Avto-love.ru

Распиновка разъема бортового компьютера ваз 2114

Штатный бортовой компьютер ВАЗ 2114

Кажется, ещё совсем недавно автолюбители считали роскошью установленный на их машине радиоприёмник, затем в список опций при машине стали вводить СД и ДВД плееры. А контроль над состоянием автомобиля был полностью возложен на всевозможные датчики и стрелочные индикаторы на панели приборов.

Естественно, автовладельцы хотели бы владеть машиной, оборудованной всеми техническими новинками. Но на настоящий момент не все автомобили Тольяттинского завода укомплектованы системой контроля над важными данными. АвтоВАЗ уже выпускает машины с предполагаемым местом установки бортового компьютера. И даже подведены контактные разъёмы для подключения.

В данной статье описана процедура установки стандартного бортового компьютера для автомашин ВАЗ 2114 и 2115. И после ознакомления с описанием монтаж бортового компьютера своими силами не вызовет никаких проблем.

Содержание

В статье пойдет речь об основных этапах установки:

  1. Выбор бортового компьютера.
  2. Перечень кодов ошибок в работе машины.
  3. Основные коды ошибок.
  4. Информационные функции.
  5. Диагностические функции.
  6. Процедура монтажных работ.
  7. Демонтаж бортового компьютера.
  8. Процесс демонтажа.
  9. Заключение.

Выбор бортового компьютера

Программное обеспечение бортового компьютера достаточно внушительное. Он обладает набором разных программ, которые значительно улучшают работу автомобиля, постоянно контролируют техническое состояние и сигнализируют об отклонениях в параметрах работы всей системы. Например, таких как температура жидкости торможения, уровни напряжения внутри электрической системы автомашины, скоростной режим (общий, средний, текущий) и ещё много других полезных функций.

Наиболее ценно то, что показания бортового компьютера намного лучше по точности, чем показания приборов, установленных на машине.

Когда выбираешь бортовой компьютер ВАЗ 2114, особенных сложностей не возникает. Главное условие, чтобы он поддерживал программы ЭБУ. И главный совет, который дают специалисты – не надо экономить. Более дорогие модели смогут обеспечить глубокую проверку всей системы машины и, соответственно, вовремя сообщить о неисправностях.

Ещё одной полезной опцией, которой располагает бортовой компьютер ВАЗ 2114 “Мультитроникс”, является возможность оборудования машины звуковой и световой сигнализацией. При возникновении проблем в электрической сети или перегреве двигателя умная система тут же подаст сигнал владельцу автомобиля.

Установка качественного бортового компьютера позволяет самостоятельно и, что самое важное, вовремя обнаружить неполадки при эксплуатации автомобиля и оперативно их устранить. Тем самым можно избежать серьёзных последствий от поломки агрегатов автомашины. И всё это поможет сэкономить средства при ремонте автомашины.

Перечень кодов ошибок в работе машины

Кроме точности в показателях работы автомашины, бортовой компьютер ВАЗ 2114 предназначен в первую очередь для диагностики всех систем, он выдаёт на дисплей коды неисправностей. Для расшифровки кодов в инструкции, прилагаемой к устройству, есть все расшифровки, т. е. описание всевозможных кодов.

Для того чтобы провести проверку компьютера, нужно на приборной панели сбросить показания пробега за сутки и одновременно включить зажигание. После этого, нажав клавишу у рычага стеклоочистителя, можно увидеть на дисплее показания. Отобразятся: версия прошивки устройства и, если есть неисправности, коды ошибок.

Прочесть ошибки бортового компьютера ВАЗ 2114 можно в инструкции.

Основные коды ошибок

  • 2 – слишком высокое напряжение в сети.
  • 3 – неисправности датчика топливного уровня.
  • 4 – неисправности датчика температурного режима охлаждающей жидкости.
  • 5 – ошибки датчика, показывающего температуру за бортом.
  • 6 – оповещение о перегреве мотора.
  • 7 – малое давление масла.
  • 8 – недостатки в системе торможения.
  • 9 – разряжена батарея аккумулятора.

Чаще всего система реагирует на такие неисправности, как:

  • Код 4 – основная причина появления: мотор не прогрет.
  • Код 6 – говорит о перегретом моторе.
  • Код 8 – говорит о недостатке тормозной жидкости.

Устранив ошибки, можно их сбросить. Для этого необходимо нажать и удерживать клавишу суточного пробега автомашины.

На дисплее отображается информация двух видов:

  1. Информационные функции.
  2. Диагностические функции.

Информационные функции

В этот перечень входят:

  • текущее время и дата;
  • таймер будильника;
  • время в пути от пуска до остановки двигателя;
  • общее время поездки (от обнуления показаний);
  • немедленный расход топлива;
  • усреднённый расход топлива за поездку;
  • общий расход топлива за весь маршрут;
  • ожидаемый пробег на остатке топлива;
  • текущее количество топлива;
  • пробег за текущую поездку;
  • температура воздуха за бортом;
  • мгновенный показатель скорости движения;
  • напряжение в электрической сети.

Диагностические функции

В списке диагностических функций:

  • отражение идентификационных данных контроллера электронной системы регулирования двигателя;
  • формулировка параметров электронной системы;
  • чтение и сброс кодов дефектов из памяти контроллера.

Процедура монтажных работ

Автомашина ВАЗ 2114 уже оборудована специальным местом для установки бортового компьютера. Надо заметить, что для этого подходят устройства Multitronics или «Штат». Можно остановить свой выбор на этих марках. Есть варианты исполнения с цветным дисплеем. Но это дело вкуса, так как, кроме красоты, функционально это ничего не дает.

Перед тем как начать устанавливать бортовой компьютер ВАЗ 2114, надо определиться с выбором модели и набором функций. Очевидно, что нет смысла ставить дорогую модель на обычную машину бюджетного класса. Достаточно установить систему с монитором, процессором и соответственно необходимым комплектом проводов.

И с другой стороны, не надо экономить при покупке для машины, оснащённой более дорогими техническими данными.

Следующий этап – выбор места установки. Если заводом–изготовителем уже предусмотрено штатное место для монитора, лучше воспользоваться им. Если же для данной модели устройства отсутствует свободное место, монитор крепится на торпеде.

Далее надо определиться, где будет произведена установка бортового компьютера. При этом надо учитывать, что процессор при работе разогревается до больших температур, и для его охлаждения необходимо свободное пространство. Провода тоже обязательно защищаются от внешних механических воздействий специальной трубкой.

На примере автомашины ВАЗ 2114 подключение бортового компьютера наглядно будет изложено далее.

Место установки закрыто специальной заглушкой. Её надо аккуратно извлечь.

Читать еще:  Предпусковой подогреватель лада приора

Для того чтобы установка бортового компьютера ВАЗ 2114 была проще, на автомашине уже есть комплект проводов с 9-контактной колодкой. Их надо соединить с колодкой на обратной стороне устройства.

Включаем «К-линию», для этого присоединяется коричневый провод к гнезду «М» колодки для “Евро 2” или же в гнездо «7» колодки “Евро 3”. Обратный конец провода вводим в гнездо «2» колодки устройства.

Соединяется провод с колодкой, через М-гнездо при присутствии разъёма “ЕВРО 2” или в паз 7 при контактах “ЕВРО 3”. При этом надо внимательно осмотреть колодку “ЕВРО 3”. Встречаются случаи установки колодки вверх ногами!

Осталось поставить его в назначенное место и провести испытание.

Необходимо упомянуть, что отдельные модификации бортовых компьютеров можно установить и на машины с карбюраторными двигателями. Но этого мало, чтобы просто установить на ВАЗ 2114 бортовой компьютер. Штат приборов придётся пополнить.

Демонтаж бортового компьютера

Случается, что владельцам автомашин не нравится, как работает штатный бортовой компьютер ВАЗ 2114, смонтированный при сборке. Или возникает желание поменять его на более продвинутую модель. Это устройство можно самостоятельно снять.

Перед началом всех работ по демонтажу обязательно необходимо выяснить в автосалоне, где приобреталась автомашина, не повлияет ли эта работа на гарантийный срок. В большинстве автосалонов могут отменить гарантию.

  1. Перед началом работ необходимо обесточить машину, для этого надо скинуть минусовую клемму с аккумулятора.
  2. Снять панель управления магнитолы.
  3. Извлечь магнитолу, открепив подключённые провода.
  4. Через открывшийся проём просунуть руку и отщёлкнуть крепления блока компьютера.
  5. Теперь можно аккуратно извлечь компьютер, отсоединив все подключённые провода.
  6. Убрать все дополнительные устройства, подключённые к компьютеру.
  7. Автомагнитолу снова подсоединить проводами и установить на место.

Заключение

Если штатный бортовой компьютер ВАЗ 2114 был в машине, купленной с рук, и владелец ничего о нем не знает, а инструкция отсутствует, то информацию можно легко найти, пообщавшись на автомобильных форумах на тему “ВАЗ 2114, бортовой компьютер”. Инструкция по его установке находится на таких же сайтах. Лучше всего посетить сайт производителя.

Бортовой компьютер ВАЗ 2114 предупредит и мгновенно сообщит о найденных неполадках. На любом современном автомобиле невозможна эксплуатация без точного контроля всех процессов, происходящих в нём.

Поездка с маршрутным компьютером облегчит жизнь автолюбителя и не преподнесёт сюрпризов в пути. Водитель сам может контролировать состояние всех систем своего автомобиля и избежит повода лишний раз обращаться в СТО для диагностики. Одним словом, это полезное устройство и отличный подарок для автомобиля.

Бортовой компьютер для ВАЗ с цветным дисплеем и тачскрином

С приходом в жизнь автолюбителей инжектора и его окончательной победе над карбюратором, появилась необходимость в “его” периодической диагностике. Поскольку стоимость диагностики отечественной машины варьируется от 300 до 500 руб., а квалификация диагноста порой вызывает сильные сомнения, то практически каждому автолюбителю зачастую приходится вникать в суть проблемы (неисправности) самостоятельно. И как минимум без специального адаптера и компьютера тут не обойтись. А если неисправность возникла где-то в пути и вдали от города? Поэтому порой просто необходимо иметь под рукой эдакий «миникомпьютер», который всегда будет в автомобиле и сможет помочь в пути.

Сам я являюсь обладателем автомобиля ВАЗ 11183 (Калина), поэтому далее повествование пойдет о бортовом компьютере для Калины. А в конце будет несколько слов про бортовой компьютер для ВАЗ 2115.

Цены на подобные устройства, мягко говоря, не очень радуют. Самый простой компьютер-кнопка для отображения каких-никаких кодов категорически не устраивает. Ввиду его убогости. Стоимость таких около 600-700 руб. Ну а что-то посерьёзней, с дисплеем, уже порядка 1800-2000 руб. Ну и самые дорогие модели приблизительно по 5000 руб. Поэтому было принято решение собрать бортовой компьютер для себя и с целью экономии денежных средств и с целью саморазвития.

Что я хотел видеть: параметры в режиме реального времени, текущие ошибки и возможность их сбросить. Замер времени разгона 0-100 км/ч (появилось позднее, так. побаловаться. )

Начался поиск информации. Поиск по интернету дал ответы на некоторые вопросы, но до остального пришлось доходить самому.

Итак. Обмен информацией между Электронным Блоком Управления (ЭБУ) и Бортовым Компьютером (БК) происходит при помощи интерфейса K-Line. При этом используются различные протоколы. Вот с этим то как раз и возникает первая трудность. Где взять описание протокола? Мне повезло, я нашел в сети единственное описание протокола для ЭБУ Январь 5. На моей машине 2006 г.в. стоит ЭБУ Январь 7.2+. Подключившись к диагностической линии и запустив программу диагностики, я увидел, что запросы и расшифровка ответов ЭБУ полностью совпадают с найденным описанием. Дело сдвинулось.

Я думаю многие задавались вопросом, зачем вообще используется какой то там адаптер для подключения к машине. Отвечаю: адаптер представляет из себя преобразователь уровней. В стандартном COM порте (он же интерфейс RS-232) логическая единица это -12 вольт, логический 0 это +12 вольт. В K-линии логическая единица это +12 вольт, а логический ноль это 0 вольт. Т.е. размах сигнала 0-12 вольт против “-12” – “+12” у RS232. К тому же разница не только в уровнях, RS-232 имеет 2 сигнальные линии RxD и TxD, а K-Line одну двунаправленную. Итак:

Вариант №1. Калина. Кнопочное управление компьютером

Я использовал:
1. Микроконтроллер фирмы Atmel: ATMega8
2. Дисплей от сотового телефона Siemens S65
3. Обвязка. питание, резисторы, конденсаторы и другая мелочевка.
4. Преобразование уровней на сдвоенном компараторе LM293. Просто и доступно.

Питание. Тут всё просто. LM317 формирует стабилизированный ток 20 мА для светодиодов подсветки дисплея. LM7805 стабилизирует напряжение для питания микроконтроллера. Защитный диод 1N6281 рассчитанный на 27 вольт спасет от возможных всплесков напряжения.

Читать еще:  Лада веста это рено

При отладке можно использовать +12 вольт с 16-го пина колодки OBD2. А при постоянной работе напряжение на БК должно подаваться при каждом включении зажигания. Т.е. необходимо протянуть провод от замка зажигания к БК.

Ну и сама схема:

Тут есть маленькая тонкость. Чтобы продлить срок службы дисплея необходимо перед отключением питания отправить в дисплей определенную последовательность команд. Транзистор на схеме в нормальном режиме работы придавливает вывод контроллера к нулю. Вывод настроен как вход с подтяжкой. Как только напряжение пропадет, на выводе появится логическая единица. Энергии накопленной конденсатором 470 мкФ хватит на то чтобы микроконтроллер успел отправить команду выключения в дисплей. Диод 1N5818 не даст разряжаться конденсатору в «сеть», а так же защищает от переплюсовки при подключении питания.

Прошивка для микроконтроллера написана в среде CodeVisionAVR 2.05 на языке Cи.

Описание протокола есть в приложенных к статье материалах. Кратко пробежимся по основным моментам. Чтобы начать диагностику, нам надо отправить в ЭБУ запрос startCommunication:

Запрос startCommunication:
81 10 F1 81 03
Ответ:
83 F1 10 C1 6B 8F 3F

В ответе C1 означает, что ЭБУ готов с нами работать (на связи).

После этого мы можем запросить у него параметры, отправив запрос:
82 10 F1 21 01 A5
ЭБУ моей машины отвечает:
80 F1 10 26 61 01 3B 90 41 04 00 00 00 00 47 80 00 00 00 52 52 80 18 00 8E 00 5C 00 00 00 00 00 00 00 00 00 FF FF DD A4 47 02 CE

Расшифровка (пример):
61 – Положительный ответ readDataByLocalIdentifier
01 – afterSalesServiceRecordLocalIdentifier (что то там. )
.
11-й байт – Температура охлаждающей жидкости
.

Формула для расчета: N=E-40 [°C]
E – передаваемое значение
N – физическая величина

У меня это значение 47. Берем windows калькулятор. Переводим 47 hex в dec. Получаем 71. Дальше 71-40=31°C. На момент снятия данных машина постояла на улице. До конца не остыла.

И так далее… со всеми остальными параметрами.

Запрос ошибок readDTCByStatus:
84 10 F1 18 00 00 00 9D
ЭБУ моей машины отвечает:
88 F1 10 58 02 04 43 E0 14 26 E0 24

P0443 – всё верно, 2 ошибки у меня сейчас.
P1426

Самое сладкое, сброс ошибок clearDiagnosticInformation:
83 10 f1 14 00 00 98

Запрос значений АЦП:
82 10 F1 21 03 A7

Из АЦП взял напряжение на датчике кислорода и на датчике массового расхода. Хотя необходимость этого пункта под сомнением. Думаю вообще убрать. Всё остальное есть в описании.

Плата разведена на одностороннем фольгированном текстолите. Дисплей приклеен при помощи клея “секунда”. Защитное стекло для дисплея сделал из коробки от компакт диска. На самоклеящейся бумаге распечатал лицевую часть (черную), наклеил на пластик, совместил, приклеил к плате. Чтобы под стекло не набивалась пыль, промазал обычным герметиком. Доработал напильником посадочное место в ящике для мелочей и просто вставил туда БК. Подключил питание и диагностическую линию. Левая кнопка смена режимов отображения, правая сброс ошибок (в режиме сброса ошибок) и сброс времени разгона на ноль (в режиме замера времени). На плате имеется место для памяти 24LC512. Но она не использовалась (не хватило flash памяти МК на реализацию). Фьюзы МК выставлены на работу от внешнего кварца.

По себестоимости получилось порядка 450 руб

Зимой было очень удобно следить за температурой двигателя при прогреве. А не ждать когда же стрелка от отметки 50 градусов «оторвется»…

Видео работы устройства:

Вариант №2. ВАЗ 2115. Тачскрин

Далее был изготовлен компьютер под панель ВАЗ 2115. Элементная база остается та же. Только добавляется тачскрин от телефона Sony-Ericsson G900. Цена тачскрина 35 руб. Ну и естественно меняется прошивка. Были небольшие проблемы при калибровке экрана. Хотел сначала ввести алгоритм калибровки по 4-м точкам. Добавить соответствующий пункт в меню. Но, почитав и посмотрев алгоритмы на англоязычных сайтах (под Андройд и прочее), понял, что это довольно сложно и в моём случае не нужно. Просто записываем значения АЦП по 2-м точкам, сопоставляем координаты и через уравнение прямой по 2-м точкам находим промежуточные значения нажатия. У меня получилось:
x = 232 – 0.276*ADC
y = 0.25*ADC – 67.5

Печатная плата претерпела существенные изменения. Теперь используется микроконтроллер ATMega16A.

При помощи ножа, напильника и шпатлевки по пластику тачскрин был вмонтирован в панель, которую потом обтянул карбоновой пленкой.

По началу прикупил стилус, но потом оказалось что проще «тыкать» пальцем в экран. Залапывается он конечно. Но не более чем на телефонах с сенсорным экраном.

Для повторения рекомендую вариант с тачскрином. Его можно использовать как под Калину, так и под Пятнашку. На этом всё.

Выбор и установка современного средства контроля — бортового компьютера на ВАЗ 2114

Бортовой компьютер ВАЗ 2114, по сути, представляет собой «мозги» транспортного средства. Благодаря этому устройству контролируется работа основных систем и агрегатов автомобиля, а при его поломке водитель может столкнуться с определенными трудностями. Подробнее об основных характеристиках, а также неисправностях БК автомобиля вы сможете узнать из этого материала.

Характеристика БК

Перед тем, как выбрать, какой лучше устанавливать БК, чтобы он хорошо работал, давайте разберемся с характеристиками устройства.

Назначение

Предназначение бортового компьютера ВАЗ 2114 заключается в информировании автовладельца о технических параметрах транспортного средства. Это осуществляется в результате того, что штатный бортовой компьютер ВАЗ 2114 соединяется с блоком управления посредством специальной диагностической линии. Последняя, при помощи закодированных импульсов, предупреждает водителя о расходе горючего, количестве оборотов мотора и прочих параметрах. Большую часть информации БК получает от датчиков.

Читать еще:  При повороте руля бьет в руль

Как правило, устройство монтируется на контрольном щитке, над воздушными дефлекторами. В машинах, в которых нет БК, вместо него располагается пластмассовая заглушка.

Основные параметры

Бортовой компьютер на ВАЗ 2114 позволяет определять такие параметры:

  • скорость движения транспортного средства;
  • объем горючего в баке и его расход, а также пробег, который сможет пройти на этом топливе машина;
  • время, потраченное на прохождение того или иного пути;
  • частота коленчатого вала;
  • степень прогрева мотора;
  • показатель температуры в салоне авто;
  • общий пробег транспортного средства;
  • напряжение в электросети авто;
  • степень нагрева антифриза в системе;
  • в каком положении находится заслонка дросселя;
  • расход воздуха в целом;
  • комбинации неисправностей, а также их расшифровка;
  • расход горючего в целом;
  • объем потраченного бензина за последнюю поездку;
  • средняя скорость движения машины и прочая полезная информация.

Центральная консоль с установленным БК

Возможные неисправности

Если не работает бортовой компьютер, то это может быть обусловлено такими неисправностями:

  • неправильно либо ненадежно подключено разъемы и провода питания;
  • вышел из строя предохранительный элемент, отвечающий за функциональность устройства (непосредственно на БК предохранителя может и не быть, необходимо свериться с инструкцией по эксплуатации);
  • неправильно произведена настройка либо регулировка устройства, для этого необходимо ознакомиться с инструкцией или руководством по эксплуатации.

Если плохо работает бортовой компьютер ВАЗ 2114, в первую очередь необходимо проверить целостность контактов и произвести их очистку, если они окислены.

Руководство по подключению своими руками

Процедура установки, демонтажа и подключения может быть осуществлена в домашних условиях. Перед тем, как взяться за эту работу, взвесьте свои силы, поскольку компьютер — это дело серьезное, ведь именно он отвечает за многие процессы. Тем более, что он напрямую связана с блоком управления (автор видео — канал Домашние Самоделки).

Монтаж БК

Далее, предлагаем узнать, как производится установка бортового компьютера на ВАЗ 2114. Для ВАЗ 2114 можно использовать БК Гамма или любой другой, адаптированный под технические характеристики и особенности транспортного средства.

Итак, как установить устройство своими руками:

  1. Для начала необходимо подобрать место для монтажа. Как мы уже сообщали, оно находится на центральной консоли и скрыто при помощи пластиковой заглушки, поэтому ее необходимо демонтировать.
  2. Для более простого монтажа в этой модели авто предусмотрен специальный разъем проводов с колодкой, в которой девять контактов. Эти контакты необходимо установить в разъем, расположенный на тыльной стороне БК.
  3. Далее, активируем К-линию. Чтобы сделать это, необходимо подключить провод коричневого цвета к гнезду М разъема для Евро2 либо к гнезду 7 разъема Евро3. Что касается обратного конца кабеля, то его необходимо установить в гнездо 2 на штекере. При установке будьте внимательны, возможно такое, что колодка установлена в автомобиле вверх ногами.
  4. Теперь вам остается только установить БК в место посадки и протестировать устройство на работоспособность. Следует учитывать, что в зависимости от модификации устройства, такой БК можно поставить и на транспортное средств ос карбюратором. Но одного компьютера будет недостаточно, необходимо будет ставить дополнительные устройства и приборы (автор видео — канал MrStas ZoRrO).

Демонтаж БК

Часто бывает такое, что БК не устраивает автовладельцев по тем или иным функциям или он просто работает некорректно и его необходимо заменить. В таком случае вы можете произвести демонтаж БК в домашних условиях, в этом нет ничего сложного. Перед тем, как снимать устройство, необходимо удостовериться в том, что его демонтаж не отразится на гарантийном обслуживании транспортного средства. Разумеется, это относится к более новым автомобилям, которые приобретались в салоне. Мы рассказываем об этом потому, что демонтаж БК в любом случае повлияет на гарантию, это необходимо учитывать.

Итак, подробная инструкция по демонтажу бортового компьютера своими руками:

  1. Перед тем, как приступить к процессу снятия, необходимо обесточить транспортное средство. Чтобы сделать это, достаточно просто отключить аккумулятор, а именно — снять с него отрицательную клемму.
  2. После этого демонтируется панель управления аудиосистемой. В этом также нет ничего сложного, при снятии будьте аккуратны, чтобы не повредить ее.
  3. Далее, необходимо демонтировать саму автомагнитолу, для этого нужно отсоединить подключенную проводку от нее.
  4. После того, как магнитола будет снята, через открывшееся отверстие можно просунуть руку и отсоединить фиксаторы блока самого устройства. Сделав это, необходимо максимально аккуратно демонтировать БК и отсоединить от него всю подключенную проводку.
  5. После выполнения всех этих действия необходимо убрать все вспомогательные девайсы и приборы, которые подключены к БК. Если вы решили произвести замену устройства на новое, то на этом этапе устанавливается новый девайс и подключается в соответствии с инструкцией по эксплуатации и монтажу. Если вы просто решили демонтировать БК, то просто подключите аудиосистему и установите ее на свое место.

Цена вопроса

Стоимость устройства зависит от многих параметров, поэтому однозначно назвать цену, актуальную для всех бортовых компьютеров на «четырках», нельзя. Цена на устройство определяется в соответствии с производителем компьютера, его технических параметров и характеристик. Сразу же хотим сказать, что отдавать предпочтение дешевым вариантам мы бы не рекомендовали, поскольку БК — это «мозги» автомобиля, а на этом экономить нельзя.

Видео «Как правильно самостоятельно настроить БК в ВАЗ 2114»

Подробная инструкция по настройке девайса в отечественной четырке с описанием всех нюансов приведена на видео ниже (автор — канал MegaSirius12).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector