Проверка работы вакуумного усилителя тормозов
Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Делаем все своими силами
Не лишнем будет узнать, как проверить вакуумный усилитель тормозов. Тормозная система автомобиля, пожалуй, основная система, обеспечивающая безопасность для водителя, пассажиров и других участников движения. Она должна работать как часы, без сбоев и накладок. Тормоза автомобиля нуждаются в регулярном тестировании.
Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Основной причиной, по которой вакуумный усилитель считается неисправным – создание недостаточного уровня вакуума в специальной камере. Даже незначительное отклонения от нормы уровня вакуума может привести к нестабильной работе всей тормозной системы.
В чем причина?
Основная причина того, что вакуумный усилитель тормозов перестал стабильно работать, кроется в том, что происходит полное или частичное нарушение специальной диафрагмы. Ее поверхность либо трескается, либо лопается, но в любом случае теряется способность нагнетать вакуум. Кроме того, сам механизм имеет в своем распоряжении впускной клапан, который также иногда дает сбои и становится причиной выходи из строя усилителя.
Но начнем по порядку. Чтобы убедиться в нестабильной работе этой детали, необходимо пройти определенные тесты.
Проверяем усилитель
Первый способ, доступный из подручных любому водителю, заключается в том, что необходимо завести двигатель, дать ему поработать на холостых оборотах примерно минут 5. После чего заглушить.
Далее производятся нажатия на педаль тормоза, при этом необходимо менять силу нажатия. Даже если усилитель неисправен, ход педали при первом нажатии не будет ничем отличаться от нормального.
Выжать ее нужно до упора. В этот момент в системе усилителя, создается вакуум, который тянет на себя диафрагму, происходит движение поршня в тормозном цилиндре.
Если система усилителя неисправна, то в момент второго нажатия вакуум уже не может создаться, при этом водитель отметит нехарактерно маленький ход педали тормоза. Как вы понимаете, суть метода заключается, чтобы отметить изменение хода педали тормоза между первым и последующими нажатиями. Если ее нет, то усилитель в порядке, если имеется даже незначительное отклонение – вакуумная система требует починки.
Если первый способ особо ни к чему не привел, то нелишним будет провести второй тест. При заглушенном двигателе необходимо нажать на педаль тормоза несколько раз, не менее 5-7. У вас возникли подозрения?
Отжимаем педаль тормоза до упора и заводим двигатель. Если вакуумный усилитель работает исправно, то с помощью двигателя начнет образовываться разряженный воздух, происходит плавное проваливание педали (мембрана воздействует на шток, который притягивает толкатель, а далее срабатывает педаль тормоза).
Суть способа заключается в том, что если усилитель хоть как-то неисправен, то данное взаимодействие механизмов не происходит.
Для убедительности, проведите еще один испытательный замер. Заведите двигатель, нажмите до упора педаль и держа ее в таком положении поверните ключ зажигания, чтобы заглушить двигатель. Педаль должна оставаться в таком положении в течении секунд 30. Если механизм усилителя неисправен, то давление внутри рабочей камеры будет расти и в итоге вырастет воздействие на педаль – она начнет подниматься.
Если признаки поломки отсутствуют, то тормозная система функционирует нормально. Как проверить вакуумный усилитель тормозов, надеемся теперь у вас не возникнет подобного вопроса.
Opel Astra J
Проверка работы вакуумного усилителя тормозов
Вам потребуются: пассатижи, резиновая груша.
При выходе из строя вакуумного усилителя значительно возрастает усилие на педали тормоза, что негативно сказывается на управлении автомобилем.
Если усилие на педали при торможении заметно увеличилось по сравнению с обычным, проверьте усилитель тормозов на неподвижном автомобиле.
1. При неработающем двигателе нажмите пять-шесть раз на педаль тормоза с интервалом около 5 с; удерживая педаль тормоза в нажатом положении, пустите двигатель — педаль тормоза должна переместиться вперед. Если этого не произошло, проверьте..
2. …целость и надежность соединения шланга вакуумного усилителя со штуцером на впускной трубе двигателя…
3. …и с усилителем.
Аккумуляторная батарея и полка ее крепления для наглядности сняты.
6. Для проверки работы обратного клапана отсоедините от него колодку жгута проводов, нажав на ее пружинный фиксатор.
7. Ослабьте хомут крепления к клапану шланга к впускной трубе, сжав пассатижами его отогнутые ушки…
8. …сдвиньте хомут по шлангу…
9. …и отсоедините шланг от штуцера клапана.
10. Извлеките из держателя шланг к вакуумному насосу…
11. …и клапан из отверстия уплотнительной втулки вакуумного усилителя тормозов.
12. Плотно вставьте носик груши в обратный клапан и сожмите ее. Воздух из груши должен выйти через клапан.
Для наглядности показано на снятом шланге.
13. Отпустите грушу. Если она осталась в сжатом состоянии, значит, клапан исправен. При отсутствии груши можно продуть клапан ртом.
14. Если обратный клапан пропускает воздух в обоих направлениях, замените вакуумный шланг в сборе с клапаном, для чего…
15. …сожмите фиксаторы крепления вакуумного шланга к штуцеру впускной трубы, отсоедините шланг от штуцера…
16. …и снимите вакуумный шланг в сборе с обратным клапаном.
17. Установите детали в порядке, обратном снятию.
Как проверить вакуумный усилитель тормозов своими силами – несколько методов диагностики, признаки неисправности и способы решения проблемы
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) – важный элемент автомобильной тормозной системы. Он обеспечивает создание дополнительного усилия в момент нажатия водителем на педаль тормоза. Благодаря этому автомобиль останавливается быстрее, а вся система функционирует наиболее эффективно, обеспечивая при этом комфортное управление.
Иногда в работе вакуумного усилителя тормозов могут возникать сбои. В большинстве случаев неисправности ВУТ вызваны эксплуатационным износом одного из его основных компонентов. Отметим, что при выходе из строя усилителя тормозная система остаётся работоспособной, но для остановки автомобиля придётся приложить намного больше усилий. Во многих случаях автомобилисты встречаются с мелкими неисправностями данного узла, поэтому приходится разбираться в том, действительно ли он является причиной появления тех или иных проблем в работе авто.
Типичные признаки неисправности
Проблемы в функционировании вакуумного усилителя тормозов обычно вызваны механическим повреждением шланга, которым он соединен с впускным коллектором двигателя. Резина с годами стареет, на ней появляются трещины, через которые происходят утечки воздуха. В результате этого создать вакуум не получается. Ещё одна причина – повреждение одного из внутренних элементов ВУТ. Во многих случаях выходит из строя клапан или диафрагма.
Специалисты выделяют следующие симптомы неисправности вакуумного усилителя тормозов:
- педаль тормоза стала более жёсткой, поэтому надо прилагать больше усилий для остановки автомобиля;
- педаль тормоза не возвращается в исходную позицию после нажатия;
- при нажатии педали на холостом ходу падают обороты двигателя;
- нестабильная работа двигателя;
- увеличение потребления топлива.
Проверка ВУТ и вакуумного шланга
Перед началом проверки усилителя необходимо, в первую очередь, проверить состояние шланга, обратного клапана и всех соединений. Именно в этих местах наиболее часто возникают проблемы.
Проверка вакуумного шланга:
- Выполните визуальный осмотр шланга, которым ВУТ соединен с впускным коллектором двигателя.
- Источниками проблемы могут быть трещины, затвердевшие пятна и любые другие механические повреждения. Проверьте надёжность крепления шланга.
- Проверьте клапан, расположенный между шлангом и вакуумным усилителем. На нём не должно быть видимых дефектов.
- Проверьте впускной коллектор в месте подключения вакуумного шланга на предмет наличия загрязнений.
- Проверьте, нет ли утечек тормозной жидкости на участке между усилителем и ГТЦ.
- На запущенном двигателе нанесите мыльный раствор на вакуумный шланг, обратный клапан и места соединений. Если происходит всасывание пузырьков и воды, это свидетельствует о наличии утечки. Поврежденный элемент подлежит замене.
Методы проверки усилителя
Если проверка соединений и шланга ничего не показала, переходим непосредственно к вакуумному усилителю тормозов. Самый простой метод диагностики – работа с педалью тормоза.
- Запустите двигатель на 2-3 минуты и заглушите его. Четыре раза нажмите педаль тормоза и продолжайте удерживать ногу на педали. Запустите двигатель. В момент запуска педаль должна постепенно опускаться вниз. Заглушите двигатель.
- Нажмите педаль тормоза несколько раз на заглушенном двигателе. Если после второго и третьего нажатия педаль поднимается выше, это свидетельствует о работоспособности вакуумного усилителя тормозов.
- Запустите двигатель и после того как он немного поработал на холостом ходу, нажмите педаль тормоза и остановите двигатель. Педаль тормоза нужно удерживать в нажатом положении на протяжении 30 секунд после остановки мотора. Она должна находиться в заданном положении. Если педаль проваливается – имеется утечка в шланге, клапане, усилителе тормозов либо впускном коллекторе.
Троение двигателя (пропуски зажигания) при нажатии на педаль тормоза
Утечка воздуха через тормозной усилитель может стать причиной появления пропусков зажигания в процессе работы двигателя. Повреждение диафрагмы либо внутреннего клапана приводит к тому, что нарушается оптимальное соотношение воздуха и топлива. Пропуски зажигания обычно происходят при нажатии на педаль тормоза на холостом ходу.
Если проверка вакуумного шланга, соединений и обратного клапана ничего не выявила, нужно выполнить следующую проверку:
- запустить двигатель на холостом ходу;
- затянуть ручник;
- попросить другого человека нажать на педаль тормоза;
- пережать вакуумный шланг с помощью плоскогубцев (не забудьте подложить тряпку, чтобы не повредить шланг);
- если двигатель не троит и его работа стабилизируется, виновником пропусков зажигания является именно вакуумный усилитель тормозов.
Проверка вакуума двигателя с использованием вакуумметра
Иногда ВУТ неплохо справляется со своими задачами, но у автомобилиста всё же есть определенные сомнения в том, что он полностью исправен. Если усилитель на вашем авто не прошел или с натяжкой прошел предыдущие тесты, необходимо убедиться в том, что вакуума поступает достаточно. Такая диагностика выполняется с помощью вакуумметра.
- Отсоедините вакуумный шланг от усилителя тормозов и подключить через тройник, чтобы появилась возможность применения вакуумметра.
- Запустите силовой агрегат.
- Датчик должен отображать около 400-540 мм рт. ст. Если вы видите меньшее значение, присутствует утечка вакуума через впускной коллектор (прокладки либо трещина), шланг, двигатель (прокладка ГБЦ и др.) или другие узлы.
Проверка ВУТ ручным вакуумным насосом
Данный метод позволяет проверить работу усилителя окончательно. Выполнить все можно лишь за несколько минут.
- двигатель должен поработать на холостых оборотах примерно 15-25 минут, чтобы выйти на рабочую температуру;
- остановите двигатель и отключите вакуумный шланг от обратного клапана на ВУТ;
- подключите вакуумный насос к клапану;
- подайте примерно 500 мм рт. ст. вакуума на усилитель;
- подождите 5 минут, работоспособный вакуумный усилитель должен нормально держать вакуум;
- не отключая вакуумный насос, нажмите на педаль тормоза – вакуум должен упасть приблизительно на 125-250 мм рт. ст.; если вакуум остается на прежнем уровне либо снижается до нуля, усилитель неисправен;
- подайте вакуум на усилитель, чтобы вернуть его к 500 мм рт. ст.;
- нажмите на педаль тормоза и удерживайте её в таком положении на протяжении 30 секунд; вакуум должен слегка упасть, после чего удерживаться на протяжении оставшихся 30 секунд, значительное падение вакуума свидетельствует о неисправности ВУТ.
Рассмотренные в этой статье принципы, помогают проверить вакуумный усилитель тормозов на большинстве автомобилей – ВАЗ 2106, 2107, 2109, 2110, 2114, ГАЗель, а также других моделях отечественного и зарубежного производства.