Особенности автокредитования
Приобретение автомобиля в кредит: плюсы и минусы
Стремление людей обеспечить себе комфортную жизнь не всегда совпадает с их реальными ресурсами. В этих случаях поможет обращение к кредитным деньгам для покупки автомобиля. Автокредиты стали популярными среди автолюбителей, которые хотят стать обладателем нового авто или поменять его на более современное транспортное средство. Чтобы оценить целесообразность использования заемных денег при покупке машины, нужно изначально определиться со своими финансовыми возможностями и целями оформления ссуды. Также вам помогут определить плюсы и минусы автокредита отзывы автолюбителей, которые уже воспользовались им.
Особенности автокредитования
Автокредитование имеет ряд существенных преимуществ и недостатков.
Автокредит – это целевой заем, который выдается под покупку новой или подержанной машины. Покупатель заключает договор купли-продажи машины с продавцом – автосалоном, а также кредитный договор с финучреждением. Автомобиль оформляется в залог и в случае неуплаты платежей по ссуде может быть изъят финучреждением.
Денежные средства не выдаются покупателю наличными, а перечисляются непосредственно на счет продавца. Несмотря на то, что автолюбитель оформил договор по покупке транспортного средства, полноправным владельцем его он станет только после полного погашения автозайма.
Виды автокредитования
Для заемщиков доступно множество кредитных программ, которые предлагают банки индивидуально, а также совместно с автосалонами и автопроизводителями:
- Традиционный вариант автокредитования, когда банк получает от заемщика стандартный пакет документов и заключает кредитный договор с перечислением средств на счет продавца;
- Экспресс-заем, который оформляется по упрощенной процедуре, а для принятия кредитной заявки достаточно предоставить один или два документа, которые подтвердят личность физлица. Как правило, банк компенсирует льготные условия высокой ставкой.
- Заем с функцией обратного выкупа (BuyBack) – фиксируется остаточная стоимость займа, которая должна быть либо погашена при окончании срока, либо перечислена физлицом в счет покупки нового автомобиля.
- Кредитная программа Trade-in, при которой возможен обмен автомобиля с пробегом на новое транспортное средство. Остаточная стоимость машины (после оценки) будет зачтена в счет покупки нового авто.
- Рассрочка – данный способ покупки машины возможен при сотрудничестве с автосалонами, предлагающими специальные программы от автопроизводителей. Половина стоимости машины вносится единовременно, а оставшаяся часть погашается без процентов в течение оговоренного срока.
- Льготный кредит без начального платежа. Отдельные банки (Плюс Банк, Почтобанк, Оранжевый и т.д.), а также автосалоны предлагают возможность кредитования без начального платежа. Однако в этом случае вводятся ограничения по сроку займа или устанавливаются более высокие процентные платежи.
- Специальные программы от автопроизводителей, например «Kick Down для Kia, Hyundai» или LADA FINANCE, предполагают возможность установления пониженных ставок для покупателей отдельных марок транспортных средств.
- Государственная программа автокредитования – при покупке новых автомобилей, стоимость которых не превышает установленный лимит, государство покрывает 2/3 от действующей ключевой ставки ЦБ. В результате фактический процент, уплачиваемый физлицом, будет меньше по сравнению с обычными кредитными программами.
Преимущества покупки машины по ссуде
Большое разнообразие автокредитных продуктов обусловливает наличие множества факторов и условий, обеспечивающих выгодность или нецелесообразность пользования автокредитами. Однако существуют наиболее общие плюсы и минусы оформляемого физлицом автокредита, которые можно увидеть, изучая отзывы заемщиков.
Основным преимуществом заемной схемы финансирования покупки машины является возможность быстрого оформления и получения в пользование машины без необходимости длительного накопления средств.Также не страдает семейный бюджет из-за одномоментного изъятия средств на покупку.
Можно выделить такие плюсы автокредитования:
- При наличии некоторой суммы накопления можно приобрести с помощью займа ту машину, которая нравится и будет более высокого класса.
- Льготное кредитование по госпрограмме поддержки позволяет получить льготную пониженную ставку по займам и уменьшить общую стоимость кредита за счет сокращения величины переплат. Однако здесь нужно контролировать включение в договор страховок и дополнительных услуг.
- Программы «buy-back» и «trade-in» обеспечат возможность сокращения затрат вследствие зачета стоимости бывшего в употреблении автомобиля или остаточной стоимости кредитной машины при покупке нового автотранспортного средства.
- Возможность воспользоваться беспроцентными или льготными программами кредитования, проводимыми совместно с автосалонами или автопроизводителями.
Недостатки и сложности автокредитования
Несмотря на существующие плюсы получения целевого займа под покупку машины, есть масса недостатков, которые автолюбитель должен оценить для себя лично. Во-первых, финучреждения стремятся снизить собственные риски и отказывают в оформлении молодежи, пенсионерам, лицам, не имеющим официального трудоустройства или доходов. Требования к заемщикам жесткие:
- Гражданство РФ.
- Возрастные лимиты, которые могут варьироваться у разных финучреждений. Средние ограничения по возрасту составляют 20 – 60 лет, хотя Сетелембанк повысил верхний предел ограничения до 75 лет, ужесточив требования по молодежи – 21 год. Россельхозбанк демократично относится к молодежи, выдавая займы с 18 лет, а также кредитует и лиц старшего возраста до 65 лет.
- Регистрация и постоянное проживание в месте работы офиса финучреждения.
- Требования к стажу трудовой деятельности, который должен быть не менее 3 мес. по последнему месту работы. Также возможны ограничения и по общему стажу – не менее 1 года.
- Минимальный размер доходов, что должно быть подтверждено соответствующими документами. Более того, ВТБ24 изначально фиксирует в условиях, что нижний предел доходов должен быть не меньше 20 тыс. рублей.
- Ограничения по возрасту покупаемых машин с пробегом.
Вторым недостатком схемы автокредитования является необходимость сбора комплекта документов, что потребует затрат времени. Особенно это касается оформления справки о доходах по форме 2-НДФЛ или по образцу финорганизации. При неофициальном трудоустройстве или неполном отражении оплаты труда в официальных отчетах может возникнуть сложность в подтверждении доходов.
В-третьих, финучреждения изучают кредитную историю заемщиков и могут отказать в выдаче ссуды лицам, которые уже оформили много займов или имеют нарушения платежной дисциплины.
Четвертым недостатком является необходимость оплачивать процентные платежи, в результате чего суммарный объем выплаченной суммы превысит стоимость машины многократно. Процентные ставки различаются у отдельных финучреждениях, а их уровень зависит от множества факторов – суммы займа, срока, величины начального взноса и т.д. Кроме того, банки могут устанавливать дополнительные комиссии, что также повысит стоимость займа.
В-пятых, автомобиль, который покупается по схеме автокредитования, находится в залоге у финорганизации. Поэтому заемщик не имеет права продать или подарить транспортное средство до полного расчета по ссуде.
Также следует помнить и о необходимости внесения начального платежа, размер которого может устанавливаться в пределах от 10% до 30% от стоимости машины. Чем меньше начальное обеспечение, тем худшие условия будут предложены заемщику. В ряде случаев можно оформить ссуду без начального взноса, однако ставка будет значительно увеличена.
Дополнительные расходы заемщика
Оформление автокредита связано также и с дополнительными финансовыми расходами автолюбителя. Длительный срок ссуды связан со снижением величины ежемесячного погашения, однако при этом увеличивается размер переплаты за счет процентов.
Необходимость страхования выступает фактором, за счет которого пользование займом подорожает. Обязательным условием является оформление КАСКО на весь срок кредита. Ряд банков позволяет отказаться от такого страхования или уменьшить период, на который КАСКО будет оформлено. Однако ставка процентов в этом случае будет существенно увеличена. Переплаты по ОСАГО и добровольному личному страхованию увеличивают общую стоимость займа. Более того, менеджеры некоторых финучреждений настаивают на добровольном страховании, ставя в зависимость от него возможность получения ссуды.
Страхование производится с привлечением компаний-партнеров банков, которые предлагают более жесткие и дорогие условия, а отказ от их услуг автоматически ведет к росту ставки кредитования. Поэтому автолюбителям необходимо внимательно читать условия договора и отказываться от таких переплат, а также дополнительных платежей за разнообразные подключаемые услуги.
Еще одним неприятным моментом для заемщиков будут штрафные санкции за несвоевременную уплату платежей. Их размер в среднем составляет из расчета 20% годовых за каждый день просрочки. Также могут начисляться штрафы и пени за несвоевременное продление КАСКО или опоздание в уведомлении банка об этом. А в ряде автосалонов в договоре прописывают внесение платежа 10-15% от стоимости авто, которые останутся у продавца при отказе физлица от покупки.
Автокредитование является достаточно выгодным инструментом финансирования, благодаря которому автолюбитель в кратчайшие сроки сможет сесть за руль понравившейся машины. Перед тем как оформить кредитный договор, следует изучить различные варианты кредитных программ банков и условий по ним, изучить предлагаемые кредитные договора. Только в этом случае автолюбителю удастся избежать лишних расходов и эффективно спланировать возврат займа.
Выгоден ли автокредит с остаточным платежом
Кредиты с остаточным платежом или с обратным выкупом автомобиля не новинка, но финансовые организации, особенно аффилированные с автопроизводителями, начали активно продвигать его относительно недавно. Девиз таких программ всегда звучит очень бойко: “плати меньше — получай больше”. Что это на самом деле — удобный инструмент для потребителя или средство достижения маркетинговых целей и получения дополнительной прибыли?
Согласно данным Национального бюро кредитных историй и аналитического агентства “Автостат”, доля машин, купленных с привлечением заемных средств, вернула утраченные в начале кризиса позиции и в первом квартале 2017 года составила 45%. Этому в немалой мере поспособствовала государственная поддержка, позволившая обеспечить низкие процентные ставки по кредитам. Однако и автопроизводители готовы идти на финансовые уступки и делать спецпредложения, чтобы гарантировать себе достойный уровень продаж.
В условиях, когда почти каждая вторая машина покупается в долг, важно обеспечить клиенту привлекательность кредитных продуктов. Или хотя бы ее видимость, поскольку вникать в детали покупатель старается далеко не всегда — исследование Standard & Poor’s говорит, что финансовая грамотность граждан РФ серьезно уступает среднеевропейской. Вот и пестрят сайты автомобильных марок однотипными выкриками, обещающими новую машину всего за несколько тысяч рублей в месяц. Цифры могут быть разными, но они всегда существенно ниже тех, что дают калькуляторы стандартных кредитных программ. Как такое возможно?
Речь о кредитах с остаточным платежом или с обратным выкупом автомобиля. Финансовые организации делают упор на том, что такой тип займов позволит регулярно менять машину, выбирать модель более высокого класса и возвращать банку в месяц ощутимо меньшую сумму, чем при стандартной схеме.
Классический автокредит можно условно разделить на две части — первоначальный взнос, который заемщик делает из собственных средств, и собственно сам долг, который гасится равными ежемесячными платежами. Например, мы хотим приобрести автомобиль стоимостью 2 110 000 руб. по кредитной программе, предусматривающей 11,9% годовых. Мы сразу же оплатим первоначальный взнос в размере 20%, или 422 000 руб., а затем в течение трех лет будем возвращать 1 688 000 руб. долга и начисленные проценты. Калькулятор говорит, что через три года мы вернем банку 2 016 000 руб., то есть процентов набежит на 328 000 руб. Ежемесячный же платеж составит 56 000 руб.
Структура кредита с остаточным платежом или с обратным выкупом сложнее. Покупатель в течение двух-трех лет гасит только часть займа. В конце же срока кредитования ему надо вернуть единым траншем отложенную долю заемных средств, которая оговаривается на момент заключения кредитного договора и может составлять от 20% до 55% от стоимости автомобиля. За счет этого и получаются заметно меньшие ежемесячные платежи, хотя ставка может быть выше. Например, мы делаем за автомобиль такой же первоначальный взнос 422 000 руб., но решаем оставить “на потом” выплату 40% от стоимости автомобиля. В месяц такой вариант нам будет стоить уже только 37 500 руб., что существенно снизит финансовую нагрузку в ближайшей перспективе, однако в день последнего транша мы должны единовременно вернуть 844 000 руб. Сумма немаленькая, подъемная только для людей со строгой дисциплиной, поэтому банки обычно предлагают три варианта ее погашения.
Самый простой — выплатить остаток из собственных средств. После этого автомобиль переходит в полное владение покупателя и с него снимаются все обременения. Такая схема выгодна, если отложенные на последний транш деньги работали и генерировали доход в течение срока кредитования в большем размере, чем разница в уплаченных процентах между двумя типами займа, классическим и с остаточным платежом.
Если полной суммы на погашение остаточного платежа не набирается, заемщику могут предложить продолжить выплачивать его частями еще в течение двух лет. Однако это менее выгодно, особенно при большой отложенной выплате, чем если бы заемщик изначально соглашался на пятилетний кредит по стандартной схеме. Ведь проценты начислялись на всю сумму кредита, а его тело уменьшалось медленно. В нашем случае мы уже отдали процентов на 505 000 руб. и потеряем на них еще больше за два дополнительных года. Также мы будем вынуждены тратиться на страховку, поскольку предмет залога должен быть защищен от рисков. Кроме того, ставка по кредиту на дополнительный период может быть изменена, естественно, в большую сторону, а пролонгация является правом, а не обязанностью банка — он может ее и не одобрить.
Третий вариант — самый неопределенный. По окончании срока кредитования банк предлагает сдать машину в трейд-ин, а разницу между ценой выкупа и размером остаточного платежа пустить на первоначальный взнос за новый автомобиль, подсаживая на новый заем и откладывая окончательный расчет на все более далекую перспективу. Однако тут много переменных. Во-первых, не всегда банк обязуется принять автомобиль обратно, некоторые программы предлагают самостоятельно договариваться с центрами трейд-ин. За гарантированный же выкуп, как правило, приходится расплачиваться повышенной ставкой на период кредитования — например, плюс 1% к программе с остаточным платежом и плюс 2% — к классической. Во-вторых, трудно определить, какая действительно будет предложена цена через три года. На момент подписания договора фиксируется только максимальная, минимальная или точная сумма выкупа, но она в любом случае будет корректироваться, поскольку зависит от состояния автомобиля и его пробега. И точно не достигнет уровня рыночной — в трейд-ин машины оценивают всегда ниже, чем торгуют частники. Например, рекомендованная остаточная стоимость трехлетнего автомобиля класса D со среднегодовым пробегом 20 000 км составляет 58% от цены нового, хотя если заниматься продажей лично, можно выручить минимум процентов на десять больше. В большинстве случаев, однако, сделать это мы не можем — машина ведь находится в залоге до полного погашения обязательств перед банком.
Может быть и так, что сумма выкупа совпадет с размером остаточного платежа. Тогда выходит что-то вроде лизинговой схемы — в течение трех лет мы будто просто оплачивали аренду машины. Период кредитования закончился, и никто никому ничего не должен. Но деньги на первоначальный взнос нам не вернулись, а автомобиль мы сдали и остались при своих.
Есть и крайние случаи. Отдельные кредитные продукты оговаривают условие, что выкупная стоимость может быть даже ниже остаточного платежа, а это накладывает на покупателя обязательство компенсировать разницу. Стоило ли платить в месяц меньше, чтобы остаться должным?
Получается, что схема выгодна аккуратным заемщикам, которые выбирают популярные и мало теряющие в стоимости автомобили. Или же тем покупателем, которые используют машину для заработка. Остальным на первоначальный взнос за новую и более дорогую модель, как обещает реклама, средств может и не хватить.
Таблицу к статье можно посмотреть на сайте источника .
Подводные камни и минусы автокредита
«Пользуйся сейчас, плати потом» — лозунг многих кредитных компаний, спешащих «осчастливить» своих клиентов. Но так ли выгодны подобные предложения, как кажутся на первый взгляд?
Собственная машина перестала быть роскошью больше десятка лет назад. И огромную роль в этом сыграло кредитование.
Около 40% автомобилей в России покупаются в кредит, и перспективы этой услуги невероятны: в Европе уже сегодня в рассрочку берут 60% авто, а в Америке показатели перевалили за 80%.
Но, переступая порог автосалона, каждый сталкивается с огромным количеством впечатляющих предложений: кредит без первоначального взноса, переуступка автокредита, потребительское кредитование.
Представляя себя за рулем новой машины, мы редко задумываемся о том, что покупка ее в кредит будет примерно на треть дороже, чем расчет наличными. Какие еще подводные камни автокредита скрываются за «сладкими» обещаниями кредиторов?
Внимание прежде всего
Совершая покупку в кредит, клиент и банк заключают сразу несколько договоров: о купли-продаже с автосалоном, о страховании со страховой компанией, о залоге автомобиля и, собственно, кредитный договор.
Естественно, информации, с которой стоит ознакомиться, очень много. И основные нюансы, как правило, указаны невероятно мелким шрифтом.
Наиболее спорные особенности автокредита возникают при оформлении беспроцентной ссуды. В таком случае банк стягивает баснословную сумму за страхование, большая часть которой и является доходом кредитора.
Никогда не спешите оформлять кредит: получив копии документов на руки, потребуйте несколько дней на ознакомление с ними. Перечитайте весь текст не менее трех раз, перед тем, как подписывать договор.
Часто важные пункты скрываются между 5-10 формальностями: это сделано специально, чтобы не фокусировать внимание клиента. Лучше всего, если на помощь в оформлении кредита придет осведомленный юрист.
Об этом не принято говорить
Так устроена психика: когда создается впечатление, что товар уже в руках — готов пойти на любые уступки для того, чтобы стать его единственным обладателем. Вот такой простой прием и используют кредиторы.
О подводных камнях автокредита в автосалонах оповещают уже после того, как Вы определились с моделью, подготовили документы и мысленно уже «заводите свою ласточку».
Итак, за что с Вас 100% «сдерут копеечку»:
- комиссия при открытии счета (стандартно от 5 тыс. руб);
- процент за ведение счета (до 0,5% ежемесячно);
- штраф за досрочное погашение (до 2% от суммы);
- пени за просроченные платежи (от 5%);
- фиксированная плата за страховку.
Топ-3 уловки, на которые ведется каждый
Страхование только у лучших компаний. Не факт, что действительно у лучших; факт — у самых дорогих. Будьте готовы, что за страховку при оформлении автокредита у Вас попросят на 2-4% больше средней стоимости на рынке.
- Иногда встречаются подобные акции: определенная модель продается со скидкой, и только ее автосалон предлагает купить в кредит. В таком случае, полная стоимость машины с процентами, скорее всего, будет даже немного превышать первоначальную сумму без акции. Подобными «выгодными предложениями» хитроумные продавцы стараются быстрее продать «неходовой товар».
- Беспроцентный кредит — пожалуй, самая рискованная авантюра. Во-первых, требуется огромный первоначальный взнос (примерно 50% от полной стоимости). А во-вторых, срок кредитования очень короткий: как правило, не больше года. Не стоит забывать и о дополнительных комиссиях и сборах.
Как не попасть на крючок
Извлечь реальную пользу от кредитования можно! Для того, чтобы обойти минусы автокредита и иметь минимальный ущерб, нужно придерживаться нескольких правил:
начните с выбора автомобиля. Определитесь с моделью «удаленно», а затем уже идите на поиски в автосалоны. Таким образом, Вы с большей вероятностью не попадете под влияние настойчивых продавцов, цель которых — не выпустить Вас из магазина с пустыми руками;
- покупайте в салоне, который сотрудничает с несколькими банками. Оптимально — 5-6. Тогда у Вас будет, хоть и небольшая, возможность оценки и выбора лучшего предложения;
- совершайте сделку с банком только при наличии необходимых документов. Если на руках нет нужных бумаг, придите в другой день, но не соглашайтесь на сотрудничество с другими кредиторами. Иллюзия спешки, которую создают в автосалонах, работает далеко не Вам на руку.
В конце концов, не стесняйтесь задавать вопросы сотрудникам банка. Уточните все интересующие моменты: процентную ставку, график платежей, общую сумму переплаты, комиссии, штрафы и т. п.
Идеально, если всю информацию выпишут на листочек, и Вы тщательно ознакомьтесь с ней дома, на свежую голову.
Видео: Автокредиты. Как не попасть в засаду