Наверное, каждый автовладелец сталкивался с проблемой, когда завести двигатель не получается. Как показывает практика, часто причиной неисправности является именно стартерное устройство, которое отказывается работать. Подробнее о том, как производится диагностика и ремонт стартеров, вы сможете узнать из этого материала.
Основные неисправности
По факту основные неисправности стартера могут быть «замаскированы» под поломки других узлов машины. Так что перед тем, как разбирать и перебирать свой неисправный узел необходимо уже после того, как вы точно убедитесь в его неработоспособности.
Чтобы определить тип поломки, ниже приведены основные признаки неисправности стартера:
При повороте ключа слышен щелчок, при этом якорь механизма не вращается. Если это действительно проблемы со стартером, то АКБ будет заряжена.
Ремонт стартеров и генераторов может осуществляться в том случае, если электродвигатель будет медленно прокручивать коленчатый вал, при этом сам силовой агрегат не сможет завестись. Сопутствующим признаком проблемы будет повышенный разряд батареи.
Перебрать разобранный узел необходимо в том случае, если попытка запуска мотора сопровождается сторонними звуками — скрежетом, скрипом и т.д. Разумеется, это может быть связано с работой других узлов, в том числе генератора.
Устройство греется. Чтобы понять, греется узел или нет, к нему необходимо получить доступ. Греться механизм может по разным причинам, но его перегревание всегда указывает на неисправность.
Схема подключения механизма к АКБ и замку зажигания
Чтобы не допустить выхода из строя узла, периодически должно осуществляться техническое обслуживание стартера. Блокировка стартера может произойти по разным причинам, поэтому ТО — это неотъемлемая часть процесса.
Что касается непосредственно поломок, то они могут быть такими:
на валу якоря заел привод;
тяговое реле работает нестабильно;
контакты на этом реле могли залипнуть;
вышла из строя обратная пружинка — речь может идти как о муфте свободного хода, так и о выключателе зажигания;
вышли из строя подшипниковые элементы механизма;
износились шейки на валу якоря;
ослабли винты фиксации устройства, в результате чего узел работает под вибрацией;
произошло повреждение зубчиков конструкции;
внутри самой конструкции ослаб фиксатор полюса, что привело к тому, что его стал задевать якорь.
Демонтаж устройства
Перед тем, как снять стартер и как починить его, нужно учесть, что эта задача довольно трудоемкая. Тем не менее, снятие стартера и его разборка является обязательным условием для устранения неисправности.
Как снять стартер своими руками:
Перед тем, как снять стартер, нужно произвести отключение аккумулятора от бортовой сети авто. Любые работы по ремонту генератора и других электрических устройств осуществляются при отключенной бортовой сети.
Если вы не знаете, как снять стартер автомобиля, то после того, как бортовая сеть будет обесточена, на клеммах реле узла, а также на его корпусе, нужно выкрутить гайки. Если учесть разные специфики сборки транспортных средств, то стартера могут крепиться на разных фиксаторах. Но обычно для демонтажа механизма требуется головка на 13.
После этого нужно отсоединить проводку питания и отодвинуть ее.
Если на моторе имеется защита, ее нужно демонтировать.
После этого выкручиваются гайки фиксации устройства к блоку. Сделав это, сам механизм можно снять (автор видео — Будни Автобизнес).
Проверка и ремонт
Как сказано выше, сломаться механизм может по разным причинам. Поэтому ремонт стартера автомобиля должен производиться в соответствии с итогами диагностики. Перед тем, как отремонтировать стартер, необходимо запастись всеми нужными инструментами и комплектом для ремонта. Ремкомплект стартера можно приобрести в любом автомобильном магазине. Если вы не знаете, как разобрать стартер, попробуйте воспользоваться сервисным мануалом к авто, но обычно в этом нет ничего сложного.
В первую очередь, ремонт стартера автомобиля включает в себя диагностику реле. При подаче напряжения на плюсовой вывод обмотки должен раздаться щелчок — тот звук будет свидетельством работоспособности реле, при этом бендикс узла должен переместиться. На подключенном экране омметра при этом будет показано замыкание контактов. Если этого не произошло, то ремонт стартера автомобиля сводится к откручиванию болтов и замене реле.
Новое втягивающее реле для авто
Щетки
Ремонт грузовых стартеров или для легковых машин может свестись к замене щеток. Замена щеток стартера осуществляется путем демонтажа задней крышки, при этом, даже если щеточный узел не износился, специалисты все равно советуют его менять. Разборка стартера покажет, что щетки расположены в задней части моторчика, при этом если одна из них ломается, это приведет к неработоспособности узла в целом. Для демонтажа необходимо выкрутить клеммы и извлечь пружинки.
Статор
Переборка стартера включает в себя проверку статора, при помощи омметра необходимо произвести его диагностику на пробой, при этом полученные показатели должны составлять не меньше 10 кОм. Если полученные показания другие, то ремонт стартеров иномарок или отечественных авто заключается в замене статора. В некоторых случаях, если на авто используется редукторный механизм, может потребоваться замена стартера в сборе, поскольку конструктивные особенности такого устройства не позволяют выполнить его ремонт. Подробнее о диагностике и ремонте узла узнайте из видео (автор видео — канал Эксин Плюс).
Починить стартер можно путем замены ротора, чтобы добраться до него, потребуется открутить шпильки, фиксирующие две части электромотора. Сделав это, можно произвести демонтаж узла полностью, заранее демонтировав стопорное кольцо с шайбой. Прежде чем заменить ротор, нужно уделить время проверку обмоток, при наличии следов копоти на них нужно осуществить замена якоря. Также проверьте коллектор — на нем может быть небольшой налет, но иногда его большой слой является причиной невозможности запуска механизма. Ремонт стартера своими руками в данном случае будет заключаться в очистке коллектора с использованием наждачки.
Далее, производится проверка механической составляющей. Если вы пропустите какую-то поломке, впоследствии это может стать причиной более серьезной проблемы, так что если вы не уверены в своих силах, то единственное, что вам может помочь, это замена стартера. В некоторых случаях локализовать неисправность поможет замена втулок стартера. Такая необходимость возникает редко, но иногда замена втулки стартера действительно помогает решить проблему.
Сборка
Сборка стартера является завершающим этапом ремонта. Прежде чем собрать стартер, вал, редуктор, якорь и втулки нужно смазывать. Чем же можно смазать стартер перед тем, как его собирать? Для этого может использоваться графитовая смазка, Литол, моторная жидкость. Сборка и установка стартера осуществляется в обратной последовательности, после монтажа необходимо произвести проверку работоспособности узла.
Чтобы удостовериться в том, что ремонт был произведен правильно, на корпус механизма нужно подать минус, а на обмотку — плюс. Если после подключения бендикс может перемещаться вперед и назад, при этом контакты реле замыкаются нормально, это свидетельствует о том, что механизм полностью рабочий. После подачи плюса на электродвигатель, моторчик должно вращаться равномерно, какие-либо шумы и звуки при этом должны отсутствовать. Если звуков нет, то механизм ставится на место.
В том случае, если вы допустили какие-либо ошибки в сборке механизма, эксплуатировать транспортное средство не рекомендуется. В противном случае вы можете столкнуться с проблемой где-то в дороге, а хуже всего будет, если она настигнет водителя при езде за городом по трассе. Поэтому если вы сомневаетесь в том, что все сделано правильно или в процессе выполнения работ были допущены ошибки, лучше будет проконсультироваться по этому поводу со специалистом. Поверьте — лучше один раз немного заплатить, но быть уверенным в том, что машина будет работать нормально, чем сэкономить и столкнуться с более высокими затратами на ремонт.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Видео «Основные правила по ремонту механизма в домашних условиях»
Если вы решили самостоятельно отремонтировать устройство, вам полезно будет узнать об основных нюансах, которые нужно соблюдать в ходе проведения этой процедуры, эти правила приведены на видео (автор ролика — канал АВТО РЕЗ).
Ремонт стартера
В процессе эксплуатации автомобиля его стартер может выйти из строя. Узел состоит из втягивающего реле и электродвигателя, которые подвержены как естественному износу, так и появлению повреждений из-за неправильного пуска мотора или неисправности какого-либо сопутствующего элемента.
Стартер является дорогостоящей запчастью, поэтому ремонт своими руками и самостоятельное техническое обслуживание узла позволяет хорошо сэкономить автовладельцу деньги.
Перечень требуемых для ремонта инструментов
Для ремонта стартера требуется приблизительно одинаковый набор в зависимости от модели и производителя узла. В таблице ниже представлен ориентировочный перечень инструментов, которые понадобятся для ремонта.
Таблица — Инструменты требуемые для замены передней стойки
Название
Примечание
Головка TORX
Требуется преимущественно при ремонте стартеров с иномарок
Головка
“на 8”, “на 10”, “на 12”, “на 13”, “на 14”, “на 15”. Размер варьируется от марки и модели стартера.
Рожковый ключ
Для доступа там, где не подлезть головкой или накидным ключом
Вороток
С трещоткой и удлинителем
Мультиметр
Для проверки электрических параметров стартера
Кардан для воротка
Требуется если усложнен доступ к креплениям стартера или проводов
Отвертка
С плоским или крестовым лезвием. На иномарках иногда требуется жало специальной формы, например, плоское с выемкой или “звездочка”
Лента изоляционная
Для восстановления изоляции
Проникающая смазка
Для отворачивания прикипевших резьбовых соединений
Ветошь
Для очистки загрязнений и остатков смазки
Для того, чтобы починить неисправный стартер, рекомендуется приобрести специальный ремкомплект. В него входят основные элементы узла, которые наиболее подвержены износу. Иногда в такой набор для ремонта входят некоторые инструменты, необходимые для восстановления работоспособности узла.
Подготовка к ремонту
Прежде чем приступать к ремонту стартера, следует убедиться в том, что именно он неисправен. В первую очередь внимание следует уделить аккумуляторной батареи. Ее заряд должен быть достаточен для запуска мотора. Также следует осмотреть клеммы. Если они окислены, то требуется очистить их и отшлифовать.
Для ремонта стартера предварительно следует демонтировать его с автомобиля. Для этого требуется отсоединить силовой и управляющий провод, а также открутить 2-4 крепления.
Снятый узел требуется проверить на отсутствие КЗ. После этого стартер можно подключить напрямую к батарее. Это позволит проверить тяговое реле и электродвигатель на исправность.
При неработающем электродвигателе следует осмотреть провод, который соединяет тяговое реле и электромотор. Со временем он перегнивает и может отвалиться. При обнаружении отсутствия контакта следует припаять или приварить новый проводник.
Для дальнейшего ремонта требуется разобрать узел. Для начала следует разъединить тяговое реле и электродвигатель.
Механические поломки, требующие ремонта
Первым делом следует проверить механическую часть. Муфта должна легко перемещаться под действием отвертки.
Вращение шестерни бендикса должно производиться только в одну сторону. Недопустимо наличие любых подклиниваний. Люфт также указывает на неисправность узла. В случае наличия дефектов в работе, бендикс подлежит замене.
На шестерни недопустимо наличие существенного износа или повреждений зубьев. Шестеренка не подлежит восстановлению, поэтому в случае дефектов требует замены.
Выход из строя втулки сопровождается посторонними звуками при работе узла. Ее изъятие удобно производить с помощью метчика.
Большинство современных стартеров имеют планетарную передачу. Смазка в ней загустевает в процессе эксплуатации. Для восстановления работоспособности редуктора требуется:
Разобрать передачу.
Следующим этапом является чистка. Для начала загустевшую смазку требуется выскрести отверткой и ватной палочкой.
В спецсредстве отмыть все шестерни.
Переборка заканчивается тем, что очищенный редуктор следует смазать новой смазкой.
Несмотря на то, что чистка планетарного редуктора стартера не входит в плановое ТО, многие автовладельцы рекомендуют делать ее периодически с интервалом 40-80 тыс. км.
Щеточный узел
Для доступа к щеточному узлу следует разобрать стартер, как показано на изображении ниже.
Первым делом следует проверить как перемещаются щетки в щеткодержателях. При наличии заеданий следует отшлифовать дефектные места.
Щетки требуется осмотреть на наличие оплавлений и термических повреждений. Особое внимание необходимо уделить месту контакта с коллектором. Незначительные дефекты устраняются шлифовкой.
В процессе эксплуатации происходит износ щеток. Критический размер составляет от 4 мм до 15 мм в зависимости от конструкции. В случае его достижения требуется замена щеток. Их цена составляет от 90 до 1800 рублей в зависимости от марки и модели стартера.
Диагностика неполадок и ремонт якоря стартера
В первую очередь следует проверить пробой на корпус. Для этого потребуется мультиметр. При отсутствии прибора «прозвонку» можно выполнить с помощью лампочки.
На коллекторе встречаются термические повреждения. Незначительные дефекты устраняются шлифовкой. При существенных разрушениях требуется замена всего якоря.
Осмотр статора
Статор следует проверить, используя схемы, приведенные на изображении ниже.
Статор современного стартера часто не имеет обмоток. Они заменены магнитами. Поэтому «прозвонка» не требуется, а важно лишь осмотреть все на отсутствие механических повреждений.
При возникновении любых проблем во время ремонта стартера, рекомендуется посмотреть тематическое видео.
Тема: Коррозия стартера
Опции темы
Коррозия стартера
Привет всем! Друзья, столкнулся со странной проблемой: где-то с полгода назад начал корродировать стартер – вал и бендикс покрываются ржавчиной за 2-3 недели после очистки так, что завести автомобиль становится невозможно. Не могу понять причины такой скорости коррозии. Может, кто-то сталкивался с этим, подскажите методы борьбы.
Re: Коррозия стартера
А после того как почистишь ты стартер смазываешь. если да то чем
Re: Коррозия стартера
смазывал моторным маслом, литолом – толку ноль. сегодня прочитал, что не надо смазывать, а лучше обработать WD-40, думаю – правду ли написали?
Re: Коррозия стартера
Гон полнейший.WD конечно жидкость класная но по большей степени для защиты разьемов от окисла,замков от примерзания,и откручивания крепежа прикепевшего.а с якоря она слетит ну в пять секунд.Масло- тоже самое долго не продержится-его можно разве что в нутрь бендекса налить чутки- чтоб ролики не счахли.Литол впринципе самое то.конечно тоже отлетает но какаято часть остается полюбому и смешиваясь с всякой пылью держится ровным черным слоем.По пятибальной системе литолу можно поставить твердую 4.Чисто как предположение-мож у тебя нет защитки на маховике(если такая вообще конструктивно предусмотрена на твоей машине)типа вазовской,и вода с дороги залетая в кожух маховика вымывает смазку со стартера.А из смазки ,раз и литол не помогает, могу посоветовать толко импортный ШРУС.Держится серьезно но и стоит посерьезней литола.
Re: Коррозия стартера
Вообщето сартера и генераторы смазывать не нужно, а даже вредно, где гарантия что при нагреве двигателя смазка не попадёт на медно-графитные втулки щетки и другие контактные площадки стартера, их нужно держать в обезжиренном состоянии. А вот почему он так быстро ,именно на вашей машине ржавеет – это уже можете только вы сами выяснить, может в кузове где-то водосток забит, или электролит попадает, может и защита двигателя не стоит, или вы её в сырой гараж ставите, . .
Re: Коррозия стартера
Вот и не могу понять. Гараж нормальный, электролит – вряд ли попадает, может, тосол каким-то образом подтекает в картер маховика. Шайтан, одним словом.
Re: Коррозия стартера
Даю зуб что смазывать стартера и генераторы очень даже нужно.и ничего никуда не попадет и все работать будет.В генераторах на подшипниках стоят защитные манжеты и смазка никуда не денется.ну а в стартерах ближайщее к щеткам смазываемое место-втулка передней крышки.для ее смазки много то и не надо.Таким количеством щетки не закидает.А бендекс от этих щеток стоит ой-еей как далеко.сколько не намажь- до щеток не долетит.
Re: Коррозия стартера
Вот и я так подумал. Защитка маховика там не нужна, всё закрыто, вода с луж попадать не должна. Ну, буду сегодня стартер снимать в очередной раз, попробую ШРУСом намазать.
Re: Коррозия стартера
Никаких смазываемых втулок, ближайших к щёткам в стартере нет, точнее втулки-то есть, но их и бендикс мазывать нельзя . Они смазываются за счёт графита содержащегося в составе материала из которого изготовлены втулки и при выработке он должен безпрепятственно высыпаться из подшипника скольжения, не создавая вязкую грязь ,которая может образоваться при смешивании этого графита с маслом.
Я не хочу вас обидеть, но похоже у вас нет даже среднего-технического образования, судя по вашим советам. Вы болтаете что попало ,а человеку реально придётся со стартерем возится.
Re: Коррозия стартера
Надо кислоту искать, или что-то подобное, химически агрессивное. Где стоит машина и как эксплуатируется. По поводу смазки согласен с несмазыванием. Особенно обгонной муфты
Re: Коррозия стартера
А тосол это не может быть? Мрачные подозрения меня гложут. Ну как же вообще не смазывать? Может, хотя бы графитовой смазкой?
Re: Коррозия стартера
Никаких смазываемых втулок, ближайших к щёткам в стартере нет, точнее втулки-то есть, но их и бендикс мазывать нельзя . Они смазываются за счёт графита содержащегося в составе материала из которого изготовлены втулки и при выработке он должен безпрепятственно высыпаться из подшипника скольжения, не создавая вязкую грязь ,которая может образоваться при смешивании этого графита с маслом.
Я не хочу вас обидеть, но похоже у вас нет даже среднего-технического образования, судя по вашим советам. Вы болтаете что попало ,а человеку реально придётся со стартерем возится.
Я не думаю что вы сильно обидетесь если узнаете что средне-техническое у меня есть.хотя и не в нем дело.Стартеров и генераторов я переделал в этой жизни самосвал , маленькую тележку и еще чуть чуть.И ВСЕХ ИХ Я МАЗАЛ ИЛИ ШРУСОМ ИЛИ ЛИТОЛОМ.Народ у нас на Кавказе если знаете горячий.И думаю если бы я делал что нибудь не так то может мне и стучать по клавишам сейчас было бы нечем.Однако живу не плохо,клиентов нормально даже порой черезчур.2 года проработал на вазовской станции.и вот там я навидался судя по вашему правильно не смазанных стартеров и генераторов. а сколько мата от клиентов в адресс когда на новых машинах разсыпались несмазанные подшипники генератора.,клинили несмазанные бендексы размалывая стартера.а с какой скоростью высыпается медно-графитная пыль из медно-графитовых(простите за тафтологию) втулок если их не смазать просто диву даешся!
Я не знаю как там по вашей науке а люди наученные горьким опытом приносят новый стартер(генератор) и слезно умоляют смазать его чтоб прослужил подольше.И вы знаете они(стартера) действительно служат дольше хотя по вашему должно быть с точностью до наоборот. импортные стартера в отличии от наших зачастую имеют ЦЕЛЬНОМЕТАЛИЧЕСКИЕ МЕДНЫЕ ВТУЛКИ.и без смазки там не как. графитно-медные это в основном привелегия наших машин.а ВЯЗКАЯ ГРЯЗЬ как вы выразились это в принципе что то очень близкое к графитной смазке и по любому не плохо для узла в отличии от ГРЯЗИ ОБЫКНОВЕННОЙ. По больше практики господа и вам откроются невиданные дали после которых чтение технической литературы написсаной научными мужами сидящими в кабинетах и не имеющими практических знаний превратится в наивеселейшее времяпрепровождение. МАЖТЕ ПОДШИПНИКИ И ВТУЛКИ,ЕЙ БОГУ.НИЧЕГО ПЛОХОГО В ЭТОМ НЕТУ!ОДНА ПОЛЬЗА. Надеюсь никого не обидел. С УВАЖЕНИЕМ КО ВСЕМ!