Avto-love.ru

Почему машина долго прогревается до рабочей температуры

Почему двигатель не прогревается до рабочей температуры

Грамотная работа автомобильного двигателя внутреннего сгорания возможна только при рабочей температуре, которая находится на уровне около 90 градусов по Цельсию. После пуска двигателя и начала сгорания топливовоздушной смеси, мотор резко разогревается, и система охлаждения берет на себя задачу по его охлаждению. Если система охлаждения неисправна, возможен перегрев двигателя, что негативно сказывается на агрегатах и компонентах мотора: происходит излишний износ деталей, смазочный материал теряет свои свойства, элементы двигателя могут начать заедать и заклинивать, а также происходят другие проблемы. Не менее серьезная проблема, когда двигатель не прогревается до рабочей температуры.

Двигатель не прогревается до рабочей температуры: последствия

На приборной панели современных автомобилей для контроля температуры двигателя предусмотрена специальная шкала. Водитель может наблюдать, при какой температуре функционирует мотор, из чего делать соответствующие выводы. Если при продолжительной работе двигателя его температура не доходит до оптимальных 85-90 градусов, необходимо как можно скорее разобраться в причинах неисправности.

Эксплуатация автомобиля с переохлажденным мотором не приведет ни к чему хорошему. Можно выделить следующие проблемы, которые ожидают водителя, если мотор не прогревается до рабочей температуры и работает в подобном режиме продолжительное время:

Повышенный расход топлива. Дело в том, что за количество впрыскиваемого топлива в современных автомобилях отвечает электронный блок управления. Если мотор не достигает рабочей температуры, ЭБУ распознает его как холодный и отдает команду на впрыск обогащенной смеси;

  • Повышенный нагар на компонентах двигателя (в частности, на свечах зажигания) и увеличение риска закоксованности;
  • Снижение мощностных характеристик двигателя из-за работы мотора не в оптимальном режиме;
  • Низкая эффективность смазочных компонентов, что приводит к увеличению трения и повышенному износу.
  • Постоянная работа мотора в неоптимальном температурном состоянии способно быстро вывести его из строя и привести к необходимости проведения капитального ремонта.

    Почему двигатель не прогревается до рабочей температуры

    Если двигатель автомобиля в процессе работы не разогревается до 90 градусов, необходимо срочно проверить его систему охлаждения, чаще всего проблема связана именно с ней. Можно выделить следующие неисправности, способные привести к подобного рода проблемам:

      Неправильная работа термостата. В двигателе автомобиля термостат отвечает за переключение направления движения охлаждающей жидкости. Когда мотор только стартует, охлаждающая жидкость в нем движется по малому кругу, прогревая двигатель до рабочей температуры. Когда температура двигателя доходит примерно до 90 градусов, термостат переключает направление потоков охлаждающей жидкости на большой круг. Если термостат заклинит и не будет выполнять свою прямую обязанность по переключению направления движения охлаждающей жидкости, это может привести как к перегреву, так и к переохлаждению двигателя. Соответственно, нужно проверить термостат, а если он неисправен, потребуется его заменить на новый;

    Выше приведены три наиболее распространенных причины, почему не прогревается двигатель до рабочей температуры (или водитель считает, что мотор недостаточно прогрет). В 95% случаев проблема связана с термостатом, который рекомендуется менять каждые 3 года или каждые 50 тысяч километров пробега.

    Смерть мотору: греть или не греть современный двигатель?

    Гены подсказывают: греть мотор надо! Этому учили отцы и деды. Но вот инструкции к новым иномаркам иного мнения: сел в холодную машину, завелся и — в путь! Кто же прав? В поисках ответа надо увязать три фактора: экологию, экономику и ресурс двигателя. Мотор полностью построен на компромиссах, и проблема холодного пуска — не исключение. C темой прогрева двигателя, которая всегда будет актуальной, в очередной раз пытаются разобраться Михаил Колодочкин и профессор кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.

    КАК ГРЕЕТСЯ МОТОР

    Полностью прогретым мотор будет тогда, когда все его детали и рабочие жидкости выйдут на рабочие температуры, то есть при фиксированном режиме работы перестанут меняться. Быстрее всего прогревается охлаждающая жидкость — это тот процесс, который мы видим по изменению положения стрелки на указателе температуры. С ней же прогреваются детали верхней части двигателя (поршни, цилиндры, головка) — темп практически тот же. А вот масло в поддоне греется значительно медленнее. Откуда это видно? У кого есть бортовой компьютер, замечал, наверное, что даже после достижения нормальной температуры охлаждающей жидкости расход топлива на холостых может еще какое-то время уменьшаться. Это как раз и связано с медленным прогревом масла. И наконец, дольше всего греется нейтрализатор, а вместе с ним выходит на рабочий уровень токсичность отработавших газов. Но все скорости прогрева зависят от режима работы двигателя.


  • СОПРОТИВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ

    Почему мотору не нравится мороз? Главная причина в том, что любое моторное масло густеет на холоде. А при определенных температурах вообще может перестать течь. Минеральные масла — уже при минус 20…25 °С, лучшие синтетики — при минус 45…55 °С. В итоге узлы трения работают «всухую», резко возрастают мощности механических потерь, которые требуют лишнего бензина. Но когда мотор быстрее выйдет на нормальный уровень механических потерь? Если стоять и греться или если сразу после пуска отправиться в дорогу? Это даст ответ на вопрос об экономии — ведь лишние потери требуют дополнительного топлива.

    Читать еще:  Пластиковая панель на уаз 469

    Проверим, сколько топлива скушает обычный впрысковый двигатель при одинаковых пробегах, но разных алгоритмах прогрева. Немного о пациенте. Чистый «европеец» 2005 года выпуска, 1,6 л рабочего объема, заявлен как Евро-4. Всю сознательную жизнь провел в России, но, кроме технического обслуживания, ничего в нем не делалось. Итак, три программы прогрева. Первый вариант — «дедовский»: полностью прогреть мотор и только после этого поехать. Второй — согласно инструкциям современных автомобилей: «пустил и поехал». А третий — это тот, который чаще всего можно встретить: завелись, смахнули снег, помахали лопатой (в общем — потянули время), а догреваем машину уже в поездке. На улице — минус 15. Аккумулятор хороший, в поддоне — дорогая синтетика. Пробег — от стоянки до работы: это около 5 километров, причем без пробок! Помечтать-то можно…

    Итак, вариант 1. Пускаемся. Стрелка тахометра устанавливается на отметке «1200», компьютер показывает мгновенный расход топлива 2,5 л/ч. Через минуту расход снижается до 1,9 л, через 10 минут — до 0,9 л. Тогда же видимые изменения на бортовом компьютере заканчиваются — стрелка на указателе температуры не доползает даже до 50 градусов и встает намертво. Для надежности ждем еще 10 минут — расход топлива уменьшается до 0,8 л/ч, что пока больше, чем обычные 0,6, наблюдаемые при полном прогреве всего мотора. Лучшего результата достичь не удается — поехали! Едем на фиксированном режиме, третья передача, 50 км/ч, светофоров по дороге нет. Расход по компьютеру — 6,4…6,6 л/100 км. Всего потратили на прогрев 0,45 л, на дорогу — около 0,33 л. Итого — около 0,8 литра.

    Вариант 2 — сели, завелись и сразу поехали. Машине это не очень понравилось, и она для начала выдала расход больше 10 л. Потом он начал быстро снижаться, но из-за короткого заезда до прежних 6,5 так и не дополз — остановился на 6,8 л. Итого израсходовали всего 0,45 л. Плюс экономия 20 минут драгоценного времени. Экономия, вроде, есть, но внушительной она кажется только на малых пробегах.

    Вариант 3 — после пуска грели мотор 5 минут, пока отскребали лед со стекол. Стартовали с расхода на холостых 1,3 л/ч. Начало пробега ознаменовалось цифрой 7,6 л/100 км, к концу заезда вернулись на 6,6. Итого с учетом пробега — 0,55 л. Лучше, чем в первом варианте, но немного хуже, чем во втором.

    1444374074_img_2171_result_1600

    УДАР ПО ЭКОЛОГИИ

    Понятно, что нежелание автопроизводителей греть автомобиль вызвано вовсе не заботой о нашем кошельке. Главный аргумент — экология. Ведь современные нормы токсичности Евро-4 и выше накладывают жесткие ограничения на содержание токсических компонентов на пусковых режимах и в период прогрева. Вот и посмотрим, что будет с токсичностью до нейтрализатора (на профессиональном сленге она называется «сырой») и после (это «сухая» токсичность).

    Итак, «сырая» токсичность при холодном пуске очень большая. Причина — необходимость резкого обогащения топливовоздушной смеси. Топливо должно быть испаренным, а при большом «минусе» на улице испаряться оно не очень-то и хочет. Да и воздух в цилиндры поступает холодный, плотный. Значит, чтобы компенсировать малую испаряемость топлива и низкую температуру воздуха, надо лить бензина значительно больше. А то, что не испарилось или испарилось уже в процесс сгорания, летит в трубу. «ЦеО» и «ЦеАши» — ну очень большие! И давить их должны каталитические нейтрализаторы. Но беда большинства современных нейтрализаторов в том, что они работают эффективно только в узком диапазоне температур и состава смеси. Температура должна быть высокой, а состав смеси — стехиометрическим, то есть воздуха в ней должно быть ровно столько, сколько необходимо для полного сгорания топлива. В противном случае эффективность резко падает.

    Любопытно, что при низких температурах в процессе прогрева за нейтрализатором может наблюдаться более высокая концентрация токсических компонентов, чем на входе! Откуда? Скорее всего, это парит несгоревший на первых пусковых циклах бензин — он «садится» на сотах активного элемента катализатора. По мере его разогрева эффективность работы растет, и, наконец, горячий катализатор при рабочем составе смеси давит практически всю токсичность. Иными словами, на пусковых режимах и при прогреве, если не используется современный катализатор с внешним подогревом, токсичность двигателя с нейтрализатором не слишком будет отличаться от его более раннего собрата, такового не имеющего. Потому главная задача — как можно быстрее вывести температуру активной зоны катализатора в рабочий диапазон.

    Нейтрализатор греется от потока отработавших газов, и тем быстрее, чем больше их расход и температура. Но когда процесс в нем пошел, он начинает разогреваться и сам — дожигание токсических компонентов идет с выделением энергии. Поэтому температура в активной зоне работающего катализатора выше, чем у отработавших газов. И наш эксперимент показал, что даже при нормальной температуре в боксе, на режиме минимальных оборотов холостого хода, нейтрализатор не выходит на рабочий режим! Тем более на морозе. Поэтому подавить токсичность на режиме прогрева, если греть мотор на стоянке, не получится: значит, надо двигаться.

    Читать еще:  Синий цвет габаритов штраф

    А какова разница в выбросах? Начальное содержание СН очень высоко, под 1000 ppm, что, впрочем, ожидаемо. По мере прогрева мотора оно начинает медленно снижаться. Но даже после 20 минут прогрева, когда температура охлаждающей жидкости уже вышла на рабочий уровень, содержание остаточных углеводородов остается высоким — около 180 ppm. Антифриз—то прогрелся, а вот нейтрализатор холодный, работает неэффективно.

    Теперь пробуем погреть мотор сразу под нагрузкой, моделируя второй вариант прогрева. Начало — то же, но темпы другие: под конец заезда на выходе фиксировалось где-то 15…20 ppm. Нейтрализатор заработал! Вроде бы ответ есть…

    Но не все так просто! Мы смотрели относительные концентрации токсических компонентов, а дышим-то мы их абсолютными значениями, то есть не «пи-пи-эмами», а граммами и килограммами! То есть эти концентрации надо умножить на расход отработавших газов. На холостых при прогреве он составлял около 15 кг/ч, а вот при движении, если брать в среднем, будет около 80! Множим одно на другое и получаем: при прогреве на стоянке, вместе с дальнейшей дорогой, мы наградили природу количеством граммов остаточных углеводородов, большим практически в два раза, чем при движении сразу после пуска (4,5 грамма против 2,8).

    А вот третий вариант — когда мы немного погрелись, а потом поехали — дал еще большее снижение абсолютного выброса СН: до 2,1 грамма. Кстати, в этом варианте при движении за 5 км пути мы выбросили чуть больше грамма СН, что близко к нормам Евро-4.

    Цифры весьма показательны и в целом понятны. При движении на холодном моторе мы достаточно долго работаем на высокой токсичности, при этом расходы отработавших газов большие. Да и обдув нейтрализатора холодным воздухом при движении тоже тормозит его прогрев. При прогреве на стоянке нейтрализатор так и не выходит на штатный режим, но зато при начале движения на больших расходах быстрее начинает эффективно гасить токсичность. А при коротком начальном прогреве мотор и на стоянке не успевает изрядно «навредить», и при прогреве в движении работает значительно лучше: ведь он уже набрал какую-то температуру. Вот и результат.

    Но что мы не учли. Смердящий на стоянке автомобиль окутывает облаком дыма пространство вокруг себя, и там жить противно… А движущийся как бы размывает свое «добро» по пространству. Глобально — получается сопоставимо, а в отдельно взятой точке — ущерб от одного движущегося автомобиля в разы меньше. Но ведь на стоянке одновременно пыхтит один-два экипажа, а по дороге их ползет толпы…

    Двигатель не прогревается до рабочей температуры: причины плохого прогрева и их устранение

    Вопрос необходимости прогрева двигателя мучает современных автолюбителей все чаще. Они слепо перенимают опыт своих отцов и дедов, которые владели еще автомобилями, имеющими под капотом дозирующий топливо карбюратор. Сейчас же появились двигатели с комплексными системами управления, в которых количество топлива на определенный объем воздуха рассчитывается с помощью специальных датчиков, а производители таких силовых агрегатов указывают в инструкции по эксплуатации на то, что водителю не следует стоять на стоянке ни минуты, прогревая двигатель, а сразу начинать движение.

    Среди некоторой части водителей бытует мнение, что прогревать двигатель вовсе не нужно.

    Каким бы ни был технический прогресс, механические свойства металлов никак не зависят от типа двигателя и, как в былые времена, он считается прогретым, когда все его технические жидкости, а в следствие и он сам, разогреются до своей рабочей температуры.

    Существуют различные способы прогрева автомобиля. Кто-то считает, что необходимо прогревать как можно дольше, чтобы стрелка указателя температуры лежала строго посередине, информируя об оптимальной температуре охлаждающей жидкости. Кто-то считает, что двигатель прогревается быстрее, если сразу начать движение, но не разгоняясь сильно. Практика показывает, что наиболее эффективным вариантом является симбиоз рассмотренных выше мнений.

    Наиболее сильно этот износ проявляется в цилиндропоршневой группе, где все размеры и зазоры деталей подобраны с максимальной точностью при определенной температуре, как правило, эта температура является оптимальной для работы двигателя на всех режимах и равно 90 градусам. Масленая пленка за период простоя автомобиля высыхает, на узлы силового агрегата идет большая нагрузка. Уменьшить этот эффект можно, используя синтетические масла, в которых используется более глубокая переработка нефтепродукта, однако, они достаточно дороги и не всегда целесообразны в использовании.


    О том, почему проваливается педаль тормоза и как устранить эту неисправность – смотрите здесь.

    Хотите легко и просто преобразить автомобиль? Узнайте, как сделать подсветку колес своими руками.

    Выходом является первоначальный прогрев двигателя. В этот период мотор работает на повышенной частоте, электронный блок управления не учитывает показания с датчика концентрации кислорода, что ведет к значительному загрязнению окружающей среды, однако, способствует ускоренному прогреву всех жидкостей. Жидкость прогревается быстрее, так как крыльчатка насоса охлаждающей жидкости вращается быстрее, будучи связанная ремнем со шкивом коленчатого вала.

    Читать еще:  Литые диски на девятку

    Наряду со значением оптимальной температуры охлаждающей жидкости имеется также и значение рабочей температуры, которое приблизительно равно 50 градусам. При этой температуре механический износ трущихся деталей значительно замедляется, что дает возможность водителю начать движение, не устанавливая обороты двигателя выше двух тысяч, так как это еще не является нормальным режимом работы.

    В среднем, для прогрева автомобиля до рабочей температуры летом достаточно 1-2 минуты, зимой, когда на стеклах образуется слой льда, целесообразнее увеличить прогрев современного автомобиля до 5-7 минут, а за это время позаботиться об очистке стекол, включив печку на обогрев и вооружившись скребком от льда. За время непродолжительной щадящей поездки масла в двигателе и коробке передач окончательно прогреются и дальнейшее движение можно продолжить, не беспокоясь о сохранности своего “стального коня“.

    Двигатель не прогревается из-за термостата

    Термостат на отечественных авто – частая причина недостатка прогрева двигателя.

    Главной причиной, по которой двигатель может плохо прогреваться или не прогреваться до рабочей температуры, является неисправность термостата. Термостат является важнейшим узлом системы охлаждения, который участвует в урегулировании температуры двигателя. Принцип его работы основан на переключении работы системы охлаждения с малого круга на большой и обратно. Малый круг включает в себя только блок цилиндров и радиатор печки отопителя. В большой круг системы охлаждения входит также радиатор, за счет которого и происходит охлаждение жидкости. В случае неустранения неисправности данного элемента двигатель будет не доходить до рабочей температуры, медленно греться, либо риск будет заключаться в чрезмерном перегреве двигателя и последующем дорогостоящем капитальном ремонте.

    Если термостат заклинил в открытом положении, то вся охлажденная маленькими канальцами радиатора жидкость все время проходит через каналы блока цилиндров, не давая двигателю разогреться до необходимой температуры. Такая неисправность дает о себе знать после долгих лет эксплуатации, ввиду выхода из строя механизма закрытия клапана или потери свойств чувствительного элемента.

    Температура срабатывания указывается на корпусе термостата.

    Проблема может возникнуть при установке термостата от фирмы, не предусмотренной заводом изготовителем или термостата, у которого температура открытия отличается от необходимой для данного типа двигателя. Охлажденная жидкость может циркулировать по большому кругу охлаждения раньше установленного времени, препятствуя оптимальному прогреву. Для проверки данного узла дома, необходимо разогреть воду до температуры срабатывания термостата и погрузить его в жидкость, отслеживая факт открытия или закрытия клапана. На автомобиле термостат можно проверить, если на рабочем двигателе во время прогрева периодически щупать отводящий патрубок радиатора.

    Что делать, если двигатель не прогревается из-за охлаждающей жидкости

    Датчик температуры охлаждающей жидкости – также возможный источник недостаточного прогрева двигателя.

    Другой причиной может стать неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. По этому датчику система управления двигателем определяет режим прогрева и посылает команды на различные исполнительные механизмы. Неисправность сопровождается нестабильной работой мотора, непредсказуемым включением вентилятора охлаждения. Для проверки необходимо воспользоваться мультиметром и измерить напряжение или сопротивление на выводах датчика при различной температуре. Зависимость значений напряжения и сопротивления от температуры указывается для конкретного датчика своя. Замена на станциях технического обслуживания будет стоить от 300 рублей.

    Автолюбителя могут ввести в заблуждение и неправильные значения, отображенные указателем температуры охлаждающей жидкости. Обычно указатель связан с дополнительным датчиком для приборной панели, который также можно проверить мультиметром. Указатель температуры охлаждающей жидкости является неразборным и подлежит замене полностью, а самостоятельная диагностика дома сводится к тому, чтобы проверить целостность электрических соединений и сопротивления выводов.

    Цена за такой прибор составляет от 500 рублей без учета работы, которая зависит от самого автосервиса.

    Плохо прогревается двигатель: несколько простых советов

    Самое простое решение для ускорения процесса прогрева двигателя – утеплить подкапотное пространство, благодаря чему, холодный воздух не будет оказывать влияния на возрастающую температуру двигателя. В данный момент на рынке много видов теплоизоляционного материала, который можно вырезать под свой автомобиль.

    Более серьезным решением будет установка предпускового подогревателя. Принцип его работы заключается в предварительном прогреве охлаждающей жидкости перед поездкой для предотвращения механического износа деталей в первые минуты работы двигателя. Электрические подогреватели встраиваются в блок цилиндров и требуют наличия переменного напряжения 220 В, однако, на рынке подогреватели такого типа можно купить от 1000 рублей от российских производителей. Самой известной фирмой, являющейся производителем подогревателей, работающих от топлива, является “Webasto”. Подогреватели такого типа можно приобрести только от 48000 рублей.

    Что делать, если двигатель не прогревается (видео)

    Как видите, плохой прогрев двигателя – не такая уж большая проблема, если вовремя уделить ей внимание. Своевременное устранение неисправности поможет избежать серьезных последствий, так что уже при появлениях первых признаков долгого прогревания как можно скорее диагностируйте источник проблем и примите все необходимые меры.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector