Прибор для проверки давления в цилиндрах
Правильный замер компрессии в двигателе
Показатель компрессии – это один из важнейших параметров в работе двигателя внутреннего сгорания. С его помощью можно определять исправность деталей цилиндро-поршневой группы, степень износа ЦПГ или поршневых колец. Этот показатель зависит от степени сжатия конкретного мотора (отношения рабочего объема к длине хода поршня). Чем более форсирован движок с большей степенью сжатия, тем выше его параметры компрессии.
Со временем детали ЦПГ изнашиваются, появляются зазоры, машина теряет свою мощность. Общая потеря от такой работы может достигать 15-25-ти процентов. Двигатель работает с перебоями, не выдает свои паспортные показатели, превышает средний расход топлива. Поэтому возникает необходимость проверить компрессию в цилиндрах, и осуществить это можно своими руками, не обладая уникальными знаниями.
Способы проверки компрессии в цилиндрах
Можно мерить давление в полевых условиях, имея под рукой только набор ключей и тряпку. Но такой замер лишь даст ответ на вопрос, присутствует ли она в цилиндрах или нет. Правильно измерить компрессию и установить ее точное значение не получится. Проверка компрессии в двигателе – простая процедура, которую можно осуществить самостоятельно. Однако для этого потребуется специальный прибор – компрессометр.
Приборы для замера компрессии
Чтобы проверить значение компрессии в цилиндрах нам потребуется компрессометр. Это прибор, состоящий из нескольких частей. К ним относится:
- специальный манометр. Лучше брать деталь со шкалой, размеченной от 0 до 35-ти Бар. Этот параметр может измеряться в атмосферах, кгс/см кв. или МПа, но общепринятой единицей измерения является именно Бар, равный 0,99 атмосфер;
- гибкий шланг, который вкручивается непосредственно в манометр. Снабжен клапаном для стравливания давления. Это поможет осуществить замер компрессии, как на бензиновых, так и на дизельных ДВС;
- одна или несколько насадок, которые вкручиваются в мотор на место свечей зажигания;
При выборе товара на рынке, желательно не покупать самые дешевые измерители. Как правило, их долговечность невелика. Но если вы не автомеханик, и не планируете часто использовать прибор, приобретать профессиональный комплект тоже бессмысленно. Следует остановить внимание на моделях среднего ценового сегмента. Цена таких приборов составляет 750-1100 рублей.
Марка прибора | Минимальная стоимость, руб. |
---|---|
ЗМЗ-406 | 510 |
Измерит | 625 |
Автодело | 670 |
Друг ПРО | 750 |
Друг | 1100 |
ТопливаМерПро ВАЗ, ГАЗ ТопАвто | 1290 |
JTC | 3135 |
Подготовка двигателя к замерам
В инструкции по эксплуатации для моделей ВАЗ 2106, 2107, 2108 нет конкретных рекомендаций, после какого пробега необходимо измерять компрессию. Однако стоит взять за правило, проводить эту процедуру вместе с заменой свечей. Стандартные свечи ходят 15-20 тысяч км. При замене деталей нелишним будет померить давление в цилиндрах – это поможет вовремя выявить неисправности. Есть признаки, когда эту процедуру надо провести раньше:
- двигатель плохо заводится на холодную;
- мотор не выдает положенной мощности и тяговых характеристик;
- не работает один или несколько цилиндров (троит);
- повышенный расход топлива;
- начался «жор» масла, а из выхлопной трубы обильно пробивается сизый дым.
Перед тем, как мерить компрессию, необходимо подготовить двигатель. Его следует прогреть до рабочей температуры 70-90 градусов. Если это лодочный двухтактный агрегат – до 60-80-ти градусов. Запасаемся стандартным набором ключей, а также специальной свечной насадкой. Теперь все готово к замерам.
Инструкция по проверке компрессии в двигателе
Далее дана пошаговая инструкция по определению компрессии на бензиновом карбюраторном или инжекторном двигателе.
- Прогреваем мотор.
- Снимаем насвечники со свечей зажигания.
- У моделей с карбюратором надо сбросить клемму коммутатора.
- Отсоединяем шланг бензонасоса, чтобы исключить подачу топлива в камеры сгорания. Можно проводить измерения, не отсоединяя топливную магистраль, но тогда бензин попадет на зеркало цилиндра и может снять масляную пленку, что впоследствии приведет к задирам.
- Выкручиваем все свечи из своих посадочных мест, чтобы обеспечить коленвалу минимальное сопротивление вращению.
- Вкручиваем шланг измерительного прибора в резьбовое соединение.
- Помощник садится за руль, выжимает до упора педаль газа и проворачивает стартер. Стрелка манометра начнет колебаться и остановится в определенном положении. Чтобы грамотно определить компрессию, необходимо ограничиться первыми четырьмя качками. То есть двигатель должен сделать один рабочий цикл. На работающем моторе после этого откроется выпускной клапан и давление упадет. Поэтому даже неисправный агрегат может «надуть» неплохие значения.
- Осуществляем проверку во всех четырех цилиндрах, анализируем результаты.
Порядок определения компрессии на дизельных агрегатах принципиально схож с инструкцией, но есть несколько моментов:
- На дизеле установлены свечи накаливания. Проверять компрессию надо через эти технологические отверстия.
- Питание осуществляет не карбюратор или инжектор, а топливный насос высокого давления (ТНВД). Если двигатель оснащен архаичным механическим ТНВД, то можно использовать запорный кран, а затем демонтировать топливную магистраль. Для выключения электрического устройства достаточно просто извлечь соответствующий предохранитель из блока.
Также возможна ситуация, когда померить компрессию на горячем моторе попросту невозможно. Это происходит, когда:
- автомобиль попросту не заводится;
- мотор снят с транспортного средства.
В таком случае приходится мерить компрессию на холодную. При отсутствии аккумулятора подсоединяется пусковое устройство. Процедура не отличается от вышеописанной абсолютно ничем. Однако показания компрессионного прибора априори будут ниже из-за наличия тепловых зазоров в моторе. От оптимального значения стоит отнять 25-30%.
Если на агрегате нет стартера, то замерить компрессию можно при помощи специального пневмотестера. Прибор загоняет воздух в цилиндр и создает там максимальное давление. А второй циферблат показывает количество утечки.
Если под рукой нет специализированных приборов, то можно проверить наличие компрессии в домашних условиях. В свечной колодец вставляется плотная тряпка и проворачивается стартер. Исправный двигатель при должной компрессии попросту вытолкнет ее за счет создавшегося давления. Некоторые умельцы даже создают свои самодельные компрессометры, однако их исправность вызывает сомнения.
Подробнее разобраться во всех нюансах процедуры поможет видео, расположенное ниже.
Анализ данных
Если правильно все делать, то получится снимать корректные значения. Для разных типов двигателя существуют свои нормативы, с которыми стоит сравнить полученные результаты.
Тип мотора | Минимальное значение, Бар | Оптимальный показатель, Бар |
---|---|---|
Старые бензиновые моторы со степенью сжатия до 8,5 | 11 | 13 |
Новые двигатели, со степенью сжатия от 8,5 | 12 | 14-15 |
Дизельные агрегаты | 22 | 30 |
Выявление неисправностей
Теперь нам известно, сколько Бар должно быть в цилиндрах. Если замер компрессии показал меньшие значения, то надо провести дефектовку деталей цилиндро-поршневой группы.
- самым безобидным является залегание поршневых колец после простоя. Лечится простой заливкой раскоксовки шприцом в свечные каналы;
- прогар поршня. Диагностируется путем прощупывания головки поршня тонкой проволочкой через отверстие;
- деформация, прогар или зависание клапана. Цилиндр просто не работает на малых оборотах, а значение давления критически мало;
- изношенные кольца и маслосъемные колпачки. Диагностируется при помощи нутрометра. Сигналами становится увеличенный расход масла или сизый дым выхлопных газов;
- трещина в перемычке или скол поршня. Масло попадает в камеру сгорания, где сгорает, образуя сизый выхлопной дым. Деталь подлежит замене.
Конечно, при диагностировании серьезных поломок, кузов авто следует загонять на сервис и проводить замену дефектных деталей, однако своевременное установление диагноза поможет избежать лишних трат. И замер компрессии в цилиндрах – как раз такая процедура.
Как проверить компрессию в цилиндрах двигателя?
Проверка компрессии цилиндров двигателя рекомендуется практически в любых инструкциях при поиске неисправностей: когда двигатель есть масло, когда он глохнет при любых обстоятельствах, при плохой работе машины на холостом ходу или просто при падении его мощности. Во многих случаях причиной таких проблем может стать плохая компрессия в двигателе, и для того, чтобы идентифицировать причину, нужно знать какая должна быть компрессия конкретно в двигателе Вашей модели автомобиля и как проверить эту самую компрессию. Компрессия – это давление сжатого воздуха в цилиндре в самом конце такта сжатия, когда это давление максимально.
Мы решили написать данную инструкцию, потому как замер компрессии в цилиндрах – это очень простая задача. Вам необходимо будет замерить сжатие в каждом цилиндре по-очереди, в то время как двигатель будет вращаться от привода стартера, но не будет работать самостоятельно на топливе. Затем Вам останется только сравнить показания давления во всех цилиндрах друг между другом и с давлением, указанным в характеристиках Вашего авто (инструкции по эксплуатации или любом другом достоверном источнике расширенных характеристик мотора Вашей машины).
Как проверить компрессию в двигателе?
Для проверки Вам будет обязательно нужен непременный атрибут нашей работы – компрессометр, и Вам придётся его купить в ближайшем автомагазине либо просто попросить у знакомого автомеханика, запасливого или заядллого автолюбителя или же взять напрокат. Компрессометр – очень недорогая вещь и стоит он немного дороже манометра, хотя цены на первый разнятся намного сильнее. В общем, самый дешёвый компрессометр обойдётся Вам в 400-1000 рублей, но есть и более профессиональные аппараты стоимостью до 10-15 тысяч рублей, но Вам они вряд ли понадобятся.
При выборе компрессометра необходимо проследить, что его наконечник именно вкручивался в свечной канал (есть такие, которые нещадно забиваются туда), чтобы наконечник и сам манометр соединялись между собой гибким шлангом, а не трубкой, так как в последнем случае Вам, возможно, придётся снимать ещё что-то из-под капота, так как оно будет попросту нам мешаться при установке компрессометра. Кроме того, посмотрите, чтобы шакала максимального давления достигала по меньшей мере 20 кг/см 2 .
Компрессометр с насадками-переходниками под разные типы свечей
Помимо компрессометра Вам понадобится помощник, который будет крутить стартер с помощью ключа зажигания из салона, и свечной ключ. Также у Вашего автомобиля должен быть исправный стартер и, главное, отличное состояние аккумулятора, так как ему придётся довольно много работать.
Для точного и правильного замера Вам необходимо будет сделать несколько нижеследующих шагов:
- В первую очередь, запустите двигатель и дайте ему проработать столько времени, пока он не достигнет нормальной рабочей температуры (90º), затем заглушите его и снимите провода со всех свечей зажигания. Когда Вы будете их снимать, пометьте каждый провод и соответствующую ему свечу зажигания краской (маркером, фломастером) разного цвета для каждой свечи, чтобы не перепутать их.
- Теперь Вам необходимо воспрепятствовать поступлению топлива в двигатель. Проще всего это сделать, отсоединив бензонасос от него. Выньте вилку провода, взявшись за шапки, не потянув за провода, которые могут повредить их. Этикетка измерительные провода, если необходимо, чтобы избежать путаницы при их установке на место.
- Очистите области вокруг свечей зажигания, чтобы предотвратить попадание грязи в двигатель. Открутите свечи с помощью головки или специального свечного ключа.
- На каждом компрессометре есть клапан сброса давления – не забудьте сбросить тестер перед тестированием каждого следующего цилиндра. Закрутите наконечник компрессометра в первое свечное отверстие.
- Попросите помощника нажать на педаль акселератора до конца, чтобы открыть дроссельную заслонку полностью, и начать проворачивать стартер поворотом ключа зажигания примерно на 6-10 секунд. В это время давление с каждым оборотом двигателя в компрессометре будет подниматься и достигнет определённого максимального уровня – тогда необходимо выключить работу стартера.
- Обязательно запишите результат проверки компрессии в цилиндре. Вам необходимо записать какая компрессия была получена в результате замера компрессии и сколько приблизительно потребовалось времени в секундах для достижения максимального давления на манометре.
- Аналогичным образом проверьте все другие цилиндры, также записывая показания замера компрессии в двигателе на листочек.
Порядок подключения компрессометра для проверки компрессии в двигателе: снимаем высоковольтные провода со свечей; откручиваем все свечи; вкручиваем вместо свечей по-очереди компрессометр
Норма компрессии для каждого двигателя разная, но в целом считается нормальным показатель для бензинового двигателя около 10-12 кг/см 2 . Однако, уточните эту информацию для Вашей модели и спецификации автомобиля.
Если в каком-либо цилиндре пропала компрессия
Если один или несколько цилиндров дали в результате проверки компрессии сильно отличающийся в меньшую сторону результат давления, нежели другие, то нам необходимо провести дополнительное испытание, которое покажет, является ли низкий уровень компрессии следствием утечки через изношенные поршневые кольца или через иные микроскопические отверстия или щели в цилиндре.
- Налейте столовую ложку (около 10 мл) чистого моторного масла в подозреваемый цилиндр.
- Подключите компрессометр и по вышеуказанной инструкции снова прокрутите двигатель.
- Если это привело к заметному увеличению давления в двигателе, то это скорее всего означает, что изношены поршневые кольца или есть какая-либо другая утечка воздуха в цилиндре, и Вам необходимо отправиться к автомеханику. Дело в том, что моторное масло при такой утечке будет устремляться к месту утечки, и, попав туда, забьёт его и не даст уходить воздуху.
- Если же показания компрессии при проверке не изменились, то, вероятнее всего, место утечки настолько велико, что моторному маслу просто не удалось его “запечатать”. Виной тому могут быть клапаны двигателя либо сильно прохудившиеся прокладки.
Для проверки клапанов головка блока цилиндров должна быть удалены, и это также непростая процедура. Прохудившаяся прокладка, однако, будет показывать и другие симптомы, кроме потери сжатия. Утечка между цилиндрами вызовет неравномерную работу двигателя, и при этом может также быть потеря охлаждающей жидкости в картер, которая покажет себя в качестве белой эмульгирующей посторонней жидкости на щупе проверки масла и в целом высокий уровень масла.
Компрессия в цилиндрах двигателя – норма и алгоритм измерения
Первые признаки износа мотора – затрудненный запуск «на холодную» и увеличенный расход масла (свыше 150 мл на 1 тыс. км пробега). При появлении подобных симптомов выполняется проверка компрессии в цилиндрах двигателя, помогающая точнее определить техническое состояние цилиндропоршневой и клапанной группы. Чтобы провести такую диагностику, необязательно ехать в автосервис: достаточно обзавестись специальным манометром и понимать, какой должна быть компрессия в исправном силовом агрегате.
Что понимают под компрессией?
Одна из основных характеристик двигателя, приведенная в инструкции по эксплуатации автомобиля, – степень сжатия. Это безразмерный коэффициент, показывающий, во сколько раз сжимается топливовоздушная смесь перед воспламенением. Рассчитывается так: объем одного цилиндра (с учетом камеры сгорания) делится на величину хода поршня. Данный параметр является постоянным и меняется только при глубоком тюнинге мотора – расточке цилиндров, установке другого коленвала и так далее.
Степень сжатия несведущие автолюбители путают с компрессией – реальным давлением, создаваемым поршнями при вращении коленчатого вала стартером (200–300 об/мин). Характеристика меняется по мере износа деталей и измеряется в таких единицах:
- Атм (атмосфера);
- кгс/см 2 (килограмм-сила на сантиметр) = 0,97 Атм;
- МПа (мегапаскаль) = 9,9 Атм;
- Бар = 0,99 Атм.
Чтобы выявить неисправность главных элементов двигателя, нужно померить компрессию во всех цилиндрах и сопоставить полученные значения с оптимальной величиной. Почему в процессе эксплуатации мотора компрессия снижается:
- Рабочие поверхности колец, поршней и цилиндров истираются, зазор между ними увеличивается. Когда коленвал крутится стартером, поршень не успевает «накачать» давление в камере сгорания – часть воздуха уходит через щели в картер.
- Тарелки клапанов постепенно подгорают, неплотно садятся в седло и пропускают газы.
- «Подвисший» клапан либо полностью прогоревший поршень не позволяет создать давление в цилиндре.
- Царапины и задиры на цилиндрах также ведут к утечкам газов.
Указанные процессы аналогично протекают во время работы мотора: топливо не догорает, газы проникают в картер, а масло – в камеру сжигания. То есть, величина компрессии отражает реальную картину внутри двигателя.
Оптимальное давление в цилиндрах
Чтобы определить момент критической изношенности цилиндропоршневой группы, нужно знать, какая норма компрессии считается удовлетворительной. Здесь прослеживается взаимосвязь со степенью сжатия – чем она выше, тем большее давление возникает в камерах сгорания при вращении коленчатого вала.
На данный момент встречается 3 разновидности моторов с различными параметрами:
- старые силовые агрегаты с низкой степенью сжатия (до 8,5);
- современные двигатели на бензине, где топливная смесь сжимается в 9–11 раз;
- дизели с величиной сжатия 16–24.
Камера сгорания дизельного мотора отличается малыми размерами, поэтому воспламенение солярки происходит от сильного сжатия.
Оптимальные значения давления в цилиндрах различных силовых агрегатов получены на основании многократных практических замеров. Когда мотор нагрет до рабочей температуры, аккумулятор заряжен и нет проблем со стартером, компрессия в двигателе должна быть следующей:
- На дизеле – от 2,4 до 3 МПа. Первый показатель – минимально допустимый, при каком автомобиль способен завестись.
- Оптимальное давление в цилиндрах инжекторного силового агрегата – 1,4–1,5 МПа. Допускается уменьшение компрессии до уровня 1,1 МПа.
- В старых карбюраторных двигателях ВАЗ и других марок минимальный порог составляет 1 МПа или 10 Бар. Агрегат в отличном состоянии должен показать результат 13 Бар.
Примечание. Если проанализировать данные замеров, то можно выявить следующую закономерность: оптимальное давление равно степени сжатия, умноженной на коэффициент 1,4–1,5.
Чем нужно измерять?
Для оценки технического состояния цилиндропоршневой группы и плотности прилегания клапанов применяется диагностический прибор для измерения компрессии. В состав комплекта входят следующие детали:
- манометр стрелочный со шкалой 0–2,4 МПа (для дизеля – 0–4 МПа);
- гибкий патрубок с наконечником, вкручивающимся на место свечи зажигания;
- клапан обратный;
- ручной клапан сброса воздуха;
- насадки – переходники под различные резьбы.
Простейший вариант компрессометра – манометр с обратным клапаном и резиновой насадкой в виде конуса. В процессе измерения прибор необходимо прижимать к свечному отверстию и удерживать рукой, а не вкручивать.
Если назначение манометра понятно, то функции остальных элементов требуют пояснения. Обратный клапан не дает воздуху покидать корпус прибора, пока поршень накачивает максимальное давление, что происходит за 5–10 тактов. Затем показания обнуляются путем сброса воздуха кнопкой. Поскольку компрессия в дизельном двигателе меряется через отверстия для форсунок или свечей накала, прибор комплектуется различными переходниками.
Как часто проверять давление?
В профилактических целях проводить диагностику следует вместе с заменой свечей зажигания бензинового мотора. В зависимости от марки авто, технического состояния и качества изделий такая операция проводится с интервалом 25–50 тыс. км.
Поводом для внеочередной проверки компрессии служат такие симптомы:
- силовой агрегат начал «поедать» масло в количестве 150 мл на 1 тыс. км и более;
- заметен сизый дым из выхлопного тракта;
- автомобиль стал плохо заводиться «на холодную»;
- на холостом ходу мотор глохнет и трясется.
Последний признак может указывать на неисправность системы зажигания либо выход из строя 1–2 свечей. Перед измерением давления подобные неполадки желательно устранить. На дизелях износ поршневой группы и клапанов проявляется аналогичными симптомами, особенно затрудняется холодный пуск – при недостатке давления солярка попросту не вспыхивает.
Порядок выполнения замеров
Перед тем как проверить компрессию двигателя, необходимо обеспечить полный заряд аккумуляторной батареи и исправную работу стартера. Иначе вы получите заниженные показатели и возьметесь за ремонт силового агрегата вместо продолжения диагностики и поиска других причин.
Существует несколько способов измерения давления – «на холодную», «на горячую», с закрытым и полностью открытым дросселем. Практика показывает, что наиболее точные результаты дает проверка на прогретом моторе, выполняемая согласно инструкции:
- Запустите двигатель и доведите температуру охлаждающей жидкости до 70 °С.
- Снимите высоковольтные провода и выверните все свечи, на дизеле – форсунки.
- Отключите форсунки от контроллера, отсоединив соответствующий разъем. Другой вариант – обесточить бензонасос, вытащив нужный предохранитель.
- Вкрутите насадку компрессометра в отверстие 1-го цилиндра, откройте дроссельную заслонку, нажав педаль газа, и проверните коленвал стартером 5–10 раз.
- Снимите показания и повторите операцию на остальных цилиндрах.
Если вы не хотите касаться электроники, то форсунки бензинового двигателя можете не отключать, на точность показаний это не повлияет, но при диагностике в масляный картер попадет небольшое количество горючего. Топливоподача на дизеле с механическим ТНВД отключается с помощью рычага отсечки.
По результатам измерений делаются следующие выводы:
- Если показатели замеров отличаются не более, чем на 1 Бар и близки к оптимальным, поршневая группа и клапаны исправны.
- Та же ситуация, но показатели близки к минимальному порогу. Ресурс силового агрегата практически исчерпан, можно ездить дальше и доливать масло, но готовиться к ремонту.
- Когда давление в одном из цилиндров на 2–3 Бар ниже остальных, сделайте повторную проверку, залив в свечное отверстие 5 мл моторной смазки. Компрессия выросла – значит, неисправна поршневая группа, поскольку масло уплотнило прилегание колец. Показания остались прежними – виноват прогоревший клапан.
Если давление во всех цилиндрах ниже нормы, придется делать капитальный ремонт. Тест с добавлением масла проводить бесполезно – двигатель все равно нужно разбирать.