляного насоса
Масляный насос, элементом конструкции которого является редукционный клапан, обеспечивает циркуляцию смазки по всему двигателю. Корректировка давления масла происходит именно с помощью клапана, который открывает или закрывает входное отверстие. Излишки масла уходят в запасной канал, что, в свою очередь, позволяет стабилизировать давление в системе.
Расположение
В современных автомобилях редукционный клапан расположен вместе с масляным насосом. Сам же насос, как правило, устанавливается за генератором. В зависимости от модели автомобиля и вида клапана, последний находится либо на масляном фильтре, либо на крышке насоса.
Расположение редукционного клапана в масляном насосе
Редукционные клапаны бывают двух видов: разборные и встроенные. В первом случае устройство можно разобрать и заменить отдельные детали, вышедшие из строя. Встроенные же модели в случае поломки меняются целиком, а иногда и вместе с масляным насосом или его крышкой.
Принцип работы
Давление моторного масла в системе двигателя зависит от скорости вращения коленчатого вала. Нажатием на педаль акселератора приводятся в действие шестерни насоса. При этом чем сильнее нажатие, тем быстрее вращаются шестерни. С ростом скорости вращения увеличивается объём масла, закачиваемого из картера, и, как следствие, повышается давление. Исправный редукционный клапан при достижении определённой величины давления открывается и возвращает масло обратно в картер.
Рядом с входным отверстием устройства располагается поршень или металлический шарик на пружине, прикреплённой к упорному винту. Под давлением, создаваемым маслом, клапан утапливается в корпус и приводит пружину в действие. Излишки масла через открывающееся отверстие и запасной канал насоса уходят обратно в картер двигателя.
Около входного отверстия клапана располагается поршень или металлический шарик на пружине
При снижении давления масла его величины уже не хватает для поддержания клапана в открытом состоянии и он закрывается. Пружина переводит поршень или шарик в исходное положение, перекрывая отверстие.
Диагностика неисправностей
Редукционный клапан чаще всего выходит из строя по двум основным причинам. Первая — его неспособность поддерживать в системе нормальное давление. Это обычно связано с механическими повреждениями составляющих его элементов. Чаще всего выходит из строя пружина. За время эксплуатации она растягивается и не может удержать клапан, который открывается даже при незначительном изменении давления. Это, в свою очередь, приводит к недостатку масла в двигателе и выходу из строя других его узлов и деталей.
Такая ситуация встречается в случаях, если:
- продолжительность работы клапана без замены превышает срок, регламентированный производителем;
- в клапан установлена пружина от другой конструкции;
- пружина или сам клапан установлены неправильно.
Вторая причина выхода из строя клапана — превышение давлением масла максимально допустимого значения. Низкое качество масла и его нерегулярная замена приводит к накоплению на корпусе редукционного клапана и масляного насоса грязи и последующему заклиниванию входного отверстия в корпусе механизма. Таким образом, несвоевременная замена масла может привести к капитальному ремонту двигателя.
Работоспособность редукционного клапана проверяется по уровню давления масла. При избыточном уровне на корпусе двигателя появляются следы вытекающего масла. Недостаточное давление определяется с помощью жидкостного манометра. Оптимальные значения давления можно найти в технической документации на автомобиль, причём эти значения индивидуальны для каждой марки и модели авто. Так, на «Таврии», клапан масляного насоса срабатывает при давлении 0,55 МПа. Аналогичные показатели у многих автомобилей семейства ВАЗ.
Видео: измерение давления масла
Ремонт, замена и регулировка
Работоспособность редукционного клапана можно определить только после его снятия и разборки (в случае разборной конструкции). Масляный нагар и грязь на его корпусе удаляются керосином, бензином или специальной жидкостью для чистки карбюраторов. Особое внимание уделяется пружине — её меняют даже при малейших признаках сжатия, растяжения или деформации.
Для проверки работоспособности клапана «кустарным» способом достаточно надавить на поршень или шарик. Если для приведения их в действие нужно приложить определённые усилия, устройство можно считать исправным.
Клапан неисправен, если в процессе надавливания он заклинивает или недостаточно зажимает отверстие. В первом случае его вытаскивают, а затем тщательно промывают в бензине. Во втором случае необходимо подобрать новую пружинку, обеспечивающую плотное закрытие отверстия, и заменить ею износившийся механизм.
Видео: замена редукционного клапана
После ремонта или замены редукционного клапана его следует установить на место и отрегулировать. Регулировка осуществляется упорным винтом, вращение которого сжимает или растягивает пружину. Величина давления при этом определяется с помощью жидкостного манометра.
Отметим, что сам клапан можно регулировать можно только на неработающем двигателе, а давление масла измеряется на работающем.
Редукционный клапан масляного насоса — небольшая, но крайне важная деталь двигателя любого автомобиля. От его исправности зависит работоспособность всего силового агрегата. Своевременная диагностика неисправностей клапана и их немедленное устранение позволят вам избежать серьёзных неприятностей на дороге.
Замена масляного насоса на Приоре
Без особого преувеличения можно сказать, что система смазки автомобиля – это его кровеносная сеть. А значит, масляный насос, перекачивающий по жилам-маслопроводам смазку для всех его узлов, – сердце двигателя. Масляный насос в любом автомобиле, в том числе и у «Приоры», является одним из важнейших узлов мотора, которому иногда требуется замена.
Назначение масляного насоса и системы смазки в моторе
В двигателе «Приоры», как и в любом другом автомобиле, множество трущихся поверхностей. Естественно, это требует обильной и качественной смазки. К подшипникам и вкладышам масло поступает по тонким каналам, устроенным в теле блока цилиндров. Но само по себе машинное масло не потечёт вверх, ведь его запас сконцентрирован в нижней части двигателя – поддоне. В систему входят следующие узлы.
- Масляный насос с приводом от коленвала.
- Прокладка под насос.
- Трубка заборника с фильтром.
- Прокладка поддона.
- Масляный поддон двигателя.
Для создания в этой сложной системе определённого давления, служит специальное устройство – масляный насос. Как он работает?
Принцип работы нагнетателя давления масла
Двигатель ВАЗ-2170 также, как и все остальные моторы этой серии, оснащён вихревым масляным насосом шестерёночного типа. Вращение шестерёнок, осуществляющееся приводом от коленчатого вала, создаёт турбулентный (вихревой) поток, который всасывая масло в рабочую камеру, далее отправляет его в путешествие по всей системе смазки.
Этот агрегат имеет такое же устройство, как и все моторы автомобилей с передним приводом ВАЗ. Поэтому говоря о любом из них, можно быть уверенным, что и на остальных двигателях этот аппарат такой же.
Возможные неисправности масляного насоса «Приоры»
Существует несколько основных неисправностей этого важного агрегата.
- износ шестерёнок;
- износ пружины редукционного клапана;
- повреждение корпуса насоса.
В первых двух случаях можно провести ремонт и вернуть нагнетатель давления на место. А вот в последнем проще провести замену агрегата целиком. Это даст уверенность в том, что система смазки будет работать в нормальном режиме, и замена масляного нагнетателя в ближайшее время не понадобится.
Признаки неисправности агрегата «Приоры»
Первой и самой заметной приметой такой поломки является сигнал контрольной лампы на панели приборов. Если после запуска двигателя она не погасла, значит либо нет достаточного давления в системе смазки, либо неисправен датчик.
Поэтому при малейшем сомнении нужно заняться проверкой состояния всех узлов. В первую очередь заменить датчик на исправный и запустить мотор. Это несложная процедура, он находится в головке блока. На 16 клапанном двигателе – сверху над термостатом. На 8 клапанном над коллектором в районе первого цилиндра.
Если лампочка продолжает гореть после того, как произведена замена датчика, масляный насос «Приоры» нужно заменять или ремонтировать.
Снятие и замена масляного насоса «Приоры»
Эту операцию необходимо проводить либо на смотровой яме, либо на специальном подъёмнике, если, конечно, не снимать мотор с «Приоры». Итак, процесс начинается.
В первую очередь всё масло из поддона необходимо слить в подставленную ёмкость, открутив пробку поддона. Вывернуть болты крепления и снять поддон. Ключом на «8» открутить крепление маслозаборника и демонтировать его.
Шестигранником № 5 снять крышку ремня ГРМ. Открутить демпфер. Отжав ролики, удалить ремень с шестерни коленвала. Вынуть саму шестерню. Извлечь шпонку из коленвала. Тщательно протереть все поверхности ветошью и выкрутить все шесть крепёжных болтов корпуса масляного насоса «Приоры».
После этого, аккуратно поддеть корпус агрегата и снять с коленчатого вала вместе с прокладкой. Теперь осталась только замена агрегата «Приоры». Зачистить посадочное место на блоке и протереть ветошью.
Установить на приготовленный для замены агрегат новую прокладку и собрать в обратной последовательности. Залить рекомендованное масло и запустить двигатель. Дождаться затухания лампы контроля давления масла. Всё, проведена замена масляного насоса «Приоры».
На видео, снятие и разборка масляного насоса ВАЗ-2112 и модификаций. Замена узла на «Приоре» аналогична»: