Avto-love.ru

Муфта переключения передач ваз

Разборка и сборка КПП Ваз 2101

Схема коробки переключения передач Ваз 2101: 1 – вилка включения заднего хода; 2 – оттяжная пружина рычага переключения передач; 3 – направляющая чашка рычага; 4 – шаровая опора рычага; 5 – рычаг переключения передач; 6 – сферическая шайба; 7 – пружина рычага; 8 – стопорное кольцо; 9 – запорная втулка демпфера; 10 – упругие втулки демпфера; 11 – дистанционная втулка демпфера; 12 – упорная подушка демпфера; 13 – стержень рычага переключения передач; 14 – вилка включения третьей и четвертой передач; 15 – вилка включения первой и второй передач; 16 – шток вилки включения первой и второй передач; 17 – шток вилки включения третьей и четвертой передач; 18 – шток вилки включения заднего хода; 19 – блокировочные сухари; 20 – крышка фиксаторов; 21 – втулка; 22 – пружина фиксатора; 23 – шарик фиксатора; 24 – задняя крышка коробки передач; 25 – включатель фонаря заднего хода Ваз 2101; 26 – дистанционная втулка штока вилки заднего хода.

Первичнывй вал Ваз 2101 КПП

Устройство первичного вала Ваз 2101: 1 – стопорное кольцо; 2 – пружинная шайба; 3 – подшипник; 4 – первичный вал; 5 – пружина синхронизатора; 6 – блокирующее кольцо синхронизатора; 7 – стопорное кольцо; 8 – подшипник.

Вторичный вал коробки переключения передач Ваз 2101

Устройство вторичного вала Ваз 2101: 1 – стопорное кольцо; 2 – пружинная шайба; 3 – ступица синхронизатора; 4 – муфта синхронизатора; 5 – стопорное кольцо; 6 – блокирующее кольцо синхронизатора; 7 – пружина синхронизатора; 8 – шайба; 9 – шестерня III передачи; 10 – вторичный вал; 11 – шестерня II передачи; 12 – шайба; 13 – пружина синхронизатора; 14 – блокирующее кольцо; 15 – стопорное кольцо; 16 – ступица синхронизатора; 17 – муфта синхронизатора; 18 – стопорное кольцо; 19 – блокирующее кольцо синхронизатора; 20 – пружина синхронизатора; 21 – шайба; 22 – шестерня I передачи; 23 – втулка шестерни I передачи; 24 – подшипник; 25 – шестерни заднего хода; 26 – пружинная шайба; 27 – стопорное кольцо; 28 – шестерня привода спидометра; 29 – задний подшипник; 30 – сальник; 31 – фланец эластичной муфты; 32 – гайка; 33 – уплотнитель; 34 – центрирующее кольцо; 35 – стопорное кольцо.

Кулиса Ваз 2101

Устройство рычага переключения передач Ваз 2101: 1 – болт оттяжной пружины; 2 – шайба; 3 – оттяжная пружина; 4 – прокладка; 5 – направляющая чашка; 6 – прокладка; 7 – шайба; 8 – ограничительный болт; 9 – рычаг переключения передач; 10 – шаровая опора; 11 – сферическая шайба; 12 – пружина; 13 – опорная шайба; 14 – стопорное кольцо; 15 – прокладка; 16 – фланец; 17 – пружинная шайба; 18 – гайка; 19 – манжета; 20 – внутренний чехол; 21 – стержень рычага; 22 – рукоятка; 23 – упорная подушка; 24 – упругая втулка; 25 – дистанционная втулка; 26 – упругая втулка; 27 – запорная втулка.

Как разобрать КПП Ваз 2101

Для замены деталей коробки переключения передач Ваз 2101 ее необходимо частично или полностью разобрать, для этого следуете данной инструкции: Промойте коробку передач и установите ее на стенде. Слейте масло и снимите картер КПП с прокладкой. Снимите вилку привода выключения сцепления, а с направляющей втулки передней крышки коробки передач – муфту в сборе с подшипником и соединительной пружиной. Снимите картер сцепления (колокол) с прокладкой и передней крышкой коробки передач вместе с сальником и пружинной шайбой. Снимите привод спидометра Ваз 2101 с прокладкой и выключатель фонаря заднего хода, соблюдая осторожность, чтобы не деформировать его корпус. Выверните болт крепления вилки переключения третьей и четвертой передач. Установите на первичный вал фиксатор 41.7816.4068 или одновременно включите две передачи. Это предотвратит проворачивание первичного, вторичного и промежуточного валов и позволит выполнить последующие операции по разборке.

Снимите стопорное кольцо с конца вторичного вала коробки передач

Разогнув стопорную шайбу, отверните гайку на несколько оборотов, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо эластичной муфты, и снова заверните гайку. Выталкивателем со съемником снимите с конца вторичного вала центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала

Снимите с конца вторичного вала уплотнитель центрирующего кольца эластичной муфты, отверните гайку и съемником снимите фланец эластичной муфты. Снимите заднюю крышку коробки передач, отвернув гайки ее крепления и винт ограничения поперечного хода рычага, а также передвинув влево рычаг переключения передач, чтобы освободить его от штоков включения передач. Снимите со вторичного вала задний подшипник. Снимите ведущую шестерню привода спидометра. Снимите со штока включения заднего хода вилку с дистанционной втулкой, а с оси – промежуточную шестерню заднего хода

Снимите стопорное кольцо ведущей шестерни заднего хода Ваз 2101 с промежуточного вала; снимите шестерню и пружинную шайбу. Снимите стопорное кольцо ведомой шестерни заднего хода со вторичного вала, прижимая оправкой пружинную шайбу, чтобы снять нагрузку со стопорного кольца. Снимите ведомую шестерню заднего хода и пружинную шайбу. С помощью фигурных оправок типа отверток и стержневых выколоток выньте из картера коробки передач передний и задний подшипники промежупромежуточного вала. На внутренних кольцах двухрядного переднего подшипника нанесите метки, по которым эти кольца устанавливайте на прежние места в наружном кольце подшипника

Выньте из картера коробки передач промежуточный вал, наклоняя его, как показано на рисунке. Снимите крышку фиксаторов штоков вместе с прокладкой, выньте пружины и шарики фиксаторов. Выньте из картера коробки передач шток заднего хода, шток вилки переключения третьей и четвертой передач. Отверните болт крепления вилки первой и второй передач, выньте шток и вилки. Вынимая штоки, одновременно удалите три блокировочных сухаря

Отверните винты крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала дрель-отверткой и снимите стопорную пластину промежуточного подшипника вторичного вала и ось промежуточной шестерни заднего хода

Читать еще:  Шестеренчатый башмак натяжителя цепи ваз 2101 2107

С помощью оправок выньте первичный вал вместе с подшипником и кольцом синхронизатора и снимите игольчатый подшипник с переднего конца вторичного вала

Выбейте из промежуточного подшипника Ваз 2101 вторичный вал, выньте промежуточный подшипник и, наклонив, как показано на рисунке, извлеките из картера вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами и кольцами синхронизаторов. Снимите с вала муфту синхронизатора третьей и четвертой передач.

Для разборки первичного вала Ваз 2101 выполните следующее: Cнимите стопорное кольцо, блокирующее кольцо и пружину синхронизатора. Установите вал на пресс и, сжав оправкой пружинную шайбу, снимите стопорное кольцо, затем пружинную шайбу и подшипник.

Для разборки вторичного вала КПП Ваз 2101 выполните следующие действия: Снимите с задней стороны вала шестерню первой передачи с втулкой, ступицу со скользящей муфтой переключения первой и второй передач, шестерню второй передачи вместе с блокирующим кольцом синхронизатора

Установите вторичный вал с оправкой на пресс, подложите под шестерню третьей передачи опорные полукольца, и, нажимая оправкой на пружинную шайбу, снимите стопорное кольцо 2, затем пружинную шайбу, ступицу скользящей муфты переключения третьей и четвертой передач и шестерню тертьей передачи.

Для разборки рычага переключения передач Ваз 2101 и задней крышки снимите манжету, чехол рычага, затем стопорное кольцо, шайбу, пружину и сферическую шайбу. Отверните гайки крепления фланца, отсоедините оттяжную пружину рычага от ушка болта и снимите рычаг вместе с фланцем, опорой и чашкой.

Ремонт и сборка КПП Ваз 2101 выполняется в последовательности, обратной раборки с учетом замены старых дефектных детелей на новые. После установка коробки переключения передач на Ваз 2101 обязательно залейте трансмиссионное масло!

Механизм переключения передач

Четырехступенчатая коробка передач автомобилей «Жигули» является трехходовой, так как передачи в ней включаются и выключаются с помощью трех вилок, которые передвигают две муфты синхронизатора и одну шестерню. Вилка 22, закрепленная на штоке 21 болтом с пружинной шайбой, служит для переключения первой и второй передач, а вилка 19, закрепленная на штоке 20 болтом с пружинной шайбой,— для переключения третьей и четвертой передач. Задний ход включается третьей специальной вилкой 35, закрепленной на штоке 23 болтом. Болты крепления и их пружинные шайбы для всех вилок одинаковы. На концах штоков вилок передач переднего и заднего ходов имеются пазы, в которые входит нижний конец рычага 1 переключения передач.

Вилки включения передач переднего хода входят в кольцевые выточки муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода — в выточку промежуточной шестерни.

Штоки вилок передач переднего хода имеют по три выемки: средняя служит для фиксации нейтрального положения, крайние — для фиксации включенной передачи. В штоке вилки заднего хода сделано две выемки: одна фиксирует промежуточную шестерню в нейтральном положении, другая — при включенном заднем ходе.

Для фиксации штоков в нейтральном или включенном положении служат шарики 30, которые входят в углубления на штоках и прижимаются к ним пружинами 29 и 33. Фиксатор, состоящий из шарика с пружиной, расположен в стальной втулке, запрессованной в картер коробки с правой стороны.. Под действием пружины шарик фиксатора, войдя в выемку, закрепляет шток в определенном положении. Для перемещения штока при переключении передач прикладывается усилие, необходимое для выталкивания шарика из выемки.

Механизм переключения передач снабжен замком для предотвращения одновременного включения двух передач, которое может произойти во время переключения, если нижний конец рычага 1, став на стыке между двумя штоками, будет перемещать их вместе.

Замок состоит из сухаря 27, установленного в отверстии штока включения третьей-четвертой передач, и двух сухарей 26 и 28 большого диаметра, установленных в канале задней стенки картера между штоками. Длина каждого из сухарей 26 и 28 равна соответствующему расстоянию между штоками 20, 21 и 23 — плюс одна выемка, а длина сухаря 27 равна диаметру штока минус одна выемка. Таким образом, длина трех сухарей равна расстоянию между штоками 20 и 23 плюс одна выемка.

При перемещении штока включения первой-второй передач сухарь 26 выходит из выемки этого штока, входит в выемку штока включения третьей-четвертой передачи и через сухарь 27 вводит в выемку штока включения заднего хода сухарь 28. Штоки 20 и 23 оказываются застопоренными в нейтральном положении. При перемещении штока включения заднего хода запираются штоки 20 и 21.

Если перемещается шток включения третьей-четвертой передач, то сухари 26 и 28 выходят из его выемки, входят в выемки штоков 21 и 23 и запирают их в нейтральном положении.

Для включения заднего хода необходимо предварительно нажать на рукоятку 17 вниз (сжимая пружину 10) так, чтобы выступ 37 рычага переключения ушел ниже кромки направляющей чашки 4, а затем переместить рукоятку рычага вправо и назад. В обычном положении рычага благодаря упору выступа 37 рычага в кромку чашки 4 устраняется возможность случайного включения заднего хода.

При переводе рычага переключения передач в нейтральное положение пружина 10 подымает рычаг вверх. Рычаг 1 переключения передач имеет утолщение в виде шаровой головки, на которой он качается в сферической части штампованной опоры 5. Пружина 10, опираясь на сферическую шайбу 9 и опорную шайбу, застопоренную на рычаге кольцом, прижимает рычаг 1 к поверхности опоры и удерживает его. От проворачивания рычаг 1 в опоре удерживается направляющим штифтом 6, конец которого входит в отверстие шаровой опоры.

При включении первой или второй передачи рукоятку стержня рычага 1 переключения передач перемещают влево до упора нижнего конца рычага в ограничительный болт 24. В этом положении оттяжная пружина 2 растянута.

Читать еще:  Фото гбо 4 поколения

Если передачи не включены и рукоятка 17 рычага переключения отпущена, то пружина 2 оттягивает рычаг в крайнее положение до упора ограничительного выступа в направляющую чашку. При этом нижний конец рычага 1 находится в пазе головки штока включения третьей-четвертой передач.

На верхний конец рычага 1 надевается стержень, в котором установлен демпфер, состоящий из резиновой упорной подушки 16, двух резиновых втулок 14, пластмассовой дистанционной втулки 18 и упругой пластмассовой запорной втулки 13. Демпфер устраняет вибрацию рукоятки и стержня при движении автомобиля.

От попадания пыли и грязи в коробку передач шаровая опора рычага переключения защищена резиновым чехлом 11.

Отверстие для прохода рычага переключения в салон автомобиля снизу уплотнено специальной манжетой, которая надевается на фланец 7 и упирается снизу в дно кузова автомобиля.

Схема работы коробки передач. В нейтральном положении нижний конец рычага 1 переключения передач оттягивается пружиной 2 до упора ограничительного выступа в направляющую чашку и располагается в головке штока включения третьей-четвертой передач. Муфты синхронизаторов и шестерня заднего хода при этом не сцеплены с соответствующими шестернями и крутящий момент на ведомый вал не передается.

На первой передаче муфта синхронизатора первой и второй передач перемещается назад (по направлению стрелки), входит в зацепление со специальным зубчатым венцом ведомой шестерни первой передачи и соединяет ее со ступицей, неподвижно сидящей на ведомом валу. При этом крутящий момент с ведущего вала через шестерню постоянного зацепления будет передаваться на промежуточный вал и через шестерни первой передачи промежуточного и ведомого вала на ведомый вал.

На второй передаче эта же муфта синхронизатора перемещается вперед и соединяет свободно сидящую шестерню второй передачи с ведомым валом. Крутящий момент передается с ведущего вала через пару шестерен постоянного зацепления на промежуточный вал и с него через шестерни второй передачи промежуточного и ведомого валов на ведомый вал.

На третьей передаче муфта синхронизатора третьей и четвертой передач передвигается назад и соединяет шестерню третьей передачи с ведомым валом.

На четвертой передаче муфта синхронизатора, перемещаясь вперед, соединяет ведомый и ведущий валы и передача крутящего момента происходит напрямую с ведущего вала на ведомый.

Задний ход достигается вводом промежуточной шестерни заднего хода в одновременное зацепление с шестернями заднего хода промежуточного и ведомого валов. Так как в передаче крутящего момента с промежуточного вала на ведомый участвует промежуточная шестерня, то последний вращается в обратном направлении. Для обеспечения плавного включения торцы зубьев шестерен заднего хода имеют закругления.

Включение задней передачи следует производить только после полной остановки автомобиля.

Плавное и безударное включение передач переднего хода обеспечивается синхронизаторами.

На схеме работы синхронизатора в положении а показано нейтральное положение синхронизатора третьей и четвертой передач.

При включении третьей передачи скользящая муфта синхронизатора перемещается по шлицам ступицы, жестко соединенной с ведомым валом. Переместившись, муфта внутренним конусом прижимается к наружной конической поверхности блокировочного кольца. Между конусами возникает трение, вследствие чего блокирующее кольцо поворачивается до упора своими зубьями в торцы зубьев венца синхронизатора ведомой шестерни третьей передачи.

На схеме б показано положение деталей в начале включения третьей передачи.

Муфта вместе с блокировочным кольцом не может перемещаться дальше в осевом направлении до тех пор, пока не выравняются скорости вращения ведомого и промежуточного валов (ведомой шестерни третьей передачи с блокировочным кольцом и муфты синхронизатора со ступицей на ведомом валу).

Выравнивание скоростей вращения приводит к исчезновению силы трения между конусами блокировочного кольца и муфты, и под действием осевого усилия вилки включения блокировочное кольцо, соскользнув со скосов зубчатого венца, вместе с муфтой переместятся дальше, жестко соединяя шлицами муфты ведомую шестерню третьей передачи со ступицей 36. Таким образом, третья передача окажется включенной.

На схеме в показано размещение деталей при включенной третьей передаче. В этом положении муфта синхронизатора выйдет из зацепления с пятью короткими, но более полными зубьями ступицы 36. На остальных зубьях муфта повернется на величину, равную разнице бокового зазора вышедших из зацепления полных зубьев и оставшихся в зацеплении, а скошенными торцами вышедших из зацепления зубьев упрется в торцы коротких зубьев ступицы 36. Так муфта дополнительно фиксируется во включенном положении.

Аналогично работает синхронизатор и при включении других передач переднего хода. При выключении передачи детали возвращаются в нейтральное положение, а блокировочное кольцо отбрасывается пружиной до упора в стопорное кольцо.

Коробка перемены передач ваз 2110

Как и любой автомобиль, ВАЗ 2110 оснащен коробкой переключения передач. В случае с обозначенной моделью этот механизм имеет 5 ступеней, управляется посредством рычага переключения, который, в свою очередь, располагается внутри салона автомобиля.

Чтобы проблем с эксплуатацией вашего ваз 2110 не возникало, а всевозможные случаи сбоев вы могли исправлять самостоятельно, потребуется разобраться в принципах работы и устройства КП. Так же рассмотрим процесс замены масла для «десятки».

Коробка передач ВАЗ 2110

Устройство КПП такое: чтобы обеспечить переключение, в КП расположен так называемый первичный вал, который состоит из особого блока и шестерней. Они расположены таким образом, что находятся в постоянном зацеплении с ведущими шестеренками с 1 по 5 скорости (такими, которые позволяют двигаться вперед). Так же здесь имеется другой, вторичный вал, на котором расположены ведущая шестеренка основной передачи, синхронизаторы, которые обеспечивают движение вперед. Кроме того, здесь располагаются подшипники и так называемый маслосборник.

Устройство ВАЗ 2110 предполагает наличие дифференциала двухсателлитного типа. Приводная же часть КП состоит из ручки переключения, шаровой опоры, штока, тяги и механизмов для осуществления выбора передач. Наличие реактивной тяги объясняется вот чем – это мера, позволяющая защитить коробку передач от так называемых «вылетов». Фиксируется такая тяга с опорой и силовым агрегатом.

Читать еще:  Ситроен с4 хэтчбек технические характеристики

Выбор скоростей

В ВАЗ 2110 одним из наиболее важных узлов КПП является механизм, который осуществляет выбор, а затем переключение передач. Его работа возможна благодаря наличию особого рычага скоростей и скоб, осуществляющих его жесткую блокировку. Первое плечо этого рычага позволяет включать передний ход, второе же обеспечивает включение заднего хода.

Регулировочные работы с КПП ВАЗ 2110

Многие из владельцев ВАЗ 2110 упоминают о случаях, когда переключение передач осуществляется с затруднением, они плохо включаются, также нередки случаи, когда эти самые передачи просто-напросто выбиваются. Производители позаботились о наличии для таких случаев специального механизма по регулировке для привода по выбору скорости.

Такой механизм будет очень кстати, когда:

  1. КП была снята или снималась раньше для проведения ремонтных работ.
  2. Происходит вылет одной из передач.
  3. Переключение скоростей происходит с усилием, затруднено, или они просто выбиваются во время движения автомобиля.

При условии, что одна из описанных неполадок характерна и присутствует в вашем ВАЗ 2110, потребуется осуществить регулировку. Она заключается в следующих этапах:

  1. На днище вашего автомобиля нужно будет найти гайку болта, который стягивает хомуток, крепящий тягу, требуемую для осуществления процесса управления КП. Гайку нужно будет ослабить.
  2. Далее нужно раздвинуть пазы в конце тяги при помощи отвертки и так же щелку на хомутке. Такая манипуляция потребуется для того, чтобы тяга легко перемещалась относительно штока выбора передач. Сам шток установим в положение нейтрали.
  3. Ручка переключения должна быть освобождена от чехла.
  4. Рычаг выставляется по особому шаблону. В окне наладки кронштейна по блокировке задней скорости устанавливается шаблон. Далее вводится упор для оси рычага на место шаблонного паза, при этом нужно осуществить прижатие без лишних усилий в направлении поперек.
  5. Далее производится регулировка в направлении назад осевого люфта штока.
  6. Хомут фиксируется в нескольких миллиметрах от конца тяги. Далее этот же хомут затягиваем болтом.

Ремонтируем коробку

В случае, когда такого рода регулировочные работы особого результата не принесли, придется производить снятие и разборку коробки переключения передач вашего ВАЗ 2110. Главное внимание следует уделить шестеренкам, так как их выбивает чаще всего. Особенно это касается первой и второй скоростей. Так же важно будет осуществить проверку фиксатора.

Всего фиксаторов в КП три штуки. Самый первый из них очень длинный и ответственность несет за 1 и 2 передачи. Далее идет фиксатор для третьей и четвертой передач, а самый короткий из фиксаторов предназначается для 5-ой передачи.

полная сборка коробки передач

Неполадки

Нередко обладателями ваз 2110 озвучивается проблема, касающаяся переключения или вылета первой скорости. Скорее всего, причины кроются в следующем:

  • неполадки синхронизатора;
  • повреждение пружины фиксатора при болтании рычага и произвольном включении скоростей;
  • поврежденные шток и вилка.

Распространённой является неполадка, когда вторая передача включается нехотя, или её просто-напросто выбивает. Наиболее вероятные причины неполадки:

  • плохое зацепление шестерёнки и муфты, включающей передачи;
  • износ зубьев шестерни и муфты;
  • неполадки со сцеплением.

Меняем масло

Смена смазочного компонента в двигателях и трансмиссии ВАЗ 2110 по документации должна производиться каждые 15 тысяч километров или с частотой в год.

Итак, нам потребуется произвести хороший прогрев мотора и подготовить требуемое масло и, желательно, новый масляный фильтр, а также необходимый для работы инструмент.

картер коробки передач 2110

Чтобы осуществить слив «отработки», нужно будет отвернуть пробку от поддона картера. Далее в течение 10-15 минут происходит слив масла в специальную емкость, которую потребуется приготовить заранее. Затем сливная пробочка возвращается в исходное положение и плотно закручивается. Теперь можно провести замену старого масляного фильтра на новый (если в этом есть потребность).

Теперь, когда старое масло слито, обратите внимание на его цвет и наличие включений. Если масло темно-коричневого цвета, а на ощупь содержит в себе различного рода включения типа металлической пыли или кусочков грязи, то потребуется осуществить промывку трансмиссии.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Для этого применяются особые растворы, которые заливаются перед новым маслом в двигатель и КП. При этом потребуется с таким раствором автомобиль недолго и не быстро погонять, хватит пяти минут вдоль гаража, а затем смесь и грязь, которую она собрала, слить так же, как это описано для процесса слива «отработки».

Для того, чтобы провести залив свежего масла, потребуется удалить крышечку горловины для залива. В двигатель при этом заливается от 3 до 4 литров масла, а в зависимости от показаний измерительного щупа. В идеале – уровень масла находится между отметками мин. и макс.

Эти отметки нанесены на щуп как минимальное и максимальное значение. Далее нужно будет завести двигатель и ожидать, пока лампочка масла (или лампочка его давления) не погаснет. После этого мотор заглушаем, проверяем уровень масла и при необходимости удаляем излишки или доливаем масла ещё.

Бывают случаи, когда лампочка просто не гаснет. В таких случаях лучше проверить на качество масляный фильтр или заменить его, если он не менялся в процессе замены.

Заключение

Итак, наличие у вас автомобиля ВАЗ 2110 непременно сможет заставить вас попотеть в определенных случаях. Однако стоит помнить о том, что на самом деле регулярные мероприятия по уходу за вашим транспортным средством большинства проблем помогают избежать. Та же замена масла, осуществляющаяся регулярно, даст положительное влияние на всю систему трансмиссии авто в целом. Не следует игнорировать различные шумы, вылеты, проскакивания, подергивания и т.п. А данная статья поможет вам решить наиболее часто возникающие проблемы. Удачи на дорогах!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector