Avto-love.ru

Машина закипает на ходу

Почему кипит двигатель

В этой статье я постараюсь рассказать Вам о всех наиболее распространённых причинах, по которым может кипеть двигатель инжекторного автомобиля. Некоторые из этих причин были и у меня либо же моих друзей, а о некоторых я узнал из разных автомобильных форумов.

И так, начнём. Первое и самое элементарное, что нужно проверить — уровень и наличие самой жидкости в расширительном бачке. Уровень жидкости в бачке должен находиться между отметками MIN&MAX расширительного бачка. Жидкость, как говориться, она и в Африке жидкость и поэтому, если система охлаждения не герметична, то она естественно потихонечку будет из неё вытекать. И если долго не заглядывать под капот, то где-нибудь на полпути домой, как всегда неожиданно, двигатель может перегреться. Частые места утечек охлаждающей жидкости — места соединения патрубков, трещины на самих патрубках, реже — трещины радиатора. В таком случае негерметичный патрубок должен быть мокрым, а под машиной будет всегда образовываться небольшая лужица охлаждающей жидкости.

Бывает и так, что уровень антифриза в бачке понемногу уменьшается, а подтеканий нигде нет. В этом случае есть вероятность пробоя прокладки ГБЦ. Т.е. получается, что антифриз течёт не снаружи двигателя, а внутри него, попадая в цилиндры и сгорая вместе с топливом. Как это можно диагностировать? Во-первых, если открыть крышку для залива масла, то на ней, либо внутри самого двигателя будет белая эмульсия. Во-вторых, если открыть крышку расширительного бачка, то можно услышать запах картерных газов и увидеть масленую плёнку на его стенках и поверхности ОЖ. Так же, если через отверстие для свечи посмотреть на поршень, его поверхность должна быть идеально чистой, вымытой. С данной неисправностью нужно как можно быстрее ехать на СТО и менять прокладку ГБЦ.

С жидкостью разобрались, идём далее. Следующая проблема по которой двигатель может кипеть — не включается вентилятор охлаждения. При нормальной работе двигателя вентилятор должен включаться, когда температура ОЖ достигает 100 (+-) градусов. Если же этого не происходит, то двигатель будет дальше набирать температуру в плоть до перегрева. За включение вентилятора отвечает датчик температуры охлаждающей жидкости. Если он не исправен или же даёт не верные показания, то вентилятор может включаться не своевременно или же вообще не включаться. Как этот датчик проверить? Просто берём и снимаем с него фишку. В таком случае вентилятор должен работать постоянно, не зависимо от температуры двигателя. Если же вентилятор не включился, то, скорее всего, сломан именно он. Его нужно снимать, смотреть, ремонтировать либо же покупать новый. Ну а если вентилятор работает со снятой фишкой датчика, то, вероятнее всего, проблема именно в этом датчике.

Идём дальше. Жидкость в системе есть, вентилятор включается вроде бы вовремя, а двигатель всё равно закипает. В таком случае есть вероятно того, что не открывается термостат. Т.е. температура малого круга доходит до 100 градусов, датчик это увидел и включил вентилятор. Но так как термостат закрыт и горячая жидкость не идёт по большому кругу через радиатор, то от вентилятора толку никакого не будет, так как охлаждает он именно радиатор. Как это проверить? Просто берём и пробуем рукой патрубки радиатора (подводящий и отводящий) и сам радиатор. Если они только чуть-чуть тёплые (градусов 30-40) или же вообще холодные, а температура двигателя при этом в районе 100 градусов, то значит проблема в термостате и его нужно менять. Есть небольшая вероятность, что легкое постукивание по его корпусу вернет его в рабочее состояние, но это не является панацеей.

И еще одна причина, по которой двигатель кипит со включённым вентилятором — забитый грязью радиатор. Такое может случаться, если Вы довольно часто ездите по грязи. Грязь попадает между сотами радиатора и там запекается, превращаясь в самый натуральный цемент, не давая пройти холодному воздуху. В таком случае радиатор нужно снимать и промывать и делать это нужно как можно быстрее.

Следующая причина — вышедшая со строя помпа (водяной насос). Помпа необходима для циркуляции охлаждающей жидкости по системе. Т.е. она перекачивает горячую жидкость из двигателя в радиатор, там жидкость остывает и возвращается назад в блок двигателя. Если помпа выходит со строя, то жидкость станет хуже циркулировать или же вообще перестанет куда либо двигаться. Таким образом горячий тосол из двигателя не поступает в радиатор и не охлаждается. Как итог — двигатель закипает. Кстати, и при этом радиатор может так же включаться своевременно, но толку от него никакого не будет.

Еще следует обратить внимание на крышку расширительного бачка. Крышка внутри себя содержит 2 клапана — высокого давления и клапан вакуума. При работе двигателя в системе охлаждения создаётся давление — примерно 1.1-1.5 атмосферы. Кстати, благодаря именно повышенному давлению ОЖ начинает кипеть при температуре выше 100 градусов. Так вот, если это давление поднимается выше 1.5 АТМ — срабатывает клапан высокого давления и сбрасывает его до нормального. При остывании двигателя в системе охлаждения начинает образовываться вакуум, так как жидкость уменьшается в объеме. Что бы вакуум не сжимал патрубки и бачок в крышке срабатывает второй клапан и подсасывает воздух в систему охлаждения, что бы нормализовать давление. Если какой либо из клапанов выйдет из строя или сама крышка перестанет быть герметичной, то в системе охлаждения двигателя может перестать образовываться необходимое давление, в результате чего антифриз будет кипеть уже при 100 градусах.

Читать еще:  Подключить выносной тахометр на ваз 2112

Следующая причина — если при замене ОЖ Вы сэкономили и залили не тот антифриз или тосол, который рекомендует производитель автомобиля. Каждый тип двигателя имеет свою рабочую температуру. У кого-то это 90 градусов, у кого-то 110 градусов. И естественно охлаждающие жидкости так же рассчитаны под работу в разных температурах. Помимо этого, можно купить подделку или же дешёвый аналог. И естественно такая жидкость будет закипать при более низких температурах. Так же старый тосол или антифриз будет иметь более низкую температуру кипения, чем такой же новый. Поэтому если Вы проехали уже 100000 или больше километров и ни разу не меняли ОЖ то желательно заменить ее на новую, так как именно она может быть причиной перегрева двигателя.

И здесь сразу намечается еще одна причина закипания двигателя — воздушные пробки в системе охлаждения. Чаще всего воздушные пробки образуются именно при замене охлаждающей жидкости. Одним из основных признаков наличия воздушной пробки — не греющая печка. Воздушная пробка не даёт жидкости полноценно циркулировать по системе, поэтому горячая жидкость может не доходить до радиатора и двигатель будет закипать.

Это все наиболее распространенные причины, по которым может кипеть двигатель. Если Вам лень читать, то можете посмотреть видео ниже:)

Видео почему кипит мотор

Почему кипит машина и что с этим делать

Перегрев двигателя является одной из самых опасных неисправностей, игнорирование которой влечет за собой дорогостоящие ремонтные работы. Эксплуатация авто с кипящей охлаждающей жидкостью приводит к нарушению геометрии силового агрегата, разрушению его внутренних элементов, пробою прокладки ГБЦ, попаданию в цилиндры тосола или антифриза.

Итак, закипела машина — что делать в подобной ситуации? Где кроется причина неисправности? Как выйти из положения с минимальными затратами?

Причин, по которым кипит машина может быть множество. Однако все они подразделяются на две большие группы — неисправности двигателя и неисправности навесного оборудования/агрегатов мотора.

Неисправности двигателя

К числу поломок, при которых может перегреться и закипеть машина, относят:

  1. Пробой прокладки ГБЦ. По тем или иным причинам в прокладке, расположенной между блоком и головкой цилиндров, образуется отверстие. Газы из цилиндров выбрасываются в систему охлаждения. При этом температура антифриза может достигать критических величин.
  2. Микротрещина в одном из цилиндров. Механизм перегрева аналогичен таковому при нарушении целостности прокладки. Поломка отчетливо проявляется зимой, в период большого перепада суточных температур. Характеризуется густым белым дымом из выхлопной трубы.
  3. Деформация головки блока. Обычно возникает в случаях, когда перегрев уже имел место в прошлом. Часто сочетается с пробоем прокладки. Собственно, эта неисправность чаще является следствием, а не причиной закипания. Диагностируется после снятия ГБЦ с помощью линейки (проверка привалочной плоскости).
  4. Непроходимость каналов ОЖ. Часто возникает после неправильного использования порошковых герметиков для системы охлаждения.

Неисправности навесного оборудования/агрегатов мотора

В большинстве случаев причины перегрева заключаются в поломке следующих агрегатов:

Термостат

Заклинивший в закрытом положении термоэлемент не дает жидкости поступать в радиатор охлаждения, направляя ее по малому кругу. Диагностическим признаком является холодный нижний патрубок радиатора при полностью прогретом моторе.

Помпа

Отказ насоса ОЖ приводит к прекращению циркуляции антифриза и, соответственно, перегреву. Перед полным отказом помпа обычно начинает издавать нехарактерные для нее звуки (скрип, свист). При осмотре на работающем моторе ремень ГРМ проскальзывает по шкиву насоса, не вращая его (актуально для автомобилей ВАЗ с передним приводом).

Радиатор

В процессе эксплуатации соты радиатора охлаждения забиваются листвой и грязью, а внутренние поверхности — ржавчиной или накипью. При сильном загрязнении радиатор перестает отводить тепло. Соответственно, машина кипит. Внешнее загрязнение диагностируется визуально, внутреннее — по итогам промывки.

Вентилятор

Перегрев по этой причине происходит в основном летом, в пробках или при плотном городском движении. Отказ вентилятора приводит к неконтролируемому росту температуры ОЖ тогда, когда термостат перестает справляться со своей задачей. Диагностируется визуально.

Утечка антифриза

При нарушении целостности системы охлаждения (лопнувший радиатор, поврежденные патрубки, неплотные хомутовые соединения) антифриз под давлением вытекает из контура. Оставшегося количества не хватает для полноценного охлаждения двигателя. Машина закипает.

Читать еще:  Ходовые огни на ниву шевроле своими руками

Диагностическим признаком нехватки ОЖ является работа отопителя. Даже на кипящем двигателе из дефлекторов дует холодным или чуть теплым воздухом. При небольших потерях антифриза работа «печки» временно восстанавливается при увеличении оборотов двигателя.

Расширительный бачок

При отказе клапана крышки расширительного бачка в системе охлаждения перестает поддерживаться необходимое рабочее давление. При этом температура кипения ОЖ снижается и автомобиль закипает.

Воздушные пробки

Такая проблема встречается при неправильном заполнении системы антифризом. В отдельных ее элементах остается воздух, мешающий циркуляции ОЖ.

Стоит заметить, что перегрев может быть спровоцирован неполадками в системе зажигания, неисправными свечами, ошибками при настройке привода ГРМ, некачественным топливом, повышенной нагрузкой на мотор и т.д.

Все эти причины имеют место, однако редко приводят к закипанию. Чаще температура повышается всего на несколько градусов.

Последствия кипения

Тяжесть последствий кипения машины зависит от его степени и длительности. К моменту, когда кипящий двигатель самопроизвольно перестает работать, в нем обычно уже имеются следующие дефекты:

  • Пробой прокладки ГБЦ;
  • Полное или частичное разрушение маслосъемных колпачков;
  • Деформация привалочной плоскости ГБЦ, а иногда и блока цилиндров;
  • Отсутствие антифриза в системе;
  • Деформация клапанного механизма.

В особо тяжелых случаях происходит чрезмерное тепловое расширение поршней и их заклинивание в гильзах блока. Ремонтировать закипевший двигатель зачастую нерентабельно. Требуется дорогостоящая замена силового агрегата.

Что делать если закипели

Что делать, если закипел двигатель? Чтобы предотвратить тяжелые последствия, рекомендуется действовать по следующему алгоритму:

  1. Закипающий автомобиль следует остановить;
  2. Включить отопитель на полную мощность;
  3. Открыть капот;
  4. Дать мотору поработать на холостых оборотах, чтобы остыть;
  5. Заглушить машину и заняться поиском неисправности.

Отступать от вышеописанного алгоритма допустимо в случае, если очевидно кипит двигатель, однако «печка» дует холодом. Как говорилось выше, подобный признак свидетельствует о существенном недостатке ОЖ. Работа на холостом ходу в такой ситуации приведет к еще большему перегреву.

Не рекомендуется надолго останавливать автомобиль при отказавшем вентиляторе. Лучше, если машина будет двигаться без остановок со скоростью не менее 60-70 км/ч. При этом встречный поток воздуха обдует радиатор, отбирая от него излишки тепла.

Как добраться до ремонта

В некоторых случаях работоспособность автомобиля при закипании удается восстановить. Наличие или отсутствие такой возможности определяется видом обнаруженной поломки.

При отказе термостата его корпус вскрывают, удаляют термоэлемент и собирают в обратном порядке. Эксплуатировать авто после такого ремонта можно бесконечно долго. Однако в холодное время года мотор не будет выходить на рабочую температуру, что неблагоприятно скажется на его ресурсе и расходе топлива. Кроме того, «отопитель» не сможет прогреть салон.

При отказе датчика температуры (не работает вентилятор) вентилятор можно запустить, если вытащить фишку из неисправного датчика. Агрегат начнет вращаться и будет делать это постоянно, даже после выключения зажигания. Долго ездить таким образом нельзя, однако добраться до ближайшей автомастерской вполне реально.

Воздушные пробки можно удалить, если перед доливкой ОЖ снять патрубок, подходящий к ресиверу системы питания. Когда воздух будет удален, из патрубка потечет антифриз (актуально для автомобилей производства ВАЗ). Аналогичным образом следует доливать антифриз при его недостатке.

Иногда кипящий автомобиль удается реанимировать, очистив радиатор от внешних загрязнений. Промывку детали с целью удаления внутренних пробок в дорожных условиях не проводят.

При наличии неисправностей, устранить которые в дороге не удается, следует продолжать движение с минимально возможной нагрузкой на двигатель, постоянно включенным вентилятором отопителя и охлаждения. Это же правило актуально, если не удалось установить, почему греется и кипит машина.

В случаях, когда даже облегченный режим движения не позволяет поддерживать приемлемую температуру, мотор следует заглушить и транспортировать авто на буксире или эвакуаторе.

Что делать, когда кипит двигатель

Многие автолюбители сталкивались с тем, что в процессе эксплуатации автомобиля, силовой агрегат — закипал. Но, не все знают, какие причины возникновения данного эффекта и, что необходимо сделать, когда кипит двигатель.

Причины закипания двигателя

Конечно, кипит мотор — это абстрактное понятие, поскольку чтобы закипел блок цилиндров или головка нужна очень высокая температура, потому что это металл. Кипящий силовой агрегат — закипание охлаждающей жидкости внутри системы охлаждения. Причин возникновения данного эффекта несколько.

Сначала стоит понимать, что для закипания охлаждающей жидкости необходима определённая температура. Принимая усреднённые данные, рабочая температура двигателя 85-105 градусов Цельсия.

Высокий граничный показатель температуры установлен не просто так, поскольку если градусы повышаются выше, то ОЖ начинает кипеть внутри закрытой системы охлаждения. Итак, температура закипающих «охлаждаек»: тосол — 110 градусов, антифриз — 115-120 градусов.

Теперь рассмотрим, причины, по каким может закипеть ОЖ внутри охладительной системы:

  • Неисправность одного или нескольких элементов системы охлаждения двигателя. Самой частой причиной становится неисправность термостата или вентилятора охлаждения. Ещё страшнее, когда оба элемента вышли со строя. В таком случае, закипание охлаждающей жидкости в системе охлаждения становится неизбежным, особенно в летнее время года, когда радиатор нельзя полностью охладить встречным потоком ветра.
  • Забитая система охлаждения и её элементы. Зачастую забиваются каналы в радиаторе, где откладывается мусор. Вместе с этим затрудняется циркулирование охлаждающей жидкости. Также, забиваться могут каналы в самой головке блока цилиндров. Для чистки используются специальные средства или же демонтаж элементов.
  • Неработающий датчик температуры. Он посылает данные в электронный блок управления двигателем. В случае неисправности элемента, ЭБУ не включает вентилятор радиатора, впоследствии этого жидкость будет нагреваться, пока не закипит.
  • Малое количество охлаждающей жидкости в системе также становится причиной перегрева. Она может пропадать по разным причинам, а именно через пробитые патрубки системы охлаждения или неисправный радиатор.
  • Потеря химических и физических свойств ОЖ также приводит к перегреву, поскольку она не выполняет своих функций охлаждения. Именно поэтому, Ож необходимо периодическим менять.
Читать еще:  Почему человек сжимает зубы

Что делать, когда закипел двигатель

Автомобилистов волнует вопрос: Когда кипит двигатель — что делать, и какие действия предпринять? Конечно, если закипел двигатель, нужно остановиться и дать ему остыть. Параллельно, стоит выяснить — по какой из причин это произошло.

Как показывает практика, стандартной причиной перегрева и закипания двигателя служит неисправность термостата, который заклинивает и не даёт охлаждающей жидкости циркулировать по большому кругу через радиатор. В этом случае, речи об охлаждении вообще идти не может. Чтобы устранить неисправность необходимо заменить термостат.

Менее частой причиной становится вентилятор радиатора, который не работает. Особенно это опасно в летнее время года, когда наружный воздух не обеспечивает достаточного охлаждения. Для начала стоит выяснить — где скрывается проблема. В данном случае, сначала стоит провести диагностику температурному датчику, который, скорее всего, вышел со строя. Для проведения диагностических работ стоит воспользоваться мультиметром.

Ещё одно место поиска становится плавкий предохранитель, который может перегореть из-за замыкания в бортовой сети. Неисправность вентилятора может быть связана с неисправностью реле или проводки. Поэтому, если обнаружилось, что датчик температуры работает, нужно проверить элементы питания и управления вентилятором.

Зачастую на промежутке между приводом вентилятора и реле существует колодка проводов, которая может оплавиться и размыкать цепь.

Уровень охлаждающей жидкости в системе также будет играть весьма важную роль. Если его недостаточное количество, то мотор будет быстро греться, а летом и перегреваться. При этом не будет помогать, ни вентилятор, ни другие средства. Поэтому, если двигатель перегрелся, то стоит осмотреть, количество жидкости в расширительном бачке и если необходимо, то долить до нужного уровня.

После того, как причина установлена, а мотор остыл, можно попробовать доехать до гаража или автосервиса, для осуществления ремонта. Конечно, при этом стоит следить, чтобы мотор повторно не перегрелся, ибо это может кончиться плохо для силового агрегата.

Последствия закипания двигателя

Любая неисправность плохо влияет на двигатель и его работу. А вот закипание и перегрев могут закончиться для мотора весьма плачевно, или даже привести к капитальному ремонту. Итак, рассмотрим, какие последствия ждут владельца автомобиля, если силовой агрегат перегреется один или несколько раз подряд:

  • Прогиб и деформация головки блока цилиндров. Это, пожалуй, худшее, что может случиться. Так, деформированная ГБЦ будет пропускать охлаждающую жидкость и масло, снижая их уровень. И это в лучшем случае. Худшим вариантом становится то, что ОЖ попадёт в цилиндры и спровоцирует гидроудар, который разрушит все надежды. В данном случае автомобилиста ждёт капитальный ремонт, при лучших раскладах, или замена двигателя — при худших вариантах развития ситуации.
  • При перегреве со строя выходят прокладки и герметики, уплотняющие детали двигателя между собой. Так, сквозь щели начнут вытекать жидкости, а это все равно, что не закрытые раны у человека с которых постоянно течёт кровь. Что касается пластиковых элементов, то зачастую в негодность приходят сальники, через которые начинает сочиться масло не только снаружи, но и внутри самого силового агрегата.
  • Сильный перегрев двигателя может послужить причиной того, что силовой агрегат застучит, а это, как и в случае с ГБЦ, 100% — капитальный ремонт. В данном случае, поршни оплавятся, и не только они. Появятся большие трещины в головке блока и блоке цилиндров. При этом, коленчатый вал может порвать и поршневая группа очень легко вывалится сквозь одну из стенок.

Вывод

Было определены причины, по которым может кипеть двигатель, а точнее жидкость системы охлаждения. Стоит помнить, что неисправность одного или нескольких элементов узла может привести к тяжёлым последствиям для двигателя и вспомогательных систем. Поэтому, стоит диагностировать систему охлаждения регулярно и устранять неисправность сразу после их возникновения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector