Чем регулируется схождение колес
Как правильно сделать развал-схождение колес автомобиля
Статья о том, как правильно выполнить развал-схождение колес машины — тонкости выполнения процедуры. В конце статьи — видео про сход-развал автомобиля.
Содержание статьи:
- Определяемся с формулировками
- Признаки нарушения положения колёс
- Самостоятельное выполнение корректировки
- Видео про сход-развал
Положение колёс машины играет очень важную роль при движении как прямолинейном, так и в ходе выполнения поворотов. Сегодня, пожалуй, нет такой СТО, в которой не выполняли бы настройку углов развал-схождения. Но эту операцию вполне можно выполнить самостоятельно.
Определяемся с формулировками
Показатель развала колёс
Угол развала колёс – это величина угла, образованного вращающейся плоскостью колеса и его условной вертикалью. От величины данного показателя зависит, в каком положении будут находиться колёса автомобиля при прохождении поворотов, и, соответственно, насколько чётко машина будет проходить поворот.
Различают отрицательное и положительное значение данного показателя: в первом случае верхняя плоскость колеса является внутренней относительно плоскости его вращения, во втором случае она соответственно будет находиться с наружной стороны.
Показатель схождения колёс
Показатель угла схождения колёс определяется как величина между вектором направления движения машины (если смотреть на неё сверху) и плоскостью, в которой происходит вращение колёс. От этого значения будет зависеть, насколько транспорт управляем и стабилен на дороге.
Наклон колёс «внутрь» кузова машины (если рассматривать проекцию авто сверху) называют положительным схождением, наружу – отрицательным.
Кастер
Ещё одна характеристика положения колёс автомобиля – кастер, который составляет угол между амортизатором в Макферсоновой подвеске и наклоном колёсного поворотного кулака. Также кастер определяют как наклонный угол поворотной оси колеса. Проводя аналогию с передним колесом велосипеда, это угол наклона рулевой вилки: чем более вилка «лежит», тем больше велосипедный руль будет тяготеть к тому, чтобы принять положение «прямо».
Большинство моделей авто сконструированы таким образом, что кастер составляет 6 градусов и не подлежит корректированию, поэтому далее будем рассматривать только работу со сходом-развалом.
Важность правильного положения колёс автомобиля
Настройка схождения и развала колёс имеет очень большое значение. От того, насколько правильно отрегулировано положение колёс автомобиля, будет зависеть целый ряд характеристик авто:
- устойчивость машины к заносам и переворачиванию в ходе движения;
- маневренность и управляемость автомобиля;
- экономичность в плане расхода топлива;
- ресурс автомобильных шин.
Положение колёс автомобиля изменяется, если:
- были выполнены ремонтные операции, затронувшие подвеску или систему рулевого управления автомобилем;
- машина на дороге «поймал» яму, вследствие чего деформировался диск;
- автомобиль получил сильный удар;
- машина долгое время передвигалась по неровной дороге;
- пришли в негодность тяги и рулевые наконечники;
- увеличился люфт продольных и поперечных тяг и сайлент блоков рычагов;
- погнулся мост (в случае моделей с неразрезным мостом);
- износился ступичный подшипник;
- неисправна шаровая опора поворотного кулака;
- неисправна опора амортизатора в кузовной чашке.
Признаки нарушения положения колёс
В техническом руководстве к модели авто, как правило, указывается, через сколько километров пробега рекомендовано провести плановую диагностику показателей развала и схождения.
Но на практике данная цифра становится очень условной, поскольку автомобиль может эксплуатироваться в различных условиях. Поэтому для того, чтобы определить необходимость проведения диагностики, следует руководствоваться следующими признаками:
- если колёса занимают прямое положение, перекладина руля остаётся смещенной в какую-либо сторону от горизонтали;
- на прямом ровном участке дороги, если отпустить руль, машина уходит в сторону;
- на прямом курсе автомобиль «рыскает» и ведёт себя неустойчиво;
- поворот руля отрабатывается с запозданием;
- рулевое управление слишком неподатливо («тугой руль»);
- при исправных тормозах машина при заносится в сторону на резком сбросе скорости;
- на длительных поворотных радиусах колёса касаются подкрылков;
- руль не принимает нормальную позицию при завершении автомобилем поворотного маневра;
- в процессе движения авто покрышки нетипично шуршат;
- шины автомобиля изнашиваются неравномерно (при том условии, что давление в них поддерживается в пределах требуемой нормы).
Самостоятельное выполнение корректировки
Подготовка к выполнению замеров и последующей настройки
Для проведения самостоятельных работ по корректировке углов положения колёс транспортного средства потребуется максимально ровная горизонтальная площадка, оборудованная смотровой ямой. Также нужно приготовить следующий инструмент и вспомогательное оборудование:
- набор водительских инструментов;
- отвесный шнур либо строительный уровень, кусок мела;
- складная измерительная линейка или рулетка;
- моток прочной верёвки или гибкой проволоки;
- два бруса с ровной поверхностью, по 60 см длиной;
- две скользящие опоры под автомобильные колёса (можно изготовить из 4 металлических пластинок, смазав каждую пару пластин между собой солидолом, чтобы обеспечить наилучшее скольжение).
Наличие скользящих опор крайне важно для выполнения операции регулировки, поскольку при настройке второе колесо должно быть неподвижно!
Диагностику подвески также лучше выполнить до корректировки углов развала-схождения.
Машина устанавливается на размещённые на одном уровне скользящие опоры. На данном этапе крайне важно убедиться, что машина стоит на абсолютно ровной поверхности, в противном случае измерения будут проводиться с существенной погрешностью, что недопустимо. Руль автомобиля должен стоять ровно; лучшим решением будет его зафиксировать. Машину установить на стояночный тормоз.
Развал
Как правило, необходимость корректировки развала передних колёс возникает у авто, имеющих многорычажную подвеску.
Если показатель неудовлетворительный, положение колеса следует скорректировать, применяя ключи и используя регулирующие механизмы.
Схождение: работа с передним мостом
Для передних колёс корректировка показателей схождений выполняется за счёт корректировки длин рулевых тяг. Изменение рулевых тяг осуществляется путём вращения рулевого наконечника и муфты.
Второй способ – измерение дистанций от натянутой бечёвки до колеса. Нормальное схождение для легковых авто составляет в среднем 0 – 0,25 градуса, что для каждого колеса составит 0-1 мм.
Для корректировки отпустить контрагайку и, вращая рулевую тягу, нужно выставить нужное расстояние, которое составит необходимый угол.
Схождение: работа с задним мостом
Схождение задних колёс можно отрегулировать только в той ситуации, если модель машины оснащена задней подвеской независимого типа. Регулируются колёса корректирующими расстояние тяги эксцентриковыми болтами, или вращение муфт с той же целью. Схождение задних колёс должно быть 0-0,5 градусов.
Окончание настройки
После того, как все манипуляции выполнены и углы развала и схождения скорректированы, следует в обязательном порядке сместить машину на один метр назад и вперёд. Назначение данной технологической операции – сбросить возможное напряжение в системе подвески и в автомобильных шинах. После этого нужно повторно установить автомобиль в горизонтальное положение, закрепить руль, активировать стояночный тормоз и выполнить все контрольные измерения. Если показатели остались неизменными или «поплыли» незначительно, при этом оставаясь в пределах нормы, – работа выполнена.
Корректировка показателей схождения и развала с использованием специального оборудования
Первый стенд, на котором производились корректировки углов положения колёс авто, был внедрён в США инженером-автопроектировщиком Ли Хантером. Он получил название оптического, поскольку в нём для определения углов наклона колёс применялись сфокусированные лучи. В 1969 году стенд перевели на компьютерные технологии, а спустя четверть века на смену оптическому стенду пришли 3D технологии.
Важную роль в процессе наладки играет опыт и квалификация специалиста, проводящего настройку. Зачастую «ручное» квалифицированное выполнение работ оказывается гораздо более качественным, чем применение «умной» техники.
Итак, настроить развал-схождение автомобильных колёс вполне возможно своими руками. Но в случае, если вы не слишком уверены в своих силах, или же имеете дорогую машину с недешёвыми шинами, лучше после самостоятельной настройки обратиться к профессионалам, которые смогут выполнить качественную диагностику.
Видео про сход-развал:
Различные параметры углов установки колес, регулировка и проверка
Поведение автомобиля на дороге определяется многими факторами, основными среди которых можно назвать конструкцию его подвески, тип и размерность шин, а также углы установки передних колес. От последних, к слову, зависит не только то, как машина поведет себя на дороге, но и износ шин и элементов подвески.
Чтобы сопротивление качению было минимальным, передние колеса авто должны вращаться в вертикальных плоскостях, параллельно продольной оси машины. Однако для того, чтобы повысить устойчивость автомобиля, улучшить управляемость и обеспечить после поворота самостоятельный возврат управляемых колес в положение, которое соответствует прямолинейному движению, передние колеса устанавливают под определенными углами относительно друг друга и кузова автомобиля.
По мере эксплуатации автомобиля, значения углов меняются и выходят за допустимые пределы, установленные заводом-изготовителем. Если регулировки сбиты не сильно, водитель долгое время может этого не замечать. По мере усугубления проблемы машину постоянно будет уводить в сторону при прямолинейном движении, начнется неравномерный износ резины и т.п.
Во избежание подобных проблем требуется периодическая проверка и регулировка углов установки передних колес. Желательно проводить эти процедуры не реже, чем раз в 30 тысяч км, а также после сильных ударов по ходовой (например, после попадания колесом в яму на высокой скорости).
Какие углы нужно регулировать
Проверка и регулировка углов установки колес проводится по трем параметрам, описанным ниже.
Кастор
Это угол продольного наклона оси поворота колеса относительно вертикали. Его значение может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря кастору, передние колеса стремятся самостоятельно вернуться в нейтральное положение. От него зависит изменение развала колес при повороте руля и стабилизация автомобиля при движении по дуге. Чем больше его значение, тем сильнее выражен стабилизирующий эффект.
При вывернутом руле колеса наклоняются в сторону поворота, обеспечивая вышеупомянутый стабилизирующий эффект. Значение кастора на современных заднеприводных машинах может достигать 10-12 градусов, на автомобилях с передним приводом кастор выставляют меньше, порядка 5-8 градусов.
Схождение колес
Эта величина также может быть как положительной, если линии, проведенные вдоль управляемых колес пересекутся перед автомобилем, так и отрицательной, если точка пересечения окажется позади. Следует отметить, что чем ближе к нулю угол схождения, тем меньшее сопротивление качению испытывает машина.
При положительном схождении управляемых колес машина лучше отзывается на работу рулем, легче входит в повороты, а, кроме того, обретает дополнительную поворачиваемость. Колеса задней оси также устанавливаются с положительным схождением, в результате машина становится более устойчивой при прямолинейном движении.
При сильном отклонении углов схождения от нормы, возникает повышенный пилообразный износ протектора шин:
- при положительном – его внешней части;
- при отрицательном – внутренней.
Развал колес
Как выполняется проверка и регулировка углов установки колес
Многие недобросовестные автомастера сразу, как только автомобиль заехал на стенд, принимаются регулировать углы установки колес. В этом случае лучше сразу отказаться от услуг таких «специалистов». Первое, с чего начинается комплекс процедур – проверка технического состояния автомобиля, а именно:
- наличие люфта в рулевом колесе и ступичных подшипниках;
- наличие радиального и осевого биения колесных дисков;
- исправность узлов подвески;
- давление воздуха в шинах.
Кроме того, проверка и последующая регулировка должна выполняться только когда автомобиль полностью разгружен, т.е. ни в салоне, ни в багажнике не должно быть ничего лишнего, и если мастер не поинтересовался, полностью ли автомобиль разгружен, это серьезный повод усомниться в его квалификации.
Последний подготовительный этап – установка рулевой рейки в нейтральное положение. Вычисляется требуемое положение вручную путем вращения руля от упора до упора. Половина общего числа оборотов и будет серединой рулевой рейки. Если эту процедуру пропустить, радиусы поворота автомобиля влево и вправо будут различаться, что не добавит комфорта управлению.
После выполнения всех необходимых приготовлений можно приступать к регулировке углов установки управляемых колес. Процедура выполняется в три этапа со строгим соблюдением последовательности: установка кастора – установка развала – установка схождения.
В зависимости от типа подвески установка углов кастора и развала выполняется различными способами: добавлением или удалением регулировочных шайб, ползунковыми механизмами, эксцентриковыми болтами. Многие автомобили конструктивно лишены возможности регулировать развал и угол продольного наклона оси поворота колес, в их числе BMW, некоторые модели Mercedes и Daewoo. Схождение управляемых колес на всех машинах регулируется единственным способом: изменением длины рулевых тяг.
Как влияют углы установки передних колес на управляемость
Для наглядной демонстрации влияния углов установки управляемых колес на поведение машины были проведены практические испытания на автомобиле ВАЗ-2114. Автомобиль новый, после предпродажной подготовки. Поездка со штатными регулировками выявила «легкий» руль и «ватные» отклики на его работу. Проверка казала, что все углы, за исключением кастора находятся в пределах заводских допусков.
Вариант первый: отрицательный кастор
Угол продольного наклона стоек был выставлен максимально отрицательным. Передние колеса при этом максимально смещаются назад. Подобное можно наблюдать на старых «ушатанных» автомобилях, либо на машинах с сильно задранной задней частью.
Тестовая «Самара» после регулировки стала четко реагировать на малейшие движения рулем, руль стал очень «легким», однако машина начала проявлять склонность к рысканию, поведение стало нестабильным, управление стало требовать от водителя максимальной концентрации. В поворотах необходимо постоянно подруливать, выполнить «переставку» на высокой скорости практически невозможно.
Вариант второй: правильные настройки
Кастор выставлен нормально-положительным, развал и схождение выставлены «в ноль». Характер ВАЗ-2114 резко изменился: руль стал упругим и информативным, для его вращения требуется больше усилий. Автомобиль сохраняет траекторию при движении по прямой, его поведение на дороге стало предсказуемым, и правильным.
Вариант третий: излишне положительный кастор
Продольный наклон стоек выставлен на максимально положительный угол. Поскольку такой угол без коррекции схождения выставлять опасно, угол схождения также выставляется «в плюс». На первый взгляд, в сравнении с предыдущим вариантом изменения не сильные: руль стал легче, кузов стал немного сильнее раскачиваться в поворотах, машина стала «ленивее» отзываться на работу рулем. Однако в быстрых поворотах переднюю ось начинает сносить, а скорость, на которой можно безопасно выполнить «переставку», снижается.
Вариант четвертый: спортивный
Кастор остается положительным, все остальные углы выставляются на отрицательные значения. В результате руль стал значительно «тяжелее», управление при этом четкое. Автомобиль входит в повороты и выполняет «переставку» на существенно больших скоростях, чем при всех предыдущих настройках.
Как самостоятельно отрегулировать сход развал на автомобиле
В каждом легковом автомобиле важную роль играет правильная установка направления колес. При малейших отклонениях в развале или схождении происходит повышенный расход топлива и ускоренный износ шин. Для жителей крупных населенных пунктов выполнить регулировку положения колес предложат многочисленные автосервисы. А вот как быть тем автомобилистам, которые живут вдали от цивилизации? Им следует научиться делать развал схождение своими руками.
Любой опытный автомобилист, который начинал водить машину в советское время, большинство работ по обслуживанию своего железного коня делал самостоятельно или с помощью соседей и знакомых. В отечественных автомобилях развал схождение устанавливали при помощи простейших измерительных устройств. Современные автомобили отличаются большей точностью при регулировке и некоторыми сложностями в работе.
Основные параметры для установки колес
Если автомобилисту необходимо сделать развал схождение колес своими руками, сначала необходимо определить те соединения в подвеске, которые влияют на изменение ориентации покрышек. Многие работы по замене деталей подвески предполагают последующую настройку развала схождения. Например, замена шаровой опоры, рулевых тяг и наконечников, амортизатора не обходится хотя бы без простой проверки основных размеров. Тогда удастся сохранить шины до следующего посещения СТО.
Не стоит заниматься установкой углов колес, если в подвеске автомобиля имеются неисправности. Только после замены всех поврежденных деталей и узлов, можно приступать к регулировке развал схождения.
Показатели развал схождения
Развал и схождение — это два разных параметра.
- Развалом принято называть угол, соединяющий плоскость вращения колеса и его вертикаль. Положительный развал наблюдается в том случае, когда верхняя часть колеса выступает наружу относительно низа. При отрицательном развале верх направлен внутрь машины.
- Схождение колес — это угол, который соединяет плоскость вращения колеса и направление его движения. При правильном схождении колеса расположены параллельно или передняя часть колеса несколько повернута внутрь авто.
Важные параметры для управляемых колес
Передняя подвеска имеет ряд отличий вследствие необходимости поворота колес. Здесь имеется несколько дополнительных параметров.
- Важным показателем является продольный угол наклона поворотной оси колеса (кастр). Это угол связывает проекцию на продольную плоскость оси поворота колеса и вертикаль. Правильно отрегулированный кастр отвечает за самопроизвольное выравнивание колес на скорости. Оптимальный показатель продольного угла наклона составляет 6 градусов.
- Поперечный угол наклона соединяет проекцию на вертикаль оси поворота колеса и поперечную плоскость.
Данные параметры обычно не регулируются, они зависят только от исправности деталей ходовой части.
Инструменты и приспособления
Для выполнения регулировки установки колес потребуются простые измерительные приспособления и набор ключей. Понятно, что приобретать дорогостоящий компьютерный стенд развал схождения для личного пользования не имеет смысла. А вот найти старую телескопическую линейку, которой комплектовались даже «запорожцы», не составит особого труда. В крайнем случае, можно использовать две металлические линейки длиной 1 м или на старую телескопическую удочку приклеить бумажную «рулетку».
Технология регулировки развал схождения
Регулировка происходит в два этапа. Сначала необходимо выполнить установку угла развала, а затем заняться регулировкой схождения.
Установка угла развала
Чтобы выставить угол развала своими руками необходимо установить машину на ровную площадку (желательно со смотровой ямой), подготовить такие аксессуары, как линейка, шнур-отвес и мел.
Технология регулировки развала колес выглядит следующим образом.
- Сначала колеса выставляются в строго прямолинейном направлении.
- На верхней и нижней части покрышки делаются мелом две отметки.
- К крылу автомобиля прикладывается шнур-отвес, который должен неподвижно свешиваться параллельно плоскости колеса.
- Теперь необходимо выполнить измерение расстояния от шнура до обода диска. Разница в измерении не должно превышать 3 мм.
- Следующим действием будет перемещение автомобиля вперед с целью поворота меток на угол 90 градусов. После этого процедура измерения повторяется. Это позволит получить более точные среднеарифметические значения.
- Для регулировки развала необходимо снять колесо, отпустить болты крепления поворотного кулака и амортизаторной стойки.
- Теперь в зависимости от данных измерений необходимо сдвинуть поворотный кулак внутрь или наружу.
- После этого болты закручиваются, колесо устанавливается на место и проводится контрольный замер.
Благодаря таким действиям удастся добиться правильного развала колеса. Для заднеприводных машин допускается погрешности в пределах +1…+3 мм, а для переднеприводных авто этот показатель ограничивается диапазоном -1…+1 мм.
Установка схождения колес
Для регулировки показателя угла схождения требуется телескопическая линейка. Обязательным условием будет наличие ровной поверхности и прямонаправленное положение колес.
- Работа начинается с установки мелом меток в виде точек на внутренней стороне обеих покрышек (спереди), вплотную к диску.
- Телескопическую линейку устанавливают таким образом, чтобы концы ее касались точек на шинах, но при этом измерительный инструмент не задевал деталей машины. В таком положении линейка фиксируется и делается замер.
- После этого автомобиль откатывается вперед так, чтобы телескопическое устройство сместилось назад, не задев никаких элементов подвески.
- Теперь осталось проверить полученные показания и сравнить их с замером в передней части.
- Если расстояние между шинами уменьшилось, следует укоротить рулевые тяги. При увеличении расстояния необходимо удлинить тяги. Для регулировки следует предварительно отпустить контргайки, расположенные возле рулевых наконечников. После установки угла схождения не забудьте закрутить гайки.
Проведение простых регулировочных действий своими руками позволит приблизительно выставить развал схождение в домашних условиях. Если после установки колес автомобиль во время движения тянет в одну из сторон, наблюдается плохой «накат», на глазах изнашивается внешняя или внутренняя сторона резины, следует обратиться на станцию техобслуживания для проведения более точных регулировок.