Avto-love.ru

Электросхема подключения вентилятора охлаждения

Электросхема подключения вентилятора охлаждения

Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя

Все нижеописанное делалось на карбюраторной зубилке со старым ЧЯ, высокой панелью и венгерской комбинацией приборов.

Основные задачи доработки – получить индикацию работы, возможность принудительного включения и работы, вне зависимости от положения ключа зажигания, электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя и, самое главное, сделать это красиво.

Данный вариант является практически беззатратным и идеологически правильным: &quot. Для принудительного включения вентилятора достаточно замкнуть на корпус контакт 6.9 черного ящика, а плюс при включении вентилятора радиатора появляется на контакте 5.5 черного ящика. “ (цитата из FAQ по переднеприводным автомобилям).

В качестве индикатора включения вентилятора удобно использовать свободную лампочку “CHECK ENGINE” (контакт 11 белой колодки комбинации приборов). По смыслу тоже подходит. 🙂

Выключатель можно установить в любое удобное для место, например, на место выключателей подогрева передних сидений или омывателя фар.

Данный вариант является более затратным и трудоемким, чем первый, но более изящным и красивым. Заодно позволяющий избавится от проблемы “восьмого предохранителя”.

Снимаем накладку комбинации приборов. Подробнее о процессе снятия элементов панели приборов можно прочитать в FAQ, посмотреть на сайте фирмы “Noisebuster” или в журнале ЗР, 1999, #10.

1 – датчик включения вентилятора 2 – вентилятор, 3 – ЧЯ, 4 – выключатель, 5 – индикаторная лампочка

Новое реле включения вентилятора с кронштейном для крепления можно поставить в салоне или в моторном отсеке. Я установил его в салоне, под торпедой. Частично используя штатную проводку, выполнил соединения компонентов согласно схемы. Внимание: силовые провода (на схеме показаны толстыми линиями) обязательно должны иметь большое сечение. Провода в салон проложил через резиновую заглушку корректора фар. В качестве лампочки индикации включения вентилятора я использовал контрольную лампу “CHECK ENGINE” КП. Для защиты контактов датчика включения вентилятора от ЭДС впаял между его контактами диод КД212.

“Синий” – так провода были проложены до переделки. “Красный” – а так после.

В ЧЯ, между контактами 87 и 30 реле К9 установил перемычку, которую изготовил из двух клемм “папа” и куска толстого медного провода. Это необходимо для того, чтобы цепи электродвигателя и обмотки реле его включения были защищены предохранителем. На все контактные соединения нанес смазку для контактов.

В процессе работы разобрал, почистил и смазал моторчик вентилятора, изменил схему прокладки проводов от электродвигателя вентилятора, вместо 4-х лопастной крыльчатки установил 8-и лопастную от ВАЗ-2110. После ее установки, субъективно, увеличился поток воздуха проходящего через радиатор, значительно снизились низкочастотный аэродинамический шум и вибрации при работающем вентиляторе. Но низкочастотная вибрация, передаваемая на кузов, осталась. Отчасти это связано с отсутствием одного из креплений кожуха вентилятора к радиатору (при разборке, из-за закисшеей резьбы, была частично удалена площадка крепления на радиаторе).

3 августа 2001 г.

Вышеописанная схема успешно эксплуатировалась более 1,5 лет и никаких неисправностей в процессе работы не возникало. Включение вентилятора хорошо контролируется визуально и на слух (т.к. реле включения установлено в салоне).

В процессе эксплуатации авто состояние ЧЯ стало внушать некоторые опасения и я решился его поменять. Вариант приобретения ЧЯ или плат старого образца не имел для меня смысла из-за неудачной конструкции держателей предохранителей. По финансовым соображением невыгодным был признан и вариант приобретения модернизированного ЧЯ старого образца с флажковыми предохранителями. Единственный оставшийся вариант – установка ЧЯ нового образца (2114-3722.010).

Читать еще:  Электрокары в россии 2018
Размер файла со схемой 47Кб.

Как и предполагалось установка нового устройства прошла без осложнений. На этом можно было бы и закончить, но тут мне захотелось нечто большего – сделать более элегантной конструкцию принудительного включения вентилятора и индикации. После недолгого созерцания электрических схем ЧЯ нового образца и автомобиля, решил использовать в качестве реле включения вентилятора реле стеклоподъемника К3 (обозначение по http://www.samara-faq.auto.ru). Единственное “неудобство” которое меня поджидало – данное реле имело положительное управление, в отличие от отрицательного в существующей схеме.

Моторный отсек. Изменяем подключение диода на клеммах датчика включения вентилятора. Массовый провод датчика включения вентилятора установленного на радиаторе отсоединяем (откусываем) от клеммы в колодке правой блок-фары, припаиваем на него кольцевую клемму и подсоединяем ее к выводу 30 генератора (бортовое напряжение +12В). По хорошему в эту цепь надо врезать предохранитель на 1А.

Салон. В колодке Ш4 (красного цвета) удаляем оранжевый провод соединяющий контакты Ш4.3 и Ш4.8.

Следует отметить, что второй вариант без переделок может быть реализован и для ЧЯ других типов.

Я надеюсь, что вы дочитали до этого места.Весь описанный выше колхоз с изменением штатной проводки вентилятора повторять не надо! Понятно? Да? “А что же делать?!” – спросите вы. А вот что.

Электрическая cхема. Правильный вариант

Реле размещено за левой головной фарой. там есть несколько подходящих отверстий.

Устройство кулера компьютера.

Устройство кулера или как работает вентилятор обдува?

В статье описывается принцип работы и устройство вентилятора компьютера/ноутбука. Не сказал бы, что содержание статьи окажется жизненно необходимым для пользователей, однако небольшой мастер-класс по устройству начинки вашего программно-цифрового друга не помешает никому.

Итак, есть компьютер – значит есть и система охлаждения некоторых компонентов. В том числе и активная, которая подразумевает ряд приспособлений для принудительного теплоотвода. А значит, как минимум несколько шумящих вентиляторов в компьютере гарантировано. Какие типы вентиляторов обдува электронных компонентов бывают, вам известно по статье Кулер: основные понятия. Сейчас речь о его начинке.

Где можно обнаружить богатейший выбор вентиляторов для вашего компьютера или ноутбука? На АлиЭкспресс представлен самый широкий выбор кулеров, в том числе для любой видеокарты и одиночного одиночного радиатора. С таким выбором можно поставить под охлаждение ЛЮБОЕ устройство внутри ПК. Зачем переплачивать “продавалам”, если всё то же самое можно приобрести прямо сейчас, лишь немного подождав? Убедитесь в этом сами прямо сейчас

Устройство кулера: разбираем.

Большинство вентиляторов поддаются демонтажу и ревизии. Снимем наклеенный шильдик со стороны проводов, открыв доступ к пластиковой/резиновой заглушке, которую и извлекаем:

Подцепим пластмассовое или металлическое полукольцо любым предметом с острым концом (нож канцелярский, часовая отвёртка с плоским шлицем и т.п.) и снимаем с вала. Взору открывается моторчик, работающий от постоянного тока по бесщёточному принципу. На пластиковой основе ротора с крыльчаткой по кругу вокруг вала закреплен цельнометаллический магнит, на статоре – магнитопровод на медной катушке. При подаче напряжения на статор вал кулера начинает вращаться. Номинал напряжения – 12 Вольт:

жало отвёртки приклеилось к цельнометаллическому магнитопроводу

Щёточных механизмов для кулера я не видел. Есть подозрение, что у всех таких вентиляторов бесщёточный механизм вращения: это, всё-таки, надёжность, экономичность, низкая шумность и возможность регулировки. Но перед тем, как перейти к электрической схеме, вспомним, что кулеры бывают нескольких типов по принципу подключения:

Читать еще:  Корзина сцепления в сборе ваз 2107 цена

Однако помните. Если, например, вас заинтересует установленный внутри датчик, кулером, скорее всего, придётся пожертвовать. Почти все эти устройства неремонтопригодны.

Устройство кулера 2-pin

Простейший кулер с двумя проводами. Наиболее частая цветность: чёрный и красный . Чёрный – рабочий “минус” платы, красный – питание 12 В . Его, кулера, назначение – дуть что есть сил по принципу “включился-выключился”:

  • катушки создают магнитной поле, которое заставляет ротор крутиться внутри магнитного поля, создаваемого магнитом
  • датчик Холла оценивает вращение (положение) ротора.

Некоторые из таких кулеров ещё выпускаются и с 4-х пиновым молекс-разъёмом, подразумевая возможность питаться напрямую от блока питания.

Устройство кулера 3-pin

Это – наиболее распространённый тип обдувальщика. Если с минусом и 12 вольтовым проводами вы знакомы, то здесь появляется третий, “тахо”-проводок. Он садится напрямую на ножку датчика, и схема принимает вид:

Да, в своё время это была настоящая инновация – отслеживать скорость оборотов машины. Пригодилась она и пользователям компьютеров. И вот здесь в цветности проводов начинается разнобой, в котором, впрочем, есть тенденции. Мне почти всегда встречались кулеры с такой цветностью проводов на разъёме:

Устройство кулера 4-pin

Самый модерновый вариант. Здесь скорость вращения можно не только считывать, но и изменять. Это делается при помощи импульса от материнской платы. Теоретически регулироваться могут все кулеры, но этот представитель способен в режиме реального времени возвращать информацию на тахогенератор (3-х штырьковый на это уже физически неспособен, так как датчик и контроллер сидят на одной ветке питания). Если вы пустите сигнал на датчик и тахо, они просто уйдут в параллель и процесс регулировки и считывания будет некорректным. Так что только 4 штырька под “отдельно стоящие” сигналы:

Распиновка коннекторов кулеров также может различаться:

Управляемый скоростью сигнал от материнской платы обычно 5 В имеет пульсирующий характер; иначе он садится на корпус.

Вентилятор с кнопки ВАЗ 2106

Как сделать включение вентилятора с кнопки на Ваз-2106 – актуальный вопрос в жаркое время года. Между тем, сделать такую доработку не так уж и сложно.

На ВАЗ-2106 существуют вентиляторы охлаждения двух видов. На старых «шестерках» они были механические с приводом от коленвала двигателя, а на машинах поновее – с электрическим двигателем и датчиком автоматического включения. Механический вентилятор надежнее в жару, но совершенно не нужен зимой, поэтому его и вытеснил электрический «собрат».

Вторая кнопка обогрева стекла на самом деле включает вентилятор охлаждения двигателя

Электрический вентилятор охлаждения на «шестерке» включается за счет срабатывания датчика, установленного в главном радиаторе. Но часто этот датчик отказывает и тогда есть угроза перегрева двигателя. Именно поэтому стоит сделать кнопку включения вентилятора в салоне ВАЗ-2106. Как сделать такую систему?

Смысл такой доработки в том, чтобы провести параллельно заводской электролинии свою собственную и «по пути» поставить кнопку в салоне. Что понять, как это должно работать, рассмотрим подробнее принцип работы вентилятора охлаждения на классике.

Датчик включения вентилятора завернут в правый (по ходу движения автомобиля) бачок главного радиатора снизу. Он чисто механический, то есть, никакой электроники внутри нет. При нагреве тосола в радиаторе до определенной температуры (датчики бывают разные, но, в среднем, это 92 градуса), внутри датчика замыкаются контакты и напряжение подается на реле включения вентилятора.

Читать еще:  Почему в машине пахнет тухлыми яйцами

Это реле обычное с четырьмя контактами, стоит на левом крыле под капотом. Оно там одно. При подаче напряжения с датчика, реле замыкает силовую цепь и подключает двигатель вентилятора. Если интересно, как происходит данный процесс, почитайте, как работает реле в автомобиле.

Чтобы организовать включение вентилятора охлаждения двигателя с кнопки в салоне, нужно получить возможность подавать напряжение на реле напрямую, обходя датчик в радиаторе. Для этого потребуется около семи метров провода, клеммы «мама-папа», изолента, плоскогубцы и отвертки.

На неработающем двигателе снимаем с датчика включения вентилятора один из двух проводов и откусываем его клемму. Зачищаем краешек провода, и зажимаем в новую клемму заводской провод и свой, который впоследствии проведем в салон. Надежно обжимаем клемму, изолируем ее изолентой или надеваем стандартную заводскую резинку и надеваем на датчик.

Теперь вдоль заводского жгута проводов, который проложен по правому крылу, ведем свой провод к моторному щиту – перегородке между капотом и салоном. При этом нужно сделать так, чтобы провод не попал в ремень генератора и не мешал потом каким-либо работам в капоте, например, снятию аккумулятора. Чтобы провести провод в салон, есть два варианта. «Официально» провода проходят через моторный щит в левом углу капота и попадают в салон под приборной панелью, но чтобы протащить туда провод, нужны неимоверные ухищрения. Поэтому можно поступить проще и просверлить отверстие в моторном щите в районе бардачка. Провод при этом попадает в бардачок и после этого проводится под торпедой к приборке. Почитайте, как провести провода под торпедой.

При включении кнопки вентилятора в ней зажигается оранжевый сигнализатор

После того, как вы провели провод под приборку, нужно подготовить отверстие под установку клавиши и выбрать саму клавишу. Если не выбиваться из общего интерьера, то можно взять клавиша подогрева заднего стекла от классики и установить ее рядом с кнопкой включения габаритов. Чтобы сделать отверстие в приборке под новую кнопку придется постараться. Процесс подготовки подобных отверстий, подробно описан в статье Как установить кнопку в машине.

Когда отверстие под кнопку будет готово, подключаем саму клавишу. Ее нужно подключить по приведенной схеме. Данная схема позволяет не только включать вентилятор, но и зажигает внутри клавиши оранжевый сигнализатор.

После того, как клавиша будет подключена и установлена в новое отверстие, остаток провода нужно провести обратно к датчику в радиаторе и точно так же подключить его через новую клемму ко второму заводскому проводу датчика. Получилась параллельная схема.

Теперь включаем аккумулятор, зажигание и нажимаем на кнопку. Если все сделано правильно, то вентилятор охлаждения включится при любой температуре двигателя. Происходит это потому, что теперь ток может проходить не через датчик, а в обход его по новым проводам. Нажатием кнопки мы как бы имитируем срабатывание датчика в радиаторе и соответственно не зависим от его работоспособности.

Включение вентилятора охлаждения двигателя с кнопки в салоне – очень удобная штука. Однако полагаться на нее полностью, заменяя ею автоматическое включение, не всегда удобно, потому что придется постоянно следить за температурой двигателя. В условиях, например, большого города часто смотреть на приборы просто некогда, поэтому лучше использовать построенную систему как вспомогательную, которая придет на помощь при внезапном выходе заводского датчика из строя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector