Avto-love.ru

Характеристики втягивающего реле стартера

Втягивающее реле стартера: устройство, назначение, возможные неисправности и ремонт

Стартер – это один из основных узлов любых двигателей. От того, исправен ли он, зависит запуск мотора. Если на автомобиле, оснащенном механической коробкой передач, в случае выхода стартера из строя можно запустить мотор народным способом «с толкача», то на машинах, оснащенных АКПП, при нефункционирующем стартере проделать такую операцию невозможно.

Важно следить за тем, чтобы стартер всегда находился в исправном состоянии. Один из важных узлов – втягивающее реле стартера. Наверное, каждый сталкивался с неисправностью, когда при повороте ключа в замке зажигания из-под капота раздаются щелчки, а привычных звуков вращения нет. Это говорит о том, что втягивающее реле вышло из строя. Давайте рассмотрим, как оно устроено, для чего необходимо, как его ремонтировать.

Принцип действия

Одним из первых стартеров было устройство, разработанное и собранное Чарльзом Каттерингом еще в начале прошлого века. Изначально этот агрегат представлял собой обыкновенный электрический мотор. В этом устройстве втягивающее реле стартера отсутствовало, а после запуска двигателя электромотор переходил в режим работы генератора.

Позже известный изобретатель и специалист в области автомобильной промышленности Винсент Бендикс предложил стартер, оснащенный специальным реле. Схема и устройство этого реле дошли до наших дней без каких-либо серьезных изменений.

Этот механизм представлял собой электрический двигатель, втягивающее реле стартера, вилку, а также бендикс или опережающую шестерню.

При запуске двигателя на реле подается напряжения от АКБ с замка зажигания или через дополнительные пусковые реле. После срабатывания за счет электромагнитной индукции замыкались специальные контактные пятаки. Благодаря этому на электромотор стартера подавалось напряжение. Якорь стартера заставлял двигаться вилку, которая, в свою очередь, толкала муфту холостого хода вместе с шестерней. Последнюю в честь создателя называют бендиксом. Деталь входила в зацепление с зубцами на венце маховика, и двигатель запускался.

Назначение

Втягивающее реле стартера выполняет две важные функции. Это создание электрического контакта для запуска электромотора и приведение бендикса в движение для последующего его зацепления с маховиком двигателя.

Устройство

Реле состоит из следующих элементов. Так, механизм собран в корпусе. В нем находятся две обмотки – это удерживающая и втягивающая. Иногда эти обмотки могут быть совмещены в одну. Также реле имеет якорь и сердечник. Первый оснащен возвратной пружиной. Кроме этого, устройство оснащено вилкой, штоком, демпферной пружиной, контактной пластиной, болтами и пятаками.

Всю основную работу в этом реле выполняет якорь с обмоткой. После поступления электрического импульса с аккумуляторной батареи внутри возникает электромагнитное поле, заставляющее якорь двигаться вдоль трубки. Когда импульс перестает подаваться, якорь выходит из сердечника.

Возвратная пружина реле сжимается, как только на нее начинает воздействовать якорь. Вместе с ходом пружины начинает вращаться бендикс.

Магнит с обмотками внутри реле – это не что иное, как пара катушек с различными свойствами. Одна из них выполняет только втягивающую роль и подключена к электрическому мотору, другая – только удерживающая и подключается к управляющему выводу.

На якорь в момент запуска воздействует магнитное поле второй катушки. Оно не дает ему выйти из сердечника.

Типичные неисправности

Среди всех проблем, которые случаются со стартером, большая часть связана именно с этим тяговым реле. Рассмотрим самые типичные неисправности.

В процессе работы стартер испытывает огромные нагрузки. Чаще всего он устанавливается в нижней части двигателя. Это зона, в которую попадает большое количество пыли и грязи, воды, других жидкостей. Конструктивно втягивающее реле объединяется с корпусом стартера. Если учесть место нахождения реле, то оно также испытывает серьезные нагрузки. Пусковые токи при запуске двигателя могут доходить до 500 А и выше. Это ведет к разрушению контактных пятаков, контактной пластины и контактных болтов.

Среди основных неисправностей можно выделить обрывы, разрушение или выгорание обмоток. Также нередко разрушаются контактные зоны на пятаках и контактной пластине. Горят зажимы контактных болтов. Нередко ломается вилка, залипает шток реле или якорь. Разрушаются пружины.

Симптомы неисправностей

Каждая неисправность имеет определенные симптомы, по которым их можно выявлять. К примеру, если из строя вышли обмотки, то стартер не будет срабатывать. Разрушенные контактные зоны можно диагностировать по тому, что элемент будет работать «через раз». Если обламывается вилка, то втягивающее реле стартера щелкает, стартер не крутит или крутит, но опять же – не всегда. О залипшем якоре или штоке, сломанных пружинах скажет заедание бендикса при запуске двигателя. Эта неисправность может быть довольно опасной – так можно повредить маховик.

Как проверить втягивающее реле?

Тяговое реле стартера в большинстве моделей находится непосредственно на корпусе стартера. Чаще всего деталь можно найти вверху или сбоку. К этому узлу можно добраться, если есть хороший доступ к стартеру. В большинстве случаев они установлены в месте под выпускным коллектором. Но есть автомобили, где стартер располагается спереди.

Читать еще:  Штуцер топливный быстросъемный на ваз 2110

Проверять реле следует, начиная с измерений сопротивления мультиметром. В некоторых старых авто напряжение на обмотку подается с замка зажигания. При помощи мультиметра замеряют и прозванивают обмотку. В современных моделях автомобилей питание подается через реле ЭБУ. Оно устанавливается в блоке предохранителей. Для проверки втягивающего реле стартера «Рено» и других моделей лучше предварительно ознакомиться с электрической схемой.

Данную операцию можно провести и около стартера. К нему подходят два провода – один толстый от АКБ, а второй – более тонкий и подключен к реле на стартере. Сопротивление между выводом реле и массой должно находиться в диапазоне от 0,5 до 5 Ом. Однако здесь имеется один нюанс. В большинстве автомобилей в цепь реле включен и электродвигатель, а если в нем изношены щетки, то контакт будет утерян – реле не будет прозваниваться. Если до проверки стартер работал, то нужно по нему хорошо постучать.

Диагностика реле без мультиметра

Можно проверить втягивающее реле стартера ВАЗ-2107 и без мультиметра. Для этого понадобится демонтировать механизм. Затем к нему подключают провода и соединяют их с АКБ. Одним проводом соединяют плюсовой контакт аккумулятора с соответствующим контактом на стартере.

То же самое проделывают и с минусовым выводом. Остается только коснутся минусовым проводом к корпусу устройства. Если во втягивающем будет слышен характерный щелчок, то оно находится в исправном состоянии. Если щелчка нет, тогда поможет замена втягивающего реле стартера ВАЗа.

Ремонт

Различные производители могут укомплектовывать стартер разборными или неразборными реле. В случае если разобрать узел не представляется возможным, то его просто меняют. Для этого нужно всего лишь открутить два болта.

Если реле разборное и если при проверке не срабатывает втягивающее реле стартера, то можно попробовать его отремонтировать. Ремонтные работы заключаются в следующем.

Первым делом откручивают крепления на передней крышке. Затем опаивают концы обмотки. После снятия крышки можно получить доступ к источникам проблемы – это могут быть силовые контакты. Если они изношены, то их следует заменить. Если контакты подгорели, то их шлифуют.

Именно так производится ремонт втягивающего реле стартера своими руками. Дальше остается только собрать узел, установить его на стартер и проверить работу.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет втягивающее реле стартера и как оно действует. Как видите, проверить работу данного элемента можно своими руками. Без помощи специалистов также получится выполнить и ремонт втягивающего реле.

Втягивающее реле стартера: что это и как проверить его работу

Втягивающее реле автомобильного стартера представляет собой электромагнит системы зажигания, выполняющий сразу 2 функции. Первая его функция — приближение шестерёнки бендикса в стартере к зубцам венца маховика. Второй функцией является возврат этой шестерни в изначальную позицию после запуска мотора. Неисправность втягивающего реле создаёт риск того, что автомобильный двигатель просто не удастся завести. Возможных причин неисправности реле насчитывается немного.

По какому принципу функционирует втягивающее реле

Перед переходом к собственно неисправностям и способам их исправления следует рассмотреть само устройство этого реле и принцип его работы. Прежде всего следует сказать, что в основе данной детали лежит обычный электромагнит, который включает 2 обмотки (втягивающую и удерживающую), также конструкция реле включает схему подключения к стартеру и сердечник, оборудованный возвратной пружиной.

Во время поворота ключа в замке зажигания происходит подача напряжения от автомобильного аккумулятора на обмотки реле. В результате возникает электромагнитное поле, передвигающее сердечник, который расположен в корпусе. Сердечник осуществляет сжатие возвратной пружины. Вследствие этого происходит сдвиг противоположного конца “вилки” к маховику. Во время этих процессов шестерня, которая соединена с бендиксом, выталкивается наружу, пока не произойдёт её зацепление с маховиком (его венцом). Следствием зацепления становится замыкание контактов на встроенной схеме включения автомобильного стартера. Затем происходит отключение втягивающей обмотки, а сердечнику придаётся зафиксированное положение с помощью продолжающей работать удерживающей обмотки.

Когда мотор будет выключен ключом в замке зажигания, сразу прекратится подача напряжения на реле. Якорь возвращает своё первоначальное положение. Бендикс и вилка, которые соединены с ним, изменяют своё положение, заключающееся в их зацеплении с маховиком. Поломку втягивающего реле можно считать критической, так как она приводит к невозможности запуска двигателя.

Схема втягивающего реле

Изучение схемы данной детали стартера может упростить понимание принципа работы устройства.

Читать еще:  Симптомы износа рулевой рейки

Реле имеет втягивающую обмотку, всегда подключённую к “минусу” посредством стартера. Удерживающая же обмотка реле подключена напрямую к аккумулятору. После прижимания сердечником реле рабочей пластины к болтам происходит подача на стартер “плюса” от аккумулятора. Такой же “плюс” подаётся также на выход “минуса”, имеющегося на втягивающей обмотке. В результате происходит отключение последней, а электроток продолжает передвигаться исключительно на удерживающей обмотке. Удерживающая обмотка слабее втягивающей, но её сила позволяет обеспечить постоянное удерживание сердечника в корпусе, благодаря чему двигатель может непрерывно работать. Применение двух обмоток даёт возможность добиться ощутимой экономии энергии аккумулятора при запуске мотора.

Поломка реле: причины и признаки

Внешние проявления выхода втягивающего реле автомобильного стартера из строя таковы:

  • Поворот ключа зажигания не приводит к запуску мотора либо же запустить его удаётся только после нескольких попыток.
  • Вращение стартера после запуска мотора происходит на высокой скорости. Это ощущается на слух по громкому жужжанию двигателя.

Поломка реле — одна из вероятных причин невозможности завести автомобиль. В свою очередь, возможных причин выхода втягивающего реле из строя несколько:

  • перегорание контактных пластин, находящихся во внутренней части реле (в обиходе называемых “пятаками”), снижение площади контакта и “залипание” данных пластин;
  • обрыв либо обгорание обмотки;
  • искривление возвратной пружины либо её ослабление;
  • короткое замыкание, образующееся в обмотке.

При обнаружении по крайней мере одного из этих признаков необходимо выполнить диагностику втягивающего реле.

Как проверить реле

Есть 2 способа проверки. Рассмотрим их подробнее:

  • Срабатывание реле определяется довольно легко — при запуске слышен щелчок, который издаёт двигающийся сердечник (4). Такой щелчок свидетельствует об исправности реле. В случае отсутствия щелчка можно сделать вывод о несрабатывании втягивающего реле. Если же реле щёлкает, однако стартер не вращается, причиной этого может быть подгорание находящихся в реле контактов.
  • При срабатывании реле со своеобразным дребезжанием можно констатировать наличие неисправностей в одной либо в обеих его обмотках (2, 3). В этой ситуации проверить втягивающее реле возможно при помощи омметра посредством определения сопротивления обмоток реле. Нужно достать из корпуса сердечник (4), а также возвратную пружину (5, 7, 11), затем попарно определить сопротивление, имеющееся между “массой” и обмотками. Оно должно составлять от 1 до 3 Ом. Затем необходимо вставить обратно сердечник (4), не вставляя пружину (5, 7, 11), силовые контакты (8) замкнуть и определить сопротивление, образованное между ними. Оно должно составлять от 3 до 5 Ом и определяется конкретным реле. В случае, когда измеренное значение не входит в вышеуказанный диапазон, это указывает на короткое замыкание и выход из строя обмоток реле (2, 3).

Устройство и принцип работы стартера

Большинство водителей очень быстро переходят от желания просто ездить к желанию проводить самостоятельно некоторые ремонтные работы своего авто. Для того чтобы совершенствовать свой автомобиль нужно знать принцип его работы и внутренне устройство. А приступить к изучению лучше с самого начала, то есть со стартера автомобиля – то, без чего движение ТС изначально невозможно.

Стартер, его назначение

Стартер – это устройство относительно маленьких размеров, которое, в силу своей конструкции, преобразовывает электрический поток энергии в механический. Из самого названия следует, что служит деталь для запуска двигателя.

Визуально, стартер – это небольшой мотор постоянного тока, который имеет механический привод. Он запускает первичное движение коленвала с частотой, необходимой для запуска ДВС и является обязательно составляющей электрического оборудования транспортного средства.

Если разбирать структуру стартера более детально, то можно понять, что он выглядит как четырехполюсный двигатель. Питает такой мотор аккумулятор автомобиля – сразу после поворота ключа зажигания, на клемму реле поступает ток. Мощность у элемента бывает разная, но производители предусматривают для большинства бензиновых ДВС стартеры на 3кВт. Напряжение от АКБ автомобиля значительно усиливает работу электромотора.

Поскольку, в идеале, стартер – единственный способ завести двигатель, автомобильные производители изобретают массу дополнительных функций и блокирующие механизмы для повышения безопасности при запуске двигателя и снижения риска угона.

К примеру, некоторые модели автомобиля предусматривают запуск двигателя только при выжатом сцеплении. При АКПП включение стартера происходит, только если селектор находится в положении «parking».

Виды стартеров

Среди всего спектра автомобильных деталей выделяют только два типа стартеров двигателя:

  1. Без редуктора. Не имея редуктора, такие детали обладают возможностью прямого воздействия на шестерню. Кроме того, после момента получения тока на контроллер, стартер обеспечивает более быстрое зажигание, за счет мгновенной цепкости шестерни и маховика. Такие устройства имеют большое преимущество в виде простой конструкции, легкой возможности ремонта и очень низкой вероятности поломки из-за влияния электричества. Однако среди недостатков автомобилисты выделяют иногда перебойную работу в условиях низкой температуры.
  1. С редуктором. Казалось бы, после большого списка преимуществ безредукторного стартера, выбор можно остановить, но нет. Большинство специалистов настаивают на эксплуатации стартера с редуктором. За счет последнего эффективная работа возможна, даже если заряд АКБ на исходе. Сниженная потребность тока усиливается наличием постоянных магнитов. Подобный тандем снижает вероятность проблем с обмоткой практически к нулю. С другой стороны, продолжительная эксплуатация такого устройства чревата поломками основной шестерни. Хотя чаще к этому приводит производственный брак.
Читать еще:  Новый киа рио или веста

Внутреннее устройство и особенности

ДВС генерирует энергию для работы при помощи оборотов коленвала. Другие электрические системы транспортного средства работают от этой же энергии. Чтобы запустить ТС с неподвижной точки необходимо правильное взаимодействие электродвигателя и внешнего источника – аккумулятора.

Общий тандем обеспечивается благодаря некоторым составляющим:

  • Якорь. Имеет запрессованный сердечник и несколько коллекторных пластин. Основа изготовляется из легированной стали.
  • Щетки и держатели. По ходу главного цикла, щетки способствую повышению мощности. В первую очередь, служат для подачи рабочего напряжения на набор пластин якоря.
  • Реле. Главное назначение втягивающего реле – подача питания от зажигания и выталкивание обгонной муфты. Производители предусмотрели в структуре несколько силовых контактов и специфичную перемычку.
  • Непосредственно электромотор. Включает несколько сердечников и обмотки возбуждения; имеет форму цилиндра.
  • Бендикс и шестерня. Главный рабочий механизм стартера, который перенаправляет момент вращения на венец маховика ДВС через шестерню при помощи роликового механизма. После запуска система разрывает связь венца маховика и приводной шестерни, сохраняя работоспособность всего устройства.

Подобным образом устроено большинство автомобильных стартеров, хотя могут быть некоторые отличия. В целом, если разобрать элемент, можно насчитать порядка 50 различных составляющих компонентов.

Чаще всего отличия между разными устройствами заключаются в механизме рассоединения шестерен.

В автомобилях с АКПП стартер может иметь несколько дополнительных обмоток, чтобы предотвратить запуск мотора при ходовой позиции селектора.

Принцип работы автомобильного стартера

Автомобильный стартер относится к ряду электромеханических приспособлений ТС. В основе лежит преобразование природы одной энергии в другую, и чтобы в итоге завести двигатель, происходят следующие процессы:

  1. Ток попадает на обмотку тягового реле после прохождения по реле стартера, исключительно после замыкания контакта замка зажигания.
  2. Якорь взаимодействует с бендиксом. Через втягивающее реле внутри мотора бендикс заставляет венец маховика и шестерню сцепиться.
  3. При достижении верхней точки, контакты взаимодействуют для передачи напряжения к обмотке стартера.
  4. Движение вала провоцирует запуск ДВС. В момент, когда скорости маховика и вала отличаются в положительную сторону, зацепление прекращается и бендикс возвращается в стартовую позицию за счет пружины.
  5. Подача энергии прекращается при повороте ключа.

С виду может показаться, что механизм работы стартера достаточно запутан, но это чувство преследует водителя до первого самостоятельного ремонта элемента.

Возможные проблемы стартера

Естественно, что на стартер приходится гораздо меньше нагрузки, чем на многие другие узлы транспортного средства, но даже при лояльных нагрузках полностью исключить вероятность поломки невозможно.

  • Стартер «отказывается» запускаться. Причин для такого поведения устройства может быть несколько, и все они напрямую связаны с внутренней конструкцией элемента – неисправности реле, нарушение контактов или обмотки.
  • Медленное движение коленвала. Возможной основой для замедленного вращения вала может стать повышенная вязкость масла, снижение заряда внешнего источника питания или окислением контактов проводов.
  • Вращение якоря не приводит в движение коленчатый вал. Скорее всего, подобная неприятность возникает из-за буксировки муфты свободного хода привода или помехи в передвижении элемента по винтовой нарезке вала.
  • Скрежет шестерни. За нехарактерным поведением шестерен стоит неправильно отстроенное замыкание контактов или задиры на зубчиках венца маховика ДВС. Маловероятной, но все-таки причиной, может быть ослабление пружины привода.
  • Излишне продолжительная работа стартера. Специалисты считают, что причина кроется в заедании замка зажигания или обмотки в структуре стартера, неправильная работа контактов.
  • Усиление шума. Нехарактерные громкие звуки появляются по причине ослабевания креплений деталей стартера или из-за медленного выхода шестерни из зацепления.

Проблем в работе стартера лучше не допускать. Естественно, что практически любую его поломку можно компенсировать грамотным ремонтом, но правильнее будет приобрести новое исправное устройство, не стараясь при этом сэкономить на стоимости элемента.

Чтобы разбираться в пусковой системе автомобиля, необходимо не только знать устройство стартера, но и разбираться в его технических характеристиках: напряжение, мощность, потенциальная скорость движения вала, величина крутящего момента и необходимый ток. Естественно, что любые знания лучше закрепить практикой. Для начала можно ознакомиться с некоторыми видео в сети:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector