Avto-love.ru

Моменты затяжки коренных и шатунных шеек

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей

Ремонт двигателя считается в автомобиле самым сложным, ведь ни одна другая его деталь не содержит такое огромное количество элементов, взаимосвязанных между собой. С одной стороны, это очень удобно, ведь в случае поломки одного из них нет необходимости менять весь узел целиком, достаточно просто заменить вышедшую из строя деталь, с другой – чем больше составных элементов, тем сложнее устройство и тем сложнее разобраться в нем тому, кто не очень опытен в авторемонтных делах. Однако при большом желании можно все, особенно если ваше рвение подкреплено теоретическими знаниями, например, в вопросе определения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. Если же пока это словосочетание для вас – набор непонятных слов, прежде, чем лезть в двигатель, обязательно прочтите эту статью.

Подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС.

Коренные и шатунные вкладыши – это две разновидности подшипников скольжения. Производятся они по одной технологии и отличаются друг от друга лишь внутренним диаметром (у вкладышей шатунов этот диаметр меньше).

Главная задача вкладышей – преобразование поступательных движений (вверх-вниз) во вращательные и обеспечение бесперебойной работы коленчатого вала, чтобы тот не износился раньше срока. Именно для этих целей вкладыши устанавливаются под строго определенным зазором, в котором поддерживается строго заданное давление масла.

Если зазор этот увеличивается, давление моторного масла в нем становится меньше, а значит, шейки газораспределительного механизма, коленчатого вала и пр. важных узлов изнашиваются намного быстрее. Стоит ли говорить, что слишком сильное давление (уменьшенный зазор) также не несет в себе ничего положительного, так как создает дополнительные препятствия в работе коленчатого вала, он может начать подклинивать. Вот почему так важно контролировать данный зазор, что невозможно без использования в ремонтных работах динамометрического ключа, знания необходимых параметров, которые прописываются производителем в технической литературе по ремонту двигателя, а также соблюдения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. К слову, усилие (момент) затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей различен.

Обращаем ваше внимание, что приводимые нормативы актуальны только при применении новых комплектов деталей, так как сборка/разборка бывшего в работе узла за счет его выработки не может гарантировать соблюдении необходимых зазоров. Как вариант, в данной ситуации при затяжке болтов можно ориентироваться на верхнюю границу рекомендуемого момента, либо можно использовать специальные ремонтные вкладышами с четырьмя разными размерами, отличающимися друг от друга на 0,25 мм, при условии шлифовки коленвала до тех пор, пока минимальный зазор между трущимися элементами не станет составлять 0,025/0,05/0,075/0,1/0,125 (в зависимости от имеющегося зазора и используемого ремонтного изделия).

Примеры конкретных моментов затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей для некоторых автомобилей семейства ВАЗ.

Модель автомобиля Момент затяжки крышки постелей, Н*м (кгс.м.) Момент затяжки вкладышей шатунов, Н*м (кгс.м.)
ВАЗ 2108 69,0–84,0 (6,9–8,4) 44,0–54,0 (4,4–5,4)
ВАЗ 2106 68,31–84,38 (6,97–8,61) 43,32–53,51 (4,42–5,4)
Lada Priora 68,31-84,38 (6,97-8,61) 43,3-53,5 (4,42-5,46)
Читать еще:  Шумоизоляция дверей авто своими руками

Видео.

Моменты затяжки основных резьбовых соединений

Моменты затяжки основных резьбовых соединений при техническом обслуживании и ремонте автомобиля КамАЗ

Момент
затяжки,
Н·м (кгс·м)

крышек коренных подшипников коленчатого вала:
– вертикальные
– стяжные:
-7482.1005158/159
– 740.60-1005158/159

147-167(15-17)
147-167 (15-17)

фланца оси ведущей шестерни
привода распределительного вала
подшипника шестерни привода
распределительного вала

радиатора системы охлаждения на раме

корпуса масляного фильтра
теплообменника к блоку цилиндров

крепления стоек коромысел

регулировочного винта коромысла

скобы крепления форсунки

крепления муфты опережения впрыскивания топлива

крепления передних и задних опор силового агрегата

крепления насосного агрегата и
теплообменника предпускового подогревателя

крепления выпускной трубы

крепления патрубков
предпускового подогревателя

крепления фланцев приемных труб глушителя

болтов крепления поперечной балки
поддерживающей опоры к раме

шпилек крепления задних опор двигателя

оолтов крепления задних опор двигателя
к раме крепления выпускных патрубков

Винты заглушки корпуса муфты опережения
впрыскиваниятоплива

Гайки болтов крепления кронштейнов
топливного бака к раме

Сливная пробка картера масляного

нажимного диска с кожухом в сборе к маховику:

кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач

картера коробки передач к картеру сцепления

рычагов тяг дистанционного привода управления коробкой

для коробки
передач мод. 152

рычага переключения передач

фланца первичного вала коробки передач

Стяжные болты регулировочного фланца
механизма переключения передач

Гайки шпилек крепления КОМ от
верхнего люка раздаточной коробки

Болты крепления коробки отбора мощности

Гайка крепления фланца :

основного карданного вала, вала среднего моста (для
автомобилей 6×6) и заднего (для автомобилей 4×4)

М 14 с
торцевыми
шлицами

карданного вала переднего моста, заднего моста (для автомобилей 6×6)

М 12 с
торцевыми
шлицами

задних крышек мостов

крышек подшипников межколесного дифференциала

фланца ведущего конического зубчатого колеса

подшипников ведущего цилиндрического зубчатого колеса

заднего фланца промежуточного моста

фланца межосевого дифференциала

чашек межколесного дифференциала

главной передачи промежуточного и заднего мостов

главной передачи переднего моста

поворотного рычага к корпусу поворотного кулака и крепления крышек подшипников шкворней

для полно-
приводных
автомобилей

ведущего фланца ступицы переднего моста

полуосей промежуточного и заднего мостов

для полно-
приводных
автомобилей

Контргайки крепления подшипников ступиц :

заднего и промежуточного мостов

стремянок передних рессор

стремянок задних рессор

637-735 (65-75)
785-883 (80-90)

шпилек соединения кронштейнов осей
балансира с кронштейнами залней полвески

пальцев реактивных штанг

шпилек крепления верхних рычагов

крепления кронштейнов задней подвески к раме

крепления шпилек кронштейнов верхних
реактивных штанг

ушков передних рессор

накладки ушка передних рессор

кронштейнов реактивных штанг

проушин передних кронштейнов рессор

задних кронштейнов рессор

крепления гайки башмака

Гайки крепления дисковых колес

с центриро-
ванием по сферическим
отверстиям в
диске
(односкатные)

Гайки крепления держателя запасного колеса

шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг

Читать еще:  Нужно ли промывать двс при замене масла

болтов наконечников поперечной рулевой тяги

Гайка регулировочного винта вала сошки

механизма рулевого управления крышки насоса

Гайки вилки карданного вала

болтов крепления кронштейнов тормозных камер к суппортам

болтов крепления передних тормозных камер к кронштейнам

болтов крепления задних тормозных камер к кронштейнам

болтов крепления головки цилиндра компрессора

болтов крепления осей колодок тормозного механизма

болтов крепления грязезащитного щитка к суппорту

крепления кронштейнов ресиверов к раме

крепления хомутов кронштейнов ресиверов

соединений трубок пневмосистемы диаметром, мм:
6
8
12

Гайки крепления электропроводов к выводам стартера:
– цепь питания
– цепь управления

стремянки рессоры задней опоры кабины к кронштейну

опор рычагов торсионов

кронштейнов заднего крепления

крепления переднего крепления кабины к поперечине

168-207 (17-21)
246,5-315 (25-32)

хомутов крепления брусьев платформы

болтов крепления надрамника к раме

68,6-98 (7-10)
176-216(18-22)
117,7-157(12-15)

для М12
для М16
для М14

крепления передних кронштейнов надрамника

крепления амортизатора платформы к опорам

крепления масляного насоса к коробке отбора мощности

крепления коробки отбора мощности

крепления различных деталей к деревянным доскам настила пола

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей. Все об этом

Владельцы машин, которые самостоятельно ремонтируют свои авто, интересует рекомендованный момент затяжки коренных и шатунных вкладышей. Это очень важный момент для правильной и надёжной эксплуатации силового агрегата. Ремонт двигателя является довольно ответственной и важной операцией, технологический процесс выполнения которой, предусматривает выполнение расчётных сопряжений между трущимися парами, к ним относятся шатунные и коренные подшипники скольжения.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей в инструкции по эксплуатации автомобиля обычно не указывается, эти данные следует искать в специальной литературе или других источниках. Учитывать эти рекомендации следует обязательно, потому, что от этого зависит срок эксплуатации двигателя после ремонта, его динамические и экономические показатели. В этой статье, мы постараемся дать полезные советы водителям, особенно тем, которые ранее не производили ремонт силового агрегата самостоятельно.

Содержание

Зачем нужны такие подшипники?

В составе двигателя внутреннего сгорания имеется несколько тысяч мелких и довольно крупных деталей. Коленчатый вал двигателя относится к крупным деталям и является одной из самых важных деталей силового агрегата. С его помощью производится передача энергии сгоревшей топливной смеси ведущим колёсам машины. Эта деталь является дорогостоящей и сложной для изготовления, поэтому предусматриваются конструктивные особенности для продления его срока службы.

К таким особенностям в полной мере относятся шатунные и коренные вкладыши. Так как коленчатый вал непрерывно вращается, необходимо создать ему благоприятные условия, которые исключат его износ раньше установленного срока. Установить роликовые или шариковые подшипники в эту конструкцию невозможно, поэтому такая функция возложена на коренные и шатунные подшипники скольжения.

Для их изготовления применяют более мягкий материал, чем при использовании в производстве коленчатых валов. Изделия дополнительно покрывают дополнительным антифрикционным слоем. В места соприкосновения подшипника и шейки вала подаётся для смазки моторное масло под давлением создаваемого масляным насосом. Правильный зазор между вкладышем и шейкой вала обеспечивает смазку трущейся пары, а также поддерживает нужную величину давления масла в системе.

Читать еще:  Отзывы резину к 153

При увеличении этого зазора давление моторного масла уменьшается, а это приводит к ускоренному износу шеек коленчатого вала, механизма газораспределения и других важных узлов силового агрегата. Опытные водители уже по показателям давления моторного масла, могут предсказать скорую замену вкладышей с расточкой шеек вала до следующего ремонтного размера.

Подшипники скольжения бывают двух видов, это изделия для коренных шеек коленчатого вала или шатунные, которые связывают между собой вал и шатуны с поршнями. Их изготавливают по одинаковой технологии, а их отличие заключается только во внутреннем диаметре. Кроме стандартного размера, выпускается ряд ремонтных изделий, толщина которых увеличивается в каждом конкретном случае на 0,25 мм. Таких ремонтных размеров всего четыре, это значит, что последний ремонтный вкладыш будет иметь диаметр меньше стандартного на 1 мм.

Как правильно подобрать?

Такие подшипники скольжения состоят из двух половинок, которые для правильной установки имеют специальные замки. Между вкладышем и шейкой вала должен обеспечиваться зазор, рекомендованный производителем двигателя. Если ремонт силового агрегата производится без перешлифовки шеек коленчатого вала, нужно проверить имеющийся зазор в трущейся паре.

Это можно сделать разными способами. Чаще всего размеры шеек вала замеряются микрометром, а внутренний диаметр подшипников на собранном шатуне, измеряют нутромером со стрелочным индикатором. Более точный замер можно произвести с помощью контрольных полосок из бумаги или медной фольги. Также в продаже имеются наборы контрольной проволоки из пластмассы.

Минимальный зазор для трущихся пар должен соответствовать размеру 0,025 мм. Если его величина будет более 0,08 мм то вал нужно отправлять на шлифовку до следующего размера.

Установка на коленчатый вал

Сборка намного проще проведения контрольных замеров. В постели коренных шеек укладывают подшипники скольжения, это следует выполнить правильно, так как средний подшипник имеет отличие от остальных вкладышей. Перед их установкой следует удалить консервирующую смазку, а затем нанести слой моторного масла. Далее следует на свои места установить крышки постелей и произвести их затяжку. Момент затяжки выбирают по конкретной модели двигателя. Так для двигателя ВАЗ 2108 он будет в пределах от 68 до 84 н*м.

Примерно таким же образом следует установить вкладыши шатунов. Следует быть внимательным при установке их крышек на свои места. Они имеют свою маркировку и менять их местами нельзя. Момент затяжки их несколько меньше, он будет в пределах от 43 до 53 н*м. Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей для каждого двигателя имеет свою величину. Поэтому прежде чем их устанавливать, нужно найти эти данные, чтобы правильно выполнить ремонт. Выполняйте все рекомендации руководства по ремонту, чтобы избежать неприятных последствий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector