Что будет если резко бросить сцепление
Приёмы вождения – Техника. Взгляд из-за руля – Увеличение ресурса сцепления
Приёмы вождения – Техника. Взгляд из-за руля
Увеличение ресурса сцепления
Как “убить” сцепление, и как его сохранить?
Ответ Эл’a:
Два противоположных вопроса – один ответ.
Начну с убиения. Наиболее эффективный способ спалить сцепление – это регулярно стартовать на высоких оборотах двигателя и, играя педалью сцепления, не допускать пробуксовки колёс. Переключение передач “снизу вверх” без сброса газа – значительно менее эффективно, но тоже ничего. А вот аналогичное переключение “сверху вниз” – наоборот, увеличивает ресурс сцепления, и вообще годится для повседневного применения.
Вопреки распространённому мнению, держать ногу на педали сцепления в пределах её (педали) свободного хода, для сцепления безвредно. Да и длительное удержание педали сцепления нажатой (например на перекрёстках) наносит вред в основном выжимному подшипнику, и то большей частью на автомобилях, где при отпущенной педали сцепления выжимной подшипник вращается свободно (ГАЗ, УАЗ, “классика”, Нива и т.п.).
Переключение “снизу вверх” – действительно весьма эффективный способ улучшить разгонную динамику автомобиля с низкой удельной мощностью. Может пригодиться, если Вы не успеваете завершить обгон, а “застроиться” обратно уже поздно. Тут счёт идёт на доли секунд, и всё, что может помочь, желательно иметь в своём арсенале. Для регулярного применения приём не рекомендуется.
Тренировать его лучше так: никаких специальных регулировок не требуется. Прежде всего, на стоящем автомобиле отработать комплекс “удар по педали сцепления – переключение одним движением”. В движении лучше всего пробовать переключаться с третьей передачи на четвёртую, разогнавшись до 60 км/ч. При этом держать педаль газа “в полу” не нужно, достаточно небольшого ускорения. Однако при переключении передачи придётся “сломить” в себе рефлекс “отпускания газа при переключении”, и держать газ “костяной ногой”. Рывок, хотя и несколько растянутый во времени, неизбежен, но по наносимому ущербу вполне соизмерим с обычным активным стартом со светофора.
А вот если Вы попробуете те же действия, но при переключении с 4-й на 3-ю (так называемое “подтыкание передачи”), то испытАете настоящее удовольствие (когда получится) от великолепного, без рывков, “гармоничного” и почти мгновенного перехода автомобиля в иную динамику.
Когда начнёт получаться стабильно, можно попробовать то же (с 3-й на 4-ю или с 4-й на 3-ю) при полностью утопленной “гашетке”. Следующий этап – более сложные переключения типа 2-3 или 3-2, и т.д.. Особо не увлекайтесь, 5-6 попыток – и достаточно, ибо сцепление будет готово “подгорать”. Перерыв – минут 10-15, как минимум, поскольку остужать придётся и корзину.
Для того, чтобы увеличить ресурс сцепления, необходимо и достаточно:
- трогаться на нижесредних оборотах, и утапливать педаль газа лишь отпустив педаль сцепления;
- всегда стараться уравнивать обороты двигателя и первичного вала КПП, (используя перегазовку, например, или регулируя время нажатия на сцепление, чтобы обороты двигателя опустились до соответствующих повышенной передачи).
- стремиться избегать рывков при переключении передач (т.наз. “комфортный стиль”, для пассажиров, естессно). Один из главных показателей водительского уровня – неощутимые со стороны включения и выключения сцепления. К чему стремиться полезно всегда. 😉
Уважаемый Эл! А зачем нужна перегазовка и как правильно ее делать?
Для того, чтобы выровнять обороты диска сцепления и корзины и свести к минимуму пробуксовку диска при включении сцепления; для того, чтобы облегчить работу синхронизаторов и увеличить их ресурс; и т.д.. Вы не поверите, но регулярные нагрузки “на кручение” кузова, неизбежные при общепринятом переключении передач, даже кузов “разбалтывают” вдвое быстрее. Ведь каждый рывок – это существенное и абсолютно ничем не мотивированное “испытание” кузова на жёсткость. Не говоря уж об элементах подвески, включаю подушки крепления двигателя и КПП. И это – сотни раз за день, и десятки тысяч за год.
Аналогия: водитель, переключающий передачи стандартным способом, “имеет” втрое больше “мелких ям” и “дорожных стыков”, чем тот, кто старается избегать рывков. Я бы ещё так проиллюстрировал: водитель, не применяющий перегазовку, подобен пешеходу, который при ходьбе периодически подпрыгивает..;-) . какая уж там “радость движения”. 😉 Обычно перегазовка применяется при переходе на пониженную передачу. Лично я, по-моему, поступаю так (проще было бы показать):
вариант 1: при переключении передачи на пониженную не сразу, а с короткой задержкой отпускаю педаль газа (т.е. не одновременно жму сцепление и бросаю газ,как учат в автошколе, а чуть с задержкой отпускания газа);
вариант 2: коротким дозированным нажатием газа довожу обороты до соответствующих (“соответствующие обороты” – это такие, при которых, если резко бросить педаль сцепления, ничего не произойдёт, т.е. не будет рывка;
вариант 3: переключаюсь при полностью утопленной педали газа; скорость нажатия и отпускания сцепления должна быть такой, чтобы за то время, пока сцепление выключено, двигатель “раскрутился” до “соответствующих оборотов”; такое нажатие скорее похоже на мягкий короткий удар по педали.
Как не сжечь сцепление на механике?
Вибрации при старте, запах гари при переключении и начале движения, плавают обороты при разгоне, педаль сцепления изменила свой рабочий диапазон – все это говорит о проблеме с сцеплением. Как этого избежать и какие процессы происходят с этим узлом мы расскажем детальнее в данной статье.
Для тех, кто не желает углубляться в техническую часть вопроса, рекомендуем перейти вниз статьи, в раздел: «Практические советы как не сжечь сцепление».
Процесс сжигания сцепления, в котором виновником может быть водитель, а не поломка автомобиля, происходит зачастую на механической коробке передач. Разберем этот процесс именно на ее примере.
Давайте для начала узнаем, что такое сцепление и что же можно в нем сжечь?
Что такое сцепление?
Сцепление – это механизм, предназначенный для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии и принимающий участие в процессе переключения передач.
Механизм сцепления состоит из маховика, корзины сцепления и диска сцепления. Остальные элементы могут быть разными в зависимости от типа трансмиссии и технологий, которые применяются в конкретном автомобиле.
Маховик состоит из чугуна или стали, имеет зубчатый венец по контуру. Этот элемент относится к двум узлам одновременно. Он является частью двигателя, стабилизируя вращение коленчатого вала и убирая основной дисбаланс при работе мотора. Вторая его функция в механической коробке передач – это передача крутящего момента трансмиссии с помощью силы трения между его поверхностью и поверхностью диска сцепления. Есть и третья задача, это передать вращение при пуске двигателя от стартера к мотору. Но в данном случае она не относится к теме этой статьи.
Диск сцепления – это элемент системы сцепления, состоящий из стальной внутренней части, в центре которой находится шлицевая часть, а по кругу шлицов, как правило, установлены демпферные пружинки. Дальше от центра размещена рабочая поверхность, которая по составу похожа на состав тормозных колодок.
Корзина сцепления состоит из корпуса и лепестковых пружинных элементов. Она жестко закреплена на маховике, выполняет функцию увеличения и ослабления силы трения между маховиком и диском сцепления.
Как работает сцепление?
Когда двигатель запущен и у вас включена нейтральная передача, лепестками корзины диск сцепления прижат к маховику. Вся эта конструкция вращается вместе с коленчатым валом двигателя и с первичным валом коробки передач. Как только вы решили включить передачу – вы нажимаете на педаль. С помощью элементов гидравлики и жидкости которая находится в системе, передается давление на выжимной подшипник. Он упирается в лепестки корзины и за счет рычажного механизма лепестки уменьшают давление на диск сцепления.
Между диском и маховиком уменьшается трение, вращение двигателя не передается на первичный вал коробки передач и во время включения передачи с помощью шестерен трансмиссии вы соединяете в КПП первичный и вторичный валы (вторичный вал соединён на прямую с приводом, который идет в дифференциал, далее от которого через полуоси передается крутящий момент на колеса). Отпуская плавно педаль сцепления процесс выполняется в обратном порядке. Лепестки корзины снова увеличивают силу прижима диска к маховику. В процессе смыкания маховика и диска автомобиль начинает движение. При полностью отжатой педали диск прижат к маховику максимально и не буксует, передавая всю мощь мотора на трансмиссию и далее – на колеса.
Мы разобрали процесс работы сцепления на простейшем варианте. В современных автомобилях этот процесс может реализовываться более сложными алгоритмами, но сам принцип остается тот же.
Причина преждевременного выхода из строя сцепления
Проблема в том, что пустив сцепление резко, двигатель получит моментальную нагрузку, с которой не сможет справиться (если конечно же вы не держите высокие обороты и не хотите жечь колеса). В этот момент двигатель или заглохнет, или автомобиль начнет прыгать рывками, потеряв при этом плавность набора скорости.
При увеличенном времени «отпускания» педали сцепления диск, который стремится прижаться к маховику начнет тереться об него дольше, чем того бы требовала ситуация. В этот момент в процессе трения резко возрастает температура на поверхностях как маховика, так и диска. Температура между ними возрастает всегда, но чем дольше длится процесс отпускания педали, тем температура выше и диск сцепления начинает «гореть». Конечно же, не в прямом смысле слова. В реальности он перегревается, выходя за пределы рабочей температуры. Это приводит к чрезмерному его износу и в последствии к ранней его замене (при этом говорят: «сгорело сцепление»)
Практические советы как не сжечь сцепление
Как переключать передачи:
- выжимаете сцепление до упора;
- включаете передачу;
- плавно отпускаете педаль до момента, когда машина начинает движение;
- вы увидите, что двигатель начнет терять обороты;
- добавляете немного газа (процентов на 5-10);
- отпускаете сцепление полностью (уже быстрее).
Весь процесс должен занять до 3-4 секунд. Не повышайте обороты слишком высоко. При плавном старте инстинктивно вы начнете отпускать педаль сцепления медленнее. Это опять приведет к перегреву диска сцепления.
Простыми словами, чем меньше вы держите сцепление в момент, когда автомобиль уже начинает трогаться, тем дольше проживет диск сцепления. Но не бросайте его резко, это плохо скажется на других элементах автомобиля. Уловить момент и прочувствовать автомобиль – главная ваша задача.
С повышением передач вверх, процесс работы со сцеплением упрощается, скорость нажатия и отпускания педали можно пропорционально увеличивать.
Не ставьте ногу на педаль сцепления без надобности. Малейшее нажатие может привести механизм в действие и диск начнет пробуксовывать, изнашиваясь зря. Касайтесь педали только, когда этого требует ситуация.
Тренируйтесь на предназначенных для этого площадках и задавайте вопросы опытным инструкторам и друзьям.
Помните! Срок жизни сцепления зависит от водителя. Рекомендуемый интервал диагностики от 80 до 100 тысяч километров. Мы подберем и заменим вам необходимые элементы, если они вышли из строя. У нас вы можете приобрести любые запчасти этого узла, получив на них гарантию.
Неисправности сцепления – как определить?
Неисправности сцепления, пожалуй, самые неожиданные и неприятные, потому что в большинстве случаев автомобиль полностью обездвижен. О том, какие бывают неисправности сцепления, а так же о том, как о отремонтировать сцепление – в статье.
Содержание статьи:
- Типовые неисправности
- Как продлить срок работы
- Заключение
- Видео
Немаловажный процесс в движении автомобиля играет сцепление. Независимо от вида комплектации коробкой передач сцепление всегда будет в наличии. Рано или поздно подвижный механизм выходит из строя и требует замены, поэтому рассмотрим самые частые неисправности и продление срока работы механизма.
Чаще всего встречаются следующие поломки механизма сцепления:
- неполное выключение (в таком случае передачи переключаются тяжело или не переключаются совсем);
- сцепление пробуксовывает при отпущенной педали (ощущается горелый запах, автомобиль не развивает скорость, с трудом преодолевает подъемы);
- не плавное включение сцепления с рывками и вибрацией;
- шум в механизме сцепления при нажатии педали сцепления;
- шум в механизме сцепления при отпущенной педали.
Неисправности сцепления
Итак, теперь разберем их подробнее и определим, как устранять.
Сцепление бывает с механическим или гидравлическим приводом. Неполное выключение сцепления может произойти из-за пониженного уровня тормозной жидкости в питательном бачке, а также неправильной регулировки. Уровень жидкости необходимо периодически контролировать, и если он не соответствует норме, то нужно подлить тормозной жидкости. Если уровень жидкости в питательном бачке постоянно уменьшается, то это свидетельствует о нарушении герметичности гидропривода сцепления (жидкость подтекает), а также о возможном износе рабочего цилиндра сцепления. Данная неполадка может также произойти по причине завоздушивания системы гидравлического привода. Для удаления воздуха необходимо прокачать систему.
Бывает такое, что после длительной стоянки автомобиля скорости вообще отказываются включаться. Это происходит из-за того, что ведомый диск «прикис» к маховику и нажимному диску. В таком случае необходимо несколько раз понажимать педаль сцепления, а потом вновь попробовать включить скорость, если это не помогло, то можно заглушить двигатель, включить скорость, нажать педаль сцепления, затянуть ручник и аккуратно попробовать запустить двигатель. Если данные процедуры не помогли, то необходимо обратиться в сервис для ремонта сцепления.
Если автомобиль не набирает скорость, с трудом преодолевает подъемы – это говорит о том, что сцепление выключено не полностью. Такое случается из-за износа накладок на ведомом диске сцепления, износа ведущего диска или неправильной регулировки привода сцепления. При эксплуатации автомобиля в нормальных условиях, замена сцепления требуется к 100 тыс. километров.
Еще одна неисправность сцепления может выражаться в вибрации и дерганьях при начале движения. Причиной этого может быть деформация ведомого диска, а также замасливание его фрикционных накладок. Последнее может происходить из-за износа сальника коленвала или первичного вала коробки переменных передач. Для того чтобы это проверить, необходимо оставить автомобиль на ровном чистом месте на ночь, а утром заглянуть под него спереди. Обнаружение капель или лужиц масла может свидетельствовать о наличии данной неисправности.
Определить еще одну неисправность механизма сцепления можно, открыв окно и нажав педаль сцепления. Если из-под автомобиля будут слышны посторонний шум и скрежет, который пропадает, если отпустить педаль сцепления, то это говорит о неисправности выжимного подшипника. Медлить с его заменой не стоит, т.к. в случае его полной поломки (если он заклинит) произойдет разрушение нажимного диска сцепления, в том числе остальных деталей сцепления, а также возможно повреждение кожуха сцепления и корпуса коробки переменных передач, что повлечет большие финансовые затраты. Поэтому при замене деталей сцепления, выжимной подшипник также необходимо заменить.
Он может исправно работать, однако после нескольких лет работы смазка в нем высыхает и выгоняется. Естественно, сухой подшипник долго работать не может.
Но если педаль сцепления отпущена, а шум не прекращается, то, скорее всего, это свидетельствует о разрушении ведомого или нажимного диска, что в свою очередь потребует замены этих деталей. Так же, конечно редко, но бывает, что гудит один из подшипников первичного вала коробки передач.
Как сберечь сцепление
Для того чтобы сцепление как можно дольше прожило, необходимо придерживаться следующих правил: на светофорах и в пробках выключать скорость и убирать ногу с педали сцепления, при переключениях отпускать педаль газа, не резко трогаться с места, при движении автомобиля накатом ставить рычаг коробки переменных передач в положение нейтрали и убрать ногу с педали сцепления, стараться не использовать автомобиль по бездорожью и в качестве буксира.
Если пренебрегать данными правилами, то замена ведомого диска, а возможно и полностью сцепления может потребоваться намного раньше. Для проверки износа ведомого диска необходимо на прямой передаче резко нажать на акселератор. Если двигатель «взревел», а автомобиль неохотно развивает скорость, ощущается специфический горелый запах, то это первый признак того, что пора задуматься о замене ведомого диска. Как правило, после того как сцепление подгорело, оно изнашивается полностью в течение пары недель.
Заключение
Таким образом, механизм сцепления в период эксплуатации не требует большого внимания, однако при появлении описанных выше признаков, по возможности необходимо быстрее заменить изношенные детали. А если пробег автомобиля более 100 тыс. километров и предстоит дальняя поездка, то лучше заранее позаботиться и сделать ревизию механизма сцепления автомобиля.
Видео: неисправности сцепления