Проверка генератора ваз 2109 инжектор
Основные неисправности генератора и способы их устранения
Приводятся те неисправности, которые может обнаружить и исправить самостоятельно владелец автомобиля. Работы, связанные с разборкой генератора (замена выпрямительного блока), рекомендуется выполнять на станции технического обслуживания, но они под силу и опытным автолюбителям.
При проверках генератора, а также при эксплуатации автомобиля необходимо соблюдать ряд простых правил, чтобы не вывести генератор из строя:
- не допускать работу генератора с отсоединенной от зажима «30» генератора аккумуляторной батареей. Без аккумуляторной батареи в бортовой сети автомобиля возникают опасные импульсные перенапряжения при отключении каких-либо потребителей электроэнергии. Эти импульсные перенапряжения могут вывести из строя электронное оборудование автомобиля, в том числе регулятор напряжения и вентили выпрямительного блока генератора;
- не проверять работоспособность генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «30» генератора с «массой». При этом через вентили протекает значительный ток и они повреждаются. Контролировать напряжение генератора можно только вольтметром;
- «минус» аккумуляторной батареи должен всегда соединяться с «массой», а «плюс» — подключаться к зажиму «30» генератора. Ошибочное (обратное) включение батареи немедленно вызовет прохождение повышенного тока через вентили генератора и они выйдут из строя;
- не проверять вентили напряжением выше 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание). При проверке изоляции электропроводки мегомметром необходимо отсоединять все провода от генератора;
- необходимо отсоединять все провода от генератора и от аккумуляторной батареи при электросварке каких-либо деталей кузова.
Проверять цепи и узлы электрооборудования и устранять неисправности надо при неработающем двигателе и отсоеднненной аккумуляторной батарее.
Контрольная лампа не загорается при включении зажигания
При этом могут наблюдаться два случая.
а) Контрольные приборы работают и вольтметр показывает нормальное напряжение при работе двигателя.
Причины неисправности и способы ее устранения:
- перегорела контрольная лампа или произошел обрыв в цепи питания контрольной лампы. Снять комбинацию приборов и проверить лампу. Перегоревшую лампу заменить. Если лампа исправна, то проверить надежность контакта между выводами патрона лампы и платой комбинации приборов, а также проверить состояние и надежность подключения коричневого провода с белой полоской, соединяющего комбинацию приборов с монтажным блоком.
б) Контрольные приборы не работают.
Причины неисправности и способы ее устранения:
- перегорание предохранителя №5 в монтажном блоке. Проверить и заменить перегоревший предохранитель;
- обрыв в цепи питания комбинации приборов. Проверить состояние и надежность подключения оранжевого и оранжевого с голубой полоской проводов, соединяющих комбинацию приборов с монтажным блоком.
Контрольная лампа горит после пуска двигателя
Стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы. После нажатия и отпускания педали дроссельной заслонки контрольная лампа гаснет и вольтметр показывает нормальное напряжение.
Неисправность заключается в том, что генератор не возбуждается при малой частоте вращения двигателя из-за отпайки дополнительных резисторов 4 (см. рис. 98) в монтажном блоке. Если монтажный блок отечественного производства, то снять его, разобрать и припаять отпаявшиеся резисторы к печатной плате. Монтажный блок производства СФРЮ неразборной конструкции. Он ремонту не подлежит и его необходимо заменять новым.
Пониженное напряжение генератора
Стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы при работе двигателя или постепенно отклоняется в начало шкалы. Здесь возможны два варианта.
а) Контрольная лампа горит.
Причины неисправности и способы ее устранения:
- проскальзывание ремня привода генератора. Отрегулировать натяжение ремня;
- обрыв или короткое замыкание («пробой») в диодах 14 (см. рис. 98), питающих обмотку возбуждения. Проверить, есть ли «пробитые», диоды (пропускающие ток в обоих направлениях) можно по схеме на рис. 100. При этом необходимо отсоединить провода от генератора, а также провод от вывода «В» регулятора напряжения. Если лампа 2 горит, то какой-то из диодов «пробит». Найти «пробитый» диод, также как и диод с обрывом (не пропускающий ток в обоих направлениях) можно, Только разобрав генератор, сняв выпрямительный блок и проверив каждый диод в отдельности. Поврежденный диод заменить;
- поврежден регулятор напряжения. Снять регулятор напряжения с щеткодержателем и проверить его по схеме на рис. 101. К выводам «Б», «В» и к «массе» регулятора присоединить источник питания 1 сначала напряжением 12 В, а затем 15. 16 В. Если регулятор исправен, то в первом случае лампа 3 должна гореть, а во втором — гаснуть. Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой. А. если не горит в обоих случаях, то или в регуляторе имеется обрыв, или нет контакта между выводами щеток и регулятора напряжения. Для восстановления контакта зачистить выводы щеток и регулятора напряжения. Поврежденный регулятор заменить;
- обрыв в одном или нескольких вентилях выпрямительного блока. Вентиль с обрывом можно обнаружить, только разобрав генератор и проверив отдельно каждый вентиль блока. Выпрямительный блок с поврежденными вентилями заменить новым;
- короткое замыкание («пробой») в отрицательных вентилях выпрямительного блока или замыкание обмотки статора па «массу». Проверить можно по схеме на рис. 102, б. «Минус» аккумуляторной батареи 1 присоединяется к «массе» генератора, а «плюс» через лампу 2 к любому болту крепления выпрямительного блока. Если при этом лампа 2 горит, то либо «пробит» отрицательный вентиль, либо обмотка статора замкнута па «массу». Чтобы конкретно определить причину, разобрать генератор и проверить омметром, нет ли замыкания обмотки статора на «массу», и отдельно проверить отрицательные вентили выпрямительного блока. При замыкании па «массу» обмотки заменяется статор генератора, а при «пробое» отрицательных вентилей выпрямительный блок;
- обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора. Обрыв можно обнаружить, проверив омметром каждую фазовую обмотку статора после разборки генератора, а межвитковое замыкание — только специальным прибором на станции техническою обслуживания. Статор с поврежденной обмоткой заменить;
- замыкание па «массу» выводов обмотки возбуждения генератора. Для проверки снять регулятор напряжения и омметром или с помощью лампы и аккумуляторной батареи проверить сопротивление между контактным кольцом ротора и «массой». Устранить замыкание или заменить ротор генератора.
б) Контрольная лампа не горит.
Причины неисправности и способы ее устранения:
- нет контакта между выводами регулятора напряжения и выводами щеток. Снять регулятор напряжения со щеткодержателем, разъединить их и зачистить выводы щеток и регулятора напряжения;
- износ или зависание щеток, окисление контактных колец ротора. Снять с генератора щеткодержатель с регулятором напряжения, проверить, свободно ли перемещаются щетки в щеткодержателе. Если щетки изношены (выступание щеток менее 5 мм), то заменить щеткодержатель с щетками. Протереть контактные кольца тряпкой, смоченной в бензине, а если они сильно пригорели, то зачистить их мелкозернистой шлифовальной шкуркой;
- поврежден регулятор напряжения. Проверить регулятор согласно описанной выше методике по схеме, приведенной на рис. 101. Поврежденный регулятор напряжения заменить;
- отсоединился провод от вывода «В» щеткодержателя. Проверить, присоединить провод;
- обрыв в цени между штекером «61» генератора и монтажным блоком. Генератор не возбуждается, так как ток от аккумуляторной батареи не проходит на обмотку возбуждения. Для проверки соединить отдельным проводом штекер «61» с зажимом «30» генератора или с клеммой «плюс» аккумуляторной батареи и пустить двигатель. Если вольтметр покажет нормальное напряженно, то, следовательно, поврежден коричневый провод с белой полоской, соединяющий штекер «61» генератора с монтажным блоком. Проверить провод н его соединения, поврежденный провод заменить;
- короткое замыкание («пробой») в положительных вентилях выпрямительного блока. Проверить можно по схеме (рис. 102, а). «Плюс» аккумуляторной батареи через лампу 2 присоединяется к выводу «30» генератора, а «минус» — к любому болту крепления выпрямительного блока. Если лампа 2 будет гореть, то пробит какой-то из положительных вентилей и выпрямительный блок необходимо заменить;
- отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец. Снять регулятор напряжения и проверить омметром сопротивление между контактными кольцами. В случае обрыва припаять выводы обмотки к контактным кольцам или заменить ротор генератора.
Напряжение генератора выше нормы
Стрелка вольтметра находится в красной зоне в конце шкалы при работе двигателя.
Причина неисправности —- повреждение регулятора напряжения. Проверить его согласно приведенной выше методике но схеме на рис. 101. Поврежденный регулятор напряжения заменить.
Повышенная шумность генератора
Причины неисправности и способы ее устранения:
- ослабление гайки крепления шкива генератора. Подтянуть гайку;
- повреждение подшипников генератора. Разобрать генератор и заменить поврежденные подшипники;
- межвитковое замыкание или замыкание на «массу» обмотки статора, короткое замыкание в одном из вентилей выпрямительного блока. При этом возникает характерный «вой» генератора. Проверить статор и выпрямительный блок, как описано выше.
Демонтаж и проверка автогенератора ВАЗ 2109
Без аккумуляторной батареи машина далеко не уедет, поскольку электрические приборы в ней работать просто не будут. Функцию зарядного устройства в девятке выполняет генератор ВАЗ 2109, который имеет маркировку 37.3701. Включение нормально работающего механизма должно произойти в момент начала движения автомобиля, но в определенных условиях небольшая задержка допустима.
При нормальной эксплуатации снимать и ремонтировать заводской генератор вряд ли придется. Но состояние отечественных дорог и погодные условия вынуждают время от времени производить такую операцию. Для проведения ремонта понадобятся схема подключения генератора ВАЗ 2109, набор инструментов и опыт в таких работах. Но в некоторых случаях лучше обращаться в ремонтную мастерскую, где специалисты демонтируют устройство машины и при необходимости заменят регулятор напряжения ВАЗ 2109, щетки генератора, крепление и прочие детали, вышедшие из строя.
Как демонтировать зарядное устройство
Генератор к девятой модели «Жигулей» рассчитан на переменный ток и является трехфазным со встроенным в него выпрямителем. Устройство электронное, вращающееся по часовой стрелке. Если знать, как проверить генерирующее ток устройство, можно сэкономить на оплате услуг автосервиса. Продиагностировать зарядное устройство можно при помощи простейших электроизмерительных приборов (амперметра, вольтметра). А сломанный подшипник генератора ВАЗ 2109, можно определить по звуку, который он издает, или методом осмотра.
С целью замены или ремонта поврежденных частей генерирующее электрический ток устройство необходимо демонтировать.
Для этого машину загоняют на эстакаду или яму. Демонтаж производится согласно следующему алгоритму:
- машину обесточивают путем отсоединения клемм аккумулятора;
- далее снимают резиновый колпачок, который защищает отрицательный вывод механизма от влаги и частиц грязи;
- затем отворачивают крепежную гайку и снимают со шпильки проводники;
- после отсоединяют от разъема генератора колодку с имеющимися на ней проводами;
- теперь нужно ослабить затяжку крепления генератора к планке, которая регулирует его положение относительно вертикальной оси;
- необходимо поднять демонтируемое устройство в самую верхнюю точку и снять со шкива ремень генератора;
- на предпоследнем этапе демонтажа детали раскручивается болт, при помощи которого регулировочная планка крепится к цилиндрам;
- теперь со стороны днища машины откручиваются два болта, с помощью которых нижний кронштейн крепится к блоку цилиндров;
- затем механизм можно извлечь из-под капота.
Число действий, необходимых для снятия генератора невелико, и демонтаж вполне можно выполнить своими руками. По окончании ремонтных работ, следует проверить, в каком состоянии находится ремень и натянуть его на шкив генератора. Размер шкива должен точно соответствовать ремню.
Тестирование автогенератора на ВАЗ 2109
Неполадки в работе генератора приводят к тому, что автомобиль теряет мощность. Поэтому нужно внимательно следить за работоспособностью машины, своевременно проверять рабочее стояние узлов. Вентили генератора воспрещается тестировать прибором, дающим на выходе напряжение свыше 12 В, иначе они могут быть пробиты. Если такое тестирование вдруг окажется необходимым, следует полностью обесточить генератор. У нормально работающего механизма щетки на генератор на ВАЗ 2109 должны быть хорошо притерты к контактам коллектора (контактным кольцам), зазор между ними должен быть минимальным.
Также можно проверить, исправно ли работает регулятор ВАЗ. Если на работающей машине при включенных фарах ближнего света напряжение в сети автомобиля выходит за пределы 13,5-14,2 В, то необходима замена регулятора напряжения. Современный трехуровневый регулятор напряжения идет в комплекте вместе со щетками. Он представляет собой компактную и удобную конструкцию.
Регулятор напряжения генератора и подшипники ремонту не подлежат, детали идут под замену целиком.
Проверка автогенератора мультиметром
Неисправности подшипников в зарядном устройстве выявить мультиметром вряд ли удастся. А вот для обнаружения неисправностей в реле генератора или неполадок в проводке он вполне подойдет. Последовательность действий при проверке состояния узлов мультиметром на ВАЗ 21093 инжектор или карбюратор такова:
- Для начала проверяется генераторное реле.
- Затем диагностируют диодный мост генератора ВАЗ в звуковом режиме мультиметра. Прибор начинает пищать только при проверке одного из направлений моста. Если писк появляется в обоих направлениях — мост пробит.
- Чтобы проверить статор, измерительный прибор переключается в режим определения сопротивления. Если сопротивление между выводами обмотки и корпусом статора будет меньше 50 кОм — зарядное устройство в скором времени выйдет из строя.
- Далее проверяется состояние обмотки ротора автогенератора. Сопротивление между контактными кольцами должно быть небольшим. В случае короткого замыкания или обрыва ротор придется менять.
- В конце тестируется провод возбуждения генератора.
Имея среди инструментов обычный мультиметр, можно произвести диагностику автогенератора. Для этого необязательно обращаться в автосервис.
Диагностика реле регулятор напряжения генератора ваз 2109
Сегодня мы расскажем, как проверить реле регулятор напряжения генератора ВАЗ 2109. В начале 90 годов автоконцерн ВАЗ выпустил автомобиль модели 2109. Как в любом механизме, исправность автомобиля обеспечивает реле регулятор напряжения генератора ВАЗ 2109 как один из основных узлов электрической системы. От постоянной мощности тока зависит большая часть функций машины.
В «Жигули» 2109, как и во многих других автомобилях современных марок, для синхронизации работы оборудования и для его корректной работы используют бортовые компьютеры. Автомобилисты их называют «мозгом» машины. А для работы компьютера в электросети должна поддерживаться постоянная величина силы тока. Это невозможно в случае если выходит из строя регулятор напряжения ВАЗ.
Описание процедуры проверки работоспособности регулятора напряжения
В том случае, если все-таки установлена неисправность в указанном реле, то в руководстве по техническому обслуживанию автомобиля совершенно четко описана процедура выявления поломки. Сразу стоит заметить, что главное преимущество модели 2109 — это инжектор для подачи топлива. Это значительно улучшает характеристики машины. А инжектор напрямую связан с компьютером, который осуществляет беспрестанный контроль за качеством работы и состоянием самого инжектора. В том случае, если выходит из строя эта составляющая, то выходит из строя и инжектор.
Рассматриваемая поломка сопровождается такими неполадками, как:
- увеличение расхода топлива при одновременном снижении силы тяги автомобиля;
- тусклый свет лампочек габаритных огней, поворотников и панели приборов в салоне.
Если появились эти поломки, то необходимо заменить реле регулятор тока генератора. Опишем правильную процедуру проверки регулятора напряжения генератора ВАЗ 2109. Если у вас модель автомобиля с установленной описываемой деталью, то:
- нужно взять вольтметр;
- завести двигатель автомобиля и установить число оборотов на 1500-2000 в минуту;
- включить ближний свет фар;
- провести замер напряжения на клеммах АКБ.
При этом нормальным считается результат проведенного замера в диапазоне 13,5-14,2 Вольт. При отклонении показателя в ту или иную сторону можно с уверенностью говорить о неисправности регулятора напряжения ВАЗ 2109. Регулятор напряжения генератора не ремонтируется, и его нужно просто заменить.
Но есть и еще один важный момент, который нужно напомнить. Нужно убедиться, что неисправность электрической системы кроется именно в том, что вышло из строя реле регулятор, но никак не контрольная лампа приборной панели. Это связно с тем, что электропитание на обмотку возбуждения генератора подается именно с нее и, в случае если лампа сгорает, питание на обмотку уже не подается, и генератор не будет работать.
Такая же диагностика возможна и для машины ВАЗ 2108.
Диагностика работоспособности регулятора напряжения на снятом генераторе
Современная промышленность выпускает регуляторы напряжения в одном корпусе с щетками. Это делает конструкцию более компактной и одновременно более надежной.
Дополнительным плюсом служит то, что при диагностике неполадок одновременно можно обнаружить неисправность и в щетках.
Для проведения процедуры диагностики необходимо на выводы массы подключить питание от внешнего источника питания. Этим источником могут служить даже пара полуторавольтовых батареек. Дополнительно в цепи подключается маломощная лампа, мощностью не более 3 Ватт. Все звенья цепи соединяются проводами.
Если лампа не горит, либо горит при подаче любого питания, то это свидетельствует о неисправности реле генератора ВАЗ 2109. В случае если лампа совсем не горит, то имеется обрыв в проводах щеток генератора. И в том и в другом случае требуется замена поврежденного узла цепи.
Отметим, что подобная процедура диагностики неисправности реле напряжения ВАЗ 2109 используется и на некоторых других моделях ВАЗ. К примеру, сходная процедура и для ВАЗ 2108.
Вместо заключения
Мы не стали описывать процедуру замены генератора или реле регулятора потому, что в первом случае есть отдельная информация с полным пошаговым описанием всех действий, а во втором — процедура очень проста и не вызывает сложностей даже у начинающих автомобилистов.
Остается лишь пожелать меньше поломок автомобиля и удачной, безаварийной езды по трассам!