Avto-love.ru

Маркировка поршней ваз 21213

Маркировка поршней ваз 21213

Пять лет опытно-промышленное производство ВАЗа делает моторы для “Нив” объемом 1,8 л – их собрано уже около двадцати тысяч. Но, увы, об отличиях их оригинальных мелкосерийных деталей от базовых завод традиционно умалчивает – даже каталога с простейшими рисунками до сих пор не издано.

Шайба болта головки блока: а – 2101-1003265, наружный диаметр – 24 мм, внутренний – 12,2 мм, толщина – 5 мм – для всех моторов «жигулей» и «нив» 1,2–1,7 л в комплекте с упругим болтом старого образца с наружным шестигранником «на 19»; б – 2108-1003265 размером 22х12,2х5 мм под болты с внутренним шестигранником «на 10» – для 8-клапанных моторов переднеприводных ВАЗ и 1,8-литрового мотора «Нивы» (первый вариант крепления головки блока); в – 2130-1003271 размером 22х12,2х0,5 – только для двигателя «Нивы» 1,8 л (второй вариант крепления с болтами 21213-1003271 с наружным шестигранником «на 12»); г – 2112-1003265 размером 22х10,2х5 под тонкий болт с внутренним шестигранником «на 10» – только для 16-клапанных моторов семейства 2110. Блок цилиндров: а – 21213-1002011 без меток высотой 214,58-0,1 мм для всех моторов «жигулей» и «нив» объемом 1,7 л; б – 2130-1002011 высотой 215,98-0,1 мм, помеченный красной, белой или желтой (в общем, любой) краской на горловине сапуна – для двигателей 1,8 л

Поэтому автомобилистам в случае сомнений порой приходится идти окольным путем. Например, положив рядом две однотипные детали, тщательно их сравнивать, измерять, а заодно и фотографировать, чтобы поделиться опытом с товарищами. Напомним историю создания самого «крупнокалиберного» карбюраторного мотора ВАЗ. Еще в 1994 году с началом серийного выпуска 1700-кубовой “Нивы” тольяттинские тюнинговые фирмы занялись увеличением рабочего объема ее двигателя. О расточке цилиндров сверх 82 мм речь, разумеется, не шла – не запихивать же в изначально 1200-кубовый фиатовский моторчик поршни “волговского” размера. А с ходом поршня можно было и поиграть – например, применив коленвал с увеличенным радиусом кривошипа и, соответственно, подрезав юбки поршней, чтобы они не доставали до противовесов. Дополнительно пошли в дело распредвалы с более высокими кулачками, фрезерованные головки блока и прочие, давно известные приемы повышения мощности за счет долговечности. Спрос на «заряженные» агрегаты штучной сборки постепенно возрастал, поэтому идеи тюнинга вскоре нашли мелкосерийное воплощение в моторном цехе ОПП ВАЗа: в 1996 году там стали выпускать двигатель ВАЗ-2130. Его основное отличие от базового «двести тринадцатого» – увеличение хода поршня почти на 4 мм, что достигнуто благодаря новому коленвалу с большим радиусом кривошипа и более высокому (на 1,4 мм) блоку цилиндров.

Головка блока: 21011-1003011 без меток, со ступенькой высотой около 2 мм (показана стрелкой) и камерой сгорания размером 79х51 мм, объемом 33,2 смз – для всех моторов «жигулей» и «нив» 1,2–1,6 л, кроме 2105; 21213-1003011, помеченная черной краской (см. ЗР, 1998, № 9, с. 222), без ступеньки, с камерой сгорания размером 81х52 мм, объемом 30 смз – для двигателей 1,7 л; 2130-1003011 без меток, с двумя ступеньками (показаны стрелкой) высотой менее 1 мм каждая, с камерой сгорания размером 81х53 мм, объемом 34,3 смз – для моторов 1,8 л.
Внимание! В продаже попадаются головки 21011, замаскированные под 21213 со специально отфрезерованной ступенькой. На двигателе 1,7 л такая головка неизбежно вызовет детонацию в цилиндрах, а со временем и выход мотора из строя, поэтому при покупке обязательно проверяйте длину и ширину камер. Кроме того, на подделках обычно стоят седла клапанов старого образца высотой 7 мм, тогда как на всех головках 21213 и 2130, а также на головках 21011 последних двух лет выпуска должны стоять унифицированные седла высотой 9 мм Болт головки блока: а – 2108-1003271 длиной 135 мм (без учета длины головки) – для всех 8-клапанных моторов автомобилей семейств 2108 и 2110, а также двигателя “Оки”; б – 2130-1003271 длиной 120 мм, изготовленный на ОПП простым подрезанием резьбовой части – для двигателей “нив” объемом 1,8 л
Читать еще:  Почему не работает тахометр на калине

Высоту блока измеряют, как показано на фото: она равна расстоянию между плоскостями разъемов с головкой блока и с крышками коренных подшипников коленвала. Изменять фазы газораспределения не стали, поэтому распредвал не отличается от обычного, который ставят на крупносерийные моторы “1700”.

Но головка блока, разумеется, своя, с увеличенным объемом камер сгорания – иначе бы степень сжатия недопустимо возросла. И поскольку длина цепи ГРМ осталась прежней, на высоком блоке применили “03” башмак натяжителя – он поменьше “213” (см. ЗР, 1998, № 9, с. 222), а заодно и “03” успокоитель – то есть металлический вместо пластмассового. А вот три прокладки под распределитель завод ставит зря (видимо, “по инерции”): ведь блоку 2130, подросшему до высоты обычного “03”, вполне достаточно одной – шлицы в шестерне привода маслонасоса и так хлипкие, зачем же уменьшать длину их зацепления. Внешне машины с мотором ВАЗ-2130 частенько “замаскированы” под обычные “Нивы” с двигателем ВАЗ-21213, видимо, шильдиков “1.8” на заводе не хватает, и в ход идет индекс “1.7”.

Коленчатый вал: а – 21213-1005015 с радиусом кривошипа 40 мм, лыской под звездочку ГРМ на носке и двумя масловыходными отверстиями на каждой шатунной шейке – для всех моторов «жигулей» и «нив» 1,5–1,7 л; б – 2130-1005015 старого образца с радиусом кривошипа 41,9 мм, лыской под звездочку ГРМ на носке и одним масловыходным отверстием на каждой шатунной шейке – для моторов 1,8 л; в – 2130-1005015-01 нового образца, выпускаемый с 1997 года, с радиусом кривошипа 41,9 мм, без лыски на носке и с обработанными для повышения прочности боковыми поверхностями противовесов – для моторов 1,8 л. Валы б и в взаимозаменяемы, но последний, как более надежный, предпочтительней.

Определить, какой двигатель стоит на машине, проще всего по номеру, набитому на отфрезерованной поверхности блока над масляным фильтром – верхняя строка и обозначает модель, например 2130. В запчасти блоки цилиндров поступают неклеймеными – их различают по маркировке краской.

Не лучше обстоит дело и с сопроводительной документацией – в прилагаемом к “Ниве” “Руководстве по эксплуатации” перечислены лишь двигатели ВАЗ-2121 (карбюраторный, 1,6 л), ВАЗ-21213 (карбюраторный, 1,7 л), ВАЗ-21214 (впрысковый, 1,7 л) и “Пежо-XUD9L” (дизель). Единственное упоминание о моторе 1,8 л есть в инструкции к еще более редкому детищу ОПП – мини-вэну ВАЗ-2120.

Как видно из таблицы, возросший по сравнению с двигателем 21213 на 80 см з рабочий объем ненамного повысил номинальную мощность мотора, зато заметно снизил обороты, при которых она достигается, и все это на фоне 10-процентного увеличения крутящего момента. Поэтому ездить на 1,8-литровой “Ниве” ощутимо приятнее – даже в городе часто пользуешься V передачей, и мотор уверенно “выкручивает” с самых низов. На фото показаны отличия оригинальных деталей двигателя ВАЗ-2130 от тех, что применяются на крупносерийных моторах “Жигулей” и “Нив”.

Маркировка поршней ваз 21213

1. Очистите от нагара днище поршня шабером (можно изготовить из старого напильника).

2. Очистите от нагара канавки под поршневые кольца, обломком старого компрессионного кольца, вращая его.

Читать еще:  Нива с экспедиционным багажником фото

3. Осмотрите поршни, шатуны, крышки: на них не должно быть трещин.

4. Осмотрите вкладыши.

Если на рабочей поверхности обнаружите риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми.

5. Измерьте диаметр поршней в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 52,4 мм от днища поршня.

По результатам замеров определите зазор между поршнем и цилиндром и при необходимости подберите новые поршни к цилиндрам.

Расчетный зазор между поршнем и цилиндром (для новых деталей) составляет 0,05–0,07 мм.

Его определяют промером цилиндров и поршней и обеспечивают установкой поршней того же класса, что и цилиндры.

Максимально допустимый зазор (при износе деталей) 0,15 мм.

Если у двигателя, бывшего в эксплуатации, зазор превышает 0,15 мм, необходимо подобрать поршни к цилиндрам: зазор должен быть максимально приближен к расчетному.

Вставьте смазанный моторным маслом палец в отверстие бобышки поршня.

Палец свободно вращается в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.

По наружному диаметру пальцы делятся на три категории через 0,004 мм.

Категория указывается краской на торце пальца: 1-я (синяя метка) – 21,982–21,986 мм; 2-я (зеленая метка) – 21,986–21,990; 3-я (красная метка) – 21,990–21,994.

Палец должен плотно, но без заедания входить в отверстия бобышки и шатуна от усилия большого пальца.

Поверните поршень осью пальца вертикально. Палец не должен выпадать из бобышки.

Выпадающий из бобышки палец замените другим, следующей категории.

Если в поршне палец третьей категории, замените поршень с пальцем.

Проверьте плоским щупом зазор по высоте между канавками в поршне и кольцами, вставляя кольцо в соответствующую канавку

Номинальный (расчетный) зазор составляет:

– для верхнего (первого) компрессионного кольца 0,04–0,07 мм;

– для второго компрессионного кольца 0,03–0,06 мм;

– для маслосъемного кольца 0,02–0,05 мм.

Предельно допустимые зазоры при износе – 0,15 мм.

Проверьте плоским щупом зазор в замке колец, установив кольцо в цилиндр на глубину около 50 мм

Чтобы установить кольцо без перекоса, продвиньте кольцо вглубь цилиндра поршнем

Зазор должен составлять 0,25–0,45 мм для всех новых колец.

Предельно допустимый при износе зазор – 1,0 мм.

Если зазор недостаточный, спилите стыковые поверхности кольца.

Если зазор превышает допустимый, замените кольцо.

11. Поршни к цилиндрам подбираются по классам.

Класс диаметра цилиндра, обозначаемый буквами, клеймится на нижней плоскости блока цилиндров (плоскость крепления поддона картера).

12. Классы диаметров юбки поршня, и отверстия под поршневой палец маркируются на его днище

При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня или шатуна с усилием руки и не выпадал из них при вертикальном положении пальца.

(Не путать со сборкой ШПГ на классике, где применяется подогрев шатуна при запрессовке поршневого пальца!).

Маркировка поршней ваз 21213

2.8.1. Особенности устройства

Основные размеры шатунно-поршневой группы

Маркировка поршня и шатуна

1 – стрелка для ориентирования поршня в цилиндре;
2 – ремонтный размер;
3 – класс поршня;
4 – класс отверстия для поршневого пальца;
5 – класс шатуна по отверстию для поршневого пальца;
6 – номер цилиндра

Места, на которых допускается удалять металл при подгонке массы верхней и нижней головок шатуна

Поршень – алюминиевый литой. При изготовлении строго выдерживается масса поршней. Поэтому при сборке двигателя подбирать поршни одной группы по массе не требуется.

По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D, Е) через 0,01 мм. Наружная поверхность поршня имеет сложную форму. По высоте она коническая, а в поперечном сечении – овальная. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 55 мм от днища поршня.

Читать еще:  Покупка б/у авто в Москве, все уловки и разводы площадок и продавцов

По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса (1, 2, 3) через 0,004 мм. Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня (см. рис. Маркировка поршня и шатуна).

Поршни ремонтных размеров изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. На днищах этих поршней ставится маркировка в виде треугольника или квадрата. Треугольник соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 мм, а квадрат – на 0,8 мм.

Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.

Поршневой палец – стальной, полый, плавающего типа, т.е. свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна. Палец фиксируется в поршне двумя стальными стопорными кольцами.

По наружному диаметру пальцы подразделяются на три класса через 0,004 мм. Класс маркируется краской на торце пальца: синяя метка – первый, зеленая – второй, а красная – третий класс.

Поршневые кольца – изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо – с хромированной бочкообразной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа. Маслосъемное кольцо – с хромированными рабочими кромками и с разжимной витой пружиной (расширителем).

На кольцах ремонтных размеров ставится цифровая маркировка «40» или «80», что соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 или 0,8 мм.

Шатун – стальной, кованый. Шатун обрабатывается вместе с крышкой и поэтому они в отдельности невзаимозаменяемы. Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на них клеймится номер 6 (см. рис. Маркировка поршня и шатуна) цилиндра, в который они устанавливаются. При сборке цифры на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны.

В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм (так же, как и поршни). Номер 5 класса клеймится на верхней головке шатуна.

По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы (см. табл. Классы шатунов по массе верхней и нижней головок), маркируемые краской на стержне шатуна. На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе. Подгонять массу шатунов можно удалением металла с бобышек на головках до минимальных размеров 16, 5 и 35,5 мм (рис. Места, на которых допускается удалять металл при подгонке массы верхней и нижней головок шатуна).

Классы шатунов по массе верхней и нижней головок

Масса головок шатуна, г

Класс Цвет маркировки верхней нижней 186 ± 2 519 ± 3 A Белый 525 ± 3 B Голубой 531 ± 3 C Красный 190 ± 2 519 ± 3 D Черный 525 ± 3 E Фиолетовый 531 ± 3 F Зеленый 194 ± 2 519 ± 3 G Желтый 525 ± 3 H Коричневый 531 ± 3 I Оранжевый

ВАЗ-21213 (Нива). Подбор поршня к цилиндру

Расчетный зазор между поршнем и цилиндром (для новых деталей) равен 0,025–0,045 мм. Он определяется промером деталей и обеспечивается установкой поршней того же класса, что и цилиндры. Максимально допустимый зазор (при износе деталей) – 0,15 мм.

Если у двигателя, бывшего в эксплуатации, зазор превышает 0,15 мм, то необходимо заново подобрать поршни к цилиндрам, чтобы зазор был возможно ближе к расчетному.

В запасные части поставляются поршни классов А, С, Е. Этих классов достаточно для подбора поршня к любому цилиндру при ремонте двигателя, так как поршни и цилиндры разбиты на классы с небольшим перекрытием размеров. Например, к цилиндрам классов В и D может подойти поршень класса С.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector