Avto-love.ru

Реле регулятор напряжения генератора ваз калина

Системы электрооборудования (генератор, стартер) Лада Калина (Lada Kalina), Ваз 1117, Ваз 1118, Ваз 1119

Монтажный блок реле и предохранителей: F1-F31 — предохранители; К1-К6 — реле большого размера; К7-К12 — реле малого размера; 1 — маленький пинцет для извлечения предохранителей и реле малого размера; 2 — большой пинцет для извлечения реле большого размера

Бортовая сеть — постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В. Электрооборудование лада калина выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» — кузовом и силовым агрегатом автомобиля, которые выполняют функцию второго провода. При неработающем двигателе включенные потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя — от генератора переменного тока со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается. Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями.

Мощные потребители (обогрев заднего стекла, электростеклоподъемники дверей и т. д.) подключаются через реле. Большая часть реле и предохранителей установлена в монтажном блоке реле и предохранителей, расположенном в салоне автомобиля. Реле и предохранители системы управления двигателем расположены в салоне в отдельных блоках.

Предохранители монтажного блока

Обозначение предохранителя (номинальный ток. А)

Иммобилайзер, световые сигнализаторы и стрелочные указатели комбинации приборов, цепи выключателя и лампы света заднего хода, цепи указателей поворотов

Цепи аварийной сигнализации

Очиститель ветрового стекла, цепь выключателя обогрева заднего стекла

Электродвигатель отопителя, блок управления электроусилителем руля, омыватель ветрового стекла

Жидкокристаллический индикатор комбинации приборов, выключатель и лампы сигналов торможения, освещение салона

Элемент обогрева заднего стекла

Лампы габаритного света в правой блок-фаре и правом фонаре, лампа освещения вещевого ящика

Лампы габаритного света в левой блок-фаре и левом фонаре, сигнализатор наружного освещения в комбинации приборов, лампы освещения номерного знака

Цепи ламп противотуманного света в задних фонарях

Лампа ближнего света (правая блок-фара), мотор-редуктор корректора света правой блок-фары

Лампа ближнего света (левая блок-фара), мотор-редуктор корректора света левой блок-фары

Лампа дальнего света (правая блок-фара), сигнализатор дальнего света фар в комбинации приборов

Лампа дальнего света (левая блок-фара)

Лампы противотуманных фар (опция)

Элементы подогрева сидений (опция)

Электрические цепи АБС (опция)

Нагревательный элемент прикуривателя

Цепь блокировки заднего хода коробки передач

Блок управления охранной сигнализацией

Электрические цепи АБС (опция)

Реле монтажного блока

К1 (опция) Реле омывателя блок-фар

Элетродвигатель омывателя блок-фар

К2 Реле стеклоподъемников

КЗ Реле стартера

Тяговое реле стартера

К4 Дополнительное реле

Выключатель и обмотка реле обогрева заднего стекла, переключатель электродвигателя отопителя, переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла

К5 Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации

Лампы указателей поворота и аварийной сигнализации

К6 Реле очистителя ветрового стекла

Электродвигатель очистителя ветрового стекла

К7 Реле дальнего света блок-фар

Лампы дальнего света блок-фар

К8 Реле звукового сигнала

К9 (опция) Реле противотуманных фар

Лампы противотуманных фар

К10 Реле обогрева заднего стекла

Элемент обогрева заднего стекла

К11 (опция) Реле подогрева сидений

Элементы подогрева сидений

Генератор

Вынимаем аккумуляторную батарею из моторного отсека. Устанавливаем аккумуляторную батарею в обратной последовательности.

Генератор лада калина — синхронная электрическая машина переменного тока с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Ротор генератора лада калина приводится во вращение от коленчатого вала двигателя поликлиновым ремнем.

Технические характеристики генератора 9402.3701-06

Максимальный отдаваемый ток (при 14 В и 6 000 мин-1), А

Передаточное отношение двигатель—генератор

Направление вращения (со стороны привода)

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя болтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка, заложенная в подшипники на заводе, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник запрессован и завальцо-ван в передней крышке и заменяется только вместе с ней. Его внутреннее кольцо зажато гайкой между ротором и шкивом. Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом на защелках.

В статоре генератора лада калина расположена трехфазная обмотка. Концы фазных обмоток соединены с выпрямительным мостом калина, состоящим из шести кремниевых диодов (вентилей): трех «положительных» и трех «отрицательных». Вентили запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные — на разных пластинах). Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом).

Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на вале ротора. Питание к обмотке возбуждения подводится через две угольные щетки. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом).

Регулятор напряжения — неразборный, при выходе его из строя заменяют щеткодержатель с регулятором в сборе.

Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами «положительных» и «отрицательных» вентилей (между «+» и «массой» генератора) подключен конденсатор, расположенный в щеткодержателе.

При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора (выводы «L» генератора и «+» регулятора) подводится через сигнализатор и резисторы в комбинации приборов (сигнализатор при этом горит). После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от диодов выпрямительного блока (сигнализатор гаснет). Если после пуска двигателя сигнализатор горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей.

Читать еще:  Регулятор напряжения генератора к1216ен1

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля лада калина, а «плюс» — к выводу «В+» генератора. Обратное включение приведет к пробою вентилей генератора.

При работе двигателя не рекомендуется отсоединять аккумуляторную батарею автомобиля калина лада калина. Возникающие при этом скачки напряжения в бортовой сети могут повредить электронные компоненты схемы.

Вентили генератора (и другие устройства в бортовой сети автомобиля при подключенном генераторе) следует проверять под напряжением не выше 14 В, более высокое напряжение (например, при проверке мегомметром) может вызвать повреждение вентилей. При необходимости проверки изоляции обмоток высоким напряжением генератор следует снять, а выводы обмоток — отсоединить от выпрямительного блока и регулятора напряжения.

Генератор установлен на кронштейне, закрепленном на двигателе. Генератор крепится к кронштейну двумя болтами с гайками. Головка верхнего болта удерживается от проворачивания двумя выступами на кронштейне. Гайка нижнего болта установлена в шестигранном углублении кронштейна. В нижнем левом отверстии кронштейна под болт крепления генератора установлена распорная втулка.

Стартер

Стартер лада калина — четырехполюсный четы-рехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с планетарным редуктором, роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.

К стальному корпусу стартера приклеены четыре постоянных магнита. Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами. Вал якоря вращается в двух подшипниках, установленных в крышке и опоре вала. Крутящий момент от вала якоря передается на вал привода через планетарный редуктор, состоящий из центральной и коронной шестерен и трех сателлитов на водиле. На вале привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении—от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты редуктора и якоря стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения. Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается. Напряжение срабатывания реле должно быть не более 9 В. Если это не так, в тяговом реле или приводе имеется неисправность. Неисправность привода выявляется при осмотре после разборки стартера. Неисправное тяговое реле заменяют.

Наружное освещение, световая сигнализация, освещение салона и багажника, звуковой сигнал

На автомобиле установлены две блок-фары с тремя секциями: ближнего света, дальнего и габаритного света, указателя поворота. В фарах устанавливаются одноните-вые лампы ближнего и дальнего света. При включении ближнего света фар горят лампы ближнего света, а при включении дальнего света — все лампы (и ближнего и дальнего света). Секции передних и задних указателей поворотов — с прозрачными рассеивателями, лампы указателей поворотов — оранжевого цвета. На автомобиле установлен корректор фар с электромеханическим приводом, позволяющим регулировать направление пучков света в зависимости от загрузки автомобиля лада калина Корректор фар состоит из регулятора на панели приборов, электроприводов, установленных в фарах и соединительных проводов.

Автомобиль лада калина может быть укомплектован противотуманными фарами. Задние фонари укомплектованы двухнитевыми лампами габаритного и противотуманного света. Лампы света заднего хода, расположенные в задних фонарях, загораются при включении передачи заднего хода и включенном зажигании. При нажатии педали тормоза замыкаются контакты выключателя сигналов торможения, расположенного на кронштейне педального узла. При этом загораются лампы в задних фонарях и дополнительном сигнале торможения.

Реле регулятор напряжения генератора ваз калина

Lada Kalina 2. Быстро загрязняется масло в двигателе (темнеет или чернеет)

Почему загрязняется масло в двигателе (темнеет или чернеет)

Если масло загрязняется, приобретая темный, затем – черный цвет, то основных причин две, как правило:

1) износ деталей двигателя и попадание в масло продуктов их износа
2) образование нагара, вызванное сгоранием масла, содержащегося в топливно-воздушной смеси и последующий смыв его

Так же есть совсем обычные причины, например, нарушение работы (или отсутствие) воздушного фильтра, в результате чего в цилиндры попадает пыль из воздуха, которая вызывает загрязнение масла или же попросту некачественное масло, быстро разрушающееся при работе двигателя.
Если на на магнитной пробке слива масла нет металлические частиц. Тогда, очевидно, черные частицы, вызывающие потемнение масла, это не что иное, как кокс, смытый со стенок цилиндров. Ведь в большинстве современных моторных масел содержатся достаточно эффективные моющие присадки, которые и помогают смывать нагар. Если бы не они, то в результате поршневые кольца попросту закоксовались бы. Быстро. Ну, а их присутствие в масле спасает, тем самым, двигатель. Правда, весь удар при этом принимает на себя масло, которое быстро загрязняется.

Так как нагар образуется ПОСТЕПЕННО, его частицы имеют очень малый размер, они, будучи смытыми со стенок цилиндра, свободно проходят через масляный фильтр и по этой причине остаются в масле, вызывая необходимость его ускоренной замены.

Читать еще:  Шумит генератор ваз 2114

Здесь может также иметь место и слишком богатая смесь. Которая также дает черный нагар на свечах зажигания, а также на поверхности цилиндра. Соответственно, после того, как этот нагар будет смыт маслом, он попадет в картер двигателя.

Масло в двигателе темнеет

Любое моторное масло является минеральной, синтетической или полусинтетической базовой основой, в которой также содержится пакет активных присадок. Указанные присадки позволяют всесторонне улучшать различные эксплуатационные характеристики смазки: снизить потери на трение, стабилизировать температурные показатели, продлить срок службы масла и замедлить его старение, обеспечить моющий эффект и т.д.

В списке химических добавок в базовую основу отдельное место занимает показатель щелочного числа того или иного моторного масла. Другими словами, в составе смазки обязательно должна присутствовать щелочь. Главной задачей этой добавки является нейтрализация кислот, которые образуются в ДВС во время работы агрегата и затем попадают в систему смазки. Щелочные присадки также активно борются с возникновением отложений в моторе, смывают нагар, кокс и т.п. Если проще, щелочь в составе моторного масла защищает от окисления и выполняет моющие свойства, позволяя поддерживать силовой агрегат изнутри в чистоте.

Почернение масла было одним из главных показателей для его замены. Дешевый смазочный материал мог начинать темнеть уже через 400-800 км, в то время как более дорогие варианты оставались чистыми 2-3 тыс. км, затем постепенно темнели к 5 тыс. км. и далее чернели. Отметим, что цвет смазки менялся не в результате действия присадок, а с учетом свойств базового масла. Сегодня ситуация кардинально изменилась, так как современные автомасла содержат большое количество активных присадок.

Потемнение масла указывает на то, что смазка удерживает в себе и связывает химические компоненты, отложения и т.д. Получается, кислоты не имеют контакта с деталями, замедляется коррозия и минимизируется износ ДВС. В процессе замены смазочного материала загрязнения сливаются вместе с отработавшим маслом, а не оседают на поверхностях деталей. Другими словами, все получается с точностью до наоборот — если масло долго не чернеет, тогда оно не моет и не очищает мотор, не обеспечивает надежную защиту от вредных продуктов. Долгая прозрачность и чистота масла указывает на то, что моющие функции смазка выполнить попросту не способна.

Особенно быстро смазка темнеет в моторах, которые изначально были загрязнены. Другими словами, потемнение означает то, что масло активно моет двигатель. С учетом данного факта больше должна настораживать чистота масла, то есть когда его цвет практически не меняется с пробегом. Это может указывать на то, что смазочный материал имеет низкую моющую способность и двигатель не очищается.

Масло в моторе быстро почернело

Бывает, что масло не просто темнеет, а становится черным и больше похожим на мазут. В этом случае данному моменту стоит уделить особое внимание.

1) В самом начале необходимо извлечь масляный щуп и вытереть с него масло чистой тряпкой. Остатки черных разводов укажут на то, что смазочный материал в двигателе угарает. Причиной может быть значительный износ ЦПГ, то есть масло попадает в камеру сгорания. Параллельно топливо также стекает в катер двигателя, разжижая смазку. В результате рабочая жидкость смазочной системы ДВС теряет свои защитные, моющие и другие полезные свойства. Получается, быстрое почернение масла указывает на наличие проблем с самим двигателем. Дополнительными симптомами обычно являются повышенный расход топлива и масла, снижение мощности мотора, дымность выхлопа, затрудненный пуск на холодную и т.д.

2) Второй причиной, которая объясняет, почему масло в дизельном двигателе быстро чернеет или происходит почернение смазки в бензиновом агрегате, является перегрев масла. Быстрое изменение цвета на черный происходит в случае, если мотор постоянно эксплуатируется в тяжелых режимах на высоких оборотах и максимальных нагрузках. Также масло перегревается тогда, когда изначально был неправильно подобран смазочный материал по характеристикам вязкости. Фактически, происходит закипание, смазка становится однородной массой черного цвета.

Становится понятно, что в случае проблем с ЦПГ мотору нужен ремонт. Если же масло не подходит для данного типа двигателя, тогда такую смазку нужно немедленно заменить на подходящий вариант, который является рекомендованным производителем ДВС и соответствует всем допускам. Не стоит также забывать о том, что в мотор может быть случайно залита низкосортная подделка. По этой причине рекомендуется приобретать ГСМ только в проверенных точках продажи.

Помните, дальнейшая эксплуатация двигателя с черным маслом может привести к серьезным поломкам силового агрегата в случае отсутствия уже имеющихся неполадок, а также дополнительным проблемам при откладывании ремонта и замены смазки на агрегатах, в которых замечено почернение масла по причине износа отдельных элементов.

Как проверить реле-регулятор напряжения генератора

Электрическая сеть любого автомобиля питается за счет генератора, который приводится во вращение двигателем при помощи ременной передачи. Его обороты постоянно меняются, начиная от 900 и заканчивая несколькими тысячами, вызывая соответствующее вращение ротора. Для нормальной работы всех электроприборов и зарядки аккумулятора, в бортовой сети напряжение должно быть стабильным, что обеспечивает реле-регулятор. Являясь самым слабым звеном в системе электроснабжения, устройство в первую очередь нуждается в проверке при обнаружении неполадок зарядки АКБ и других поломках электросети автомобиля.

Читать еще:  Нет возбуждения на генераторе приора

Принцип работы

Регулятор напряжения автогенератора предназначен для поддержания напряжения бортовой сети в необходимых пределах при любом режиме работы и различной частоте вращения генератора, изменении нагрузки и перепадах внешней температуры. Также он способен выполнять дополнительные функции – защищать генератор от перегрузок и аварийного режима работы, автоматически подключать к бортовой цепи обмотки возбуждения или систему сигнализации аварии генератора.

Работа любого регулятора напряжения основана на одном и том же принципе, и определяется следующими факторами:

  1. Частотой оборотов ротора.
  2. Силой тока, которую генератор отдает в нагрузку.
  3. Показателем магнитного потока, которую создает ток обмотки возбуждения.

Более высокие обороты ротора определяют повышение напряжения генератора. Рост силы тока на обмотке возбуждения делает сильнее магнитный поток, и одновременно напряжение. Любой регулятор напряжения стабилизирует его за счет изменения тока возбуждения. При росте или снижении напряжения, регулятор понижает или повышает ток возбуждения, регулируя напряжение в необходимых пределах.

Сам реле-регулятор представляет собой электронную схему с выходами к графитным щеткам. Его устанавливают как в самом корпусе генератора рядом со щетками, так и вне его, и тогда щетки крепятся к щеткодержателю.

Неисправности

Чаще всего реле-регулятор выходит из строя по следующим причинам:

  1. При исправном АКБ отсутствует ток зарядки, из-за чего он не заряжается. Это происходит при плохом присоединении проводов к зажимам реле или при обрыве цепи от генератора к батарее. Устраняется закреплением провода в цепи, проверкой и регулировкой регулятора напряжения и реле-регулятора.
  2. Недостаточный ток зарядки при разряженной АКБ или большой при полностью заряженном аккумуляторе вызваны нарушением регулировки регулятора напряжения. Устраняется регулировкой устройства или его заменой.
  3. Горение и перегорание ламп с чрезмерным накалом происходит при нарушении регулировки реле-регулятора или замыкании контактов. Устраняется разъединением и зачисткой замкнувших контактов, регулировкой или заменой регулятора напряжения.
  4. Большой ток разряда после остановки мотора. Происходит при замыкании контактов реле-регулятора (спекании контактов, поломке пружины якоря) или коротком замыкании электропровода. Ремонтируется нахождением и устранением короткого замыкания при отключенном аккумуляторе, проверкой и регулировкой ограничителя тока, размыканием и зачисткой контактов, заменой пружины с регулировкой ее зазора и натяжения.

Как проверить реле регулятор

Поломка реле-регулятора проявляется в систематическом недозаряде или перезаряде аккумулятора. Простейшая проверка устройства проводится тестером в режиме вольтметра на постоянном токе в пределах от 0 до 20В. Щупы прибора при неработающем двигателе подсоединяются к клеммам АКБ и фиксируют показания вольтметра, которые от состояния батареи варьируются в пределах 12-12,8 В.

После двигатель запускают и смотрят на показания прибора: напряжение должно повыситься до 13-13,8 В, в зависимости от оборотов коленвала. Дальнейшее повышение оборотов должно соответственно увеличивать напряжение. Так, на средней частоте вращения оно составляет 13,5-14 В, а при максимальных достигает 14-14,5 В. Отсутствие повышения напряжения после запуска мотора свидетельствует о неисправности реле-регулятора.

Существует вероятность, зарядка аккумулятора отсутствует по другой причине, к примеру, из-за неисправности в самом генераторе. С целью установки диагноза, реле-регулятор снимается для более точной проверки при помощи тестера и 12-вольтовой лампы. Дополнительно понадобятся провода с клеммами, блок питания или зарядное устройство, в котором можно регулировать ток.

После подключения реле к схеме и включении блока питания лампа загорится. Регулятором напряжения постепенно увеличивают ток и следят за показаниями вольтметра или шкалой подключенного тестера. При показаниях до 14,5 В лампа должна гореть, а после превышения гаснуть. Если после уменьшения ниже 14,5 она загорается снова, значит реле-регулятор исправен. При отклонениях работы в ту или иную сторону реле будет давать перезаряд или не выдавать необходимый ток для заряда, что является поводом для его замены.

Подобным образом проверяются интегральные реле, которые в народе называют «шоколадки», применяемые на более старых моделях отечественных машин. Схема также подключается к блоку питания или зарядному устройству через лампочку, которая должна гаснуть при достижении необходимого предела напряжения. При этом нужно обратить внимание на состояние клемм, которые при загрязнении или окислении могут создать дополнительное сопротивление и при исправном реле вызывать потерю напряжения.

Замена реле регулятора генератора

Замена реле необходима в следующих случаях:

  1. Износ щеток, при котором контакт с реле-регулятором пропадает и генератор не работает.
  2. Пробой в схеме устройства, который вызывает в системе увеличение напряжения.
  3. Поломка креплений или корпуса, которое может привести к замыканию.

Процесс замены устройства рассмотрен на примере генератора Лада-Калина. Замена реле-регулятора связан с демонтажем генератора, и осуществляется в следующем порядке:

  1. Снятие с генератора клеммы «минус».
  2. Демонтаж генератора.

3. Отщелкивание на крышке генератора пластиковых фиксаторов и ее снятие.

4. Отключение разъема диодного моста.

5. Откручивание гайки и демонтаж втулки контактной группы.

6. Выкручивание пары винтов, удерживающих реле-регулятор.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector