Утилизационный сбор в беларуси на автомобили
Об утилизационном сборе в Беларуси
Утилизационный сбор был введен в Беларуси в 2014 году. Цель нововведения — обеспечить оплату за утилизацию вышедших из строя автомобилей с использованием методов, не приносящих вреда окружающей среде . Сбор обязателен как для физических, так и для юридических лиц. Оплачивается он единоразово при пересечении границы. Одновременно вносят таможенный сбор. Подтверждением платежа выступает квитанция с указанием типа автомобиля и вида применяемых расчетов.
Какие автомобили освобождаются от уплаты сбора
Указом Президента несколько видов транспортных средств освобождены от необходимости оплачивать утилизационный сбор. К таковым относят автомобили, выпущенные производителями Беларуси, а также транспорт, переоборудованный на территории страны на базе машин, за которые ранее был оплачен утильсбор.
Кроме того, освобождаются от выплат транспортные средства:
- переданные в пользу государства;
- конфискованные в счет неоплаченных налогов и штрафов;
- обеспечивающие охрану национальной безопасности;
- задержанные таможенным контролем и не востребованные в установленный законодательством срок.
Как рассчитать сбор для Беларуси
Сбор рассчитывается отдельно по каждому виду автомобиля с учетом индивидуальных критериев.
На размер сбора оказывают влияние несколько факторов, основными из которых являются тип и объем двигателя.
Также размер утилизационного сбора может измениться в зависимости от:
- страны, из которой ввозят транспортное средство;
- в каких целях планируется использовать машину;
- является ли владелец юридическим или частным лицом;
- в каком году выпущен автомобиль.
Документы для оплаты
Чтоб оплатить утилизационный сбор владелец автомобиля должен предоставить документы на автомобиль по которым можно произвести расчет.
Также понадобятся личные документы владельца и подтверждение прав собственности.
В основной пакет необходимых бумаг входит:
- паспорт, подтверждающий гражданскую принадлежность автовладельца;
- договор о приобретении автомобиля;
- технический паспорт машины.
Если документы подаются не лично владельцем, понадобится нотариально оформленная доверенность.
Пошаговые действия
С 2017 года формула расчета значительно упростилась. Теперь определить размер сбора может каждый желающий, вооружившись калькулятором и двумя параметрами. Для определения точной суммы достаточно умножить базовую ставку на коэффициент.
Если владельцем автомобиля выступает юридическое лицо, формула для расчетов немного усложняется. Коэффициент меняется в зависимости от типа и назначения автомобиля.
Базовая ставка и коэффициенты
Категории транспортных средств | Дополнительные параметры | Базовый тариф сбора в пересчете на российский рубль | Коэффициенты в зависимости от срока службы автомобилей | |
Меньше трех лет | Больше трех лет | |||
М1, G, а также спецтехника с электрическим двигателем. | Объем двигателя до 1000 см. куб. | 20 000 | 0,86 | 5,3 |
до 2000 см. куб. | 1,34 | 8,26 | ||
до 3000 см. куб. | 2,56 | 16,12 | ||
до 3500 см. куб. | 3,47 | 28,5 | ||
более 3500 см. куб. | 5,5 | 35,01 | ||
Для автотранспорта, которым владеют физические лица и используют только в личных целях | 0,1 | 0,15 | ||
N1, N2, N3, в том числе с повышенной проходимостью | масса до 2,5 тонн | 150 000 | 0,5 | 0,88 |
до 3,5 тонн | 0,8 | 1,25 | ||
до 5 тонн | 1 | 1,6 | ||
до 8 тонн | 1,1 | 4,56 | ||
до 12 тонн | 1,34 | 6,91 | ||
до 20 тонн | 1,47 | 10,06 | ||
до 50 тонн | 2,9 | 11,8 | ||
Спецсредства М2, М3, N1, N2, N3, кроме бетоносмесителей | — | 150 000 | 1 | 10 |
Бетоносмесители | 3 | 13 | ||
М2, М3 с электрическим двигателем | объем двигателя до 2500 см. куб. | 150 000 | 0,6 | 1 |
до 5000 см. куб. | 1,2 | 3 | ||
до 10 000 см. куб. | 1,6 | 4,4 | ||
более 10 000 см. куб. | 2 | 5,2 | ||
Самосвалы | массой 50-80 тонн | 13,6 | 30,98 | |
80-350 тонн | 25 | 32 | ||
более 350 тонн | 37 | 40 |
Примеры расчетов
Базовая ставка вычисляется по курсу, установленному Центробанком на текущий период. Если автомобиль эксплуатируется 4 года и находится в собственности частного лица, на момент оплаты сбора базовая ставка равна 20 тыс. российских рублей (5 410 000 белорусских рублей).
Для физлиц установлен коэффициент 0,15. Соответственно, для определения суммы сбора достаточно умножить 5 410 000 на 0,15. Получаем 811 500 белорусских рублей, что и является суммой, которую необходимо оплатить в качестве утилизационного сбора.
Если собственником транспорта выступает юридическое лицо, расчеты усложняются. Автомобиль массой менее 2,5 тонны, эксплуатируемый более трех лет, имеет базовую ставку 150 000 российских рублей и коэффициент 0,88. Умножаем 150 000 на 0,88 и получаем 132 000 российских рублей утилизационного сбора. В белорусской валюте это составит 4 282 000.
Калькулятор для расчета утилизационного сбора
Высчитать размер оплаты легко при помощи обычной таблицы. Несмотря на это, некоторые ресурсы предоставляют возможность сделать это непосредственно на своих страницах. Калькулятором онлайн можно воспользоваться на сайтах:
Оба ресурса предлагают простую и эффективную систему расчетов. Для получения точной суммы достаточно ввести:
- статус владельца машины;
- период эксплуатации;
- тип автомобиля.
В зависимости от статуса автовладельца могут появиться дополнительные поля:
После введения необходимой информации программа автоматически рассчитывает величину оплаты за утилизационный сбор в российских рублях или евро.
Перевести полученный результат в белорусские рубли можно, воспользовавшись одним из многочисленных онлайн конвертеров.
Возможные проблемы при расчетах
Как правило, никаких сложностей при расчете утилизационного сбора не возникает. Автовладельцу нужно точно указать критерии, которые оказывают влияние на окончательный размер выплат.
Если была оплачена меньшая сумма, достаточно внести остаток. Переплату возвратят в течение месяца.
Как оплатить утилизационный сбор в Беларуси
Оплата проводится по квитанции, выданной работниками таможни. Автовладелец получает документ с указанными реквизитами и размером выплаты, посещает отделение банка и вносит необходимую сумму.
Также доступно онлайн перечисление средств по указанным реквизитам через систему «Расчет».
Для этого необходимо авторизоваться на сайте e-pay.by, перейти в раздел платежей и выбрать вкладку «таможенные платежи». Далее остается заполнить указанные системой поля и подтвердить оплату.
Расчет и оплата утилизационного сбора в Беларуси — процедура обязательная. Главным образом она вызывает недовольство автовладельцев в связи с необходимостью тратить немалые средства.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
БрестСИТИ. Новости
ТОП за неделю
Реклама
Городские заметки
Прислать новость
Брестская область
Рубрики новостей
Транспорт Бреста
Выберите район
Реклама
Что посмотреть в Бресте?
Реклама
В Беларуси вводится утилизационный сбор с автомобилей (с 1 марта 2014)
Утилизационный сбор в отношении транспортных средств вводится в Беларуси. Соответствующий указ № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» подписал глава государства Александр Лукашенко, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.
Бульвар Космонавтов в Бресте. Фото: BrestCITY.com
Устанавливаются виды и категории транспортных средств, в отношении которых будет уплачиваться утилизационный сбор. В числе прочих этим сбором будут облагаться:
- транспортные средства с электродвигателями (за исключением оснащенных гибридной силовой установкой) и повышенной проходимости
- самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (массой свыше 50 т)
- автомобили, ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя
Утилизационный сбор будет уплачиваться по базовым ставкам и коэффициентам к ним, определяемым правительством, однократно за каждое транспортное средство. К таким транспортным средствам относятся произведенные и отчуждаемые на территории страны, в том числе предназначенные для нужд производителя; ввозимые в страну для личного пользования и выпускаемые в целях обращения без ограничений по пользованию и распоряжению; ввезенные с территорий государств — членов Таможенного союза и подлежащие государственной регистрации.
Плательщиками утилизационного сбора признаются юридические и физические лица, которые произвели и реализовали автотранспорт на территории страны; осуществили таможенное декларирование транспорта для выпуска в свободное обращение либо помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; ввезли в страну с территорий государств — членов Таможенного союза транспортные средства для постоянного размещения; приобрели в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен.
От утилизационного сбора будут освобождаться транспортные средства, ввозимые физическими лицами, признанными беженцами либо получившими разрешение на постоянное проживание в Беларуси, ввозимые дипломатическими представительствами, а также произведенные белорусскими организациями, принявшими на себя обязательство обеспечить безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств.
Взимание сбора возложено на уполномоченные Советом Министров органы государственного управления (на ГТК — при ввозе автотранспортного средства, МНС — при производстве его на территории Беларуси).
Ставки (размеры) утилизационного сбора
Базовая ставка применительно к транспортным средствам категории M1 (легковые автомобили), в том числе повышенной проходимости категории G, а также к специальному и специализированному автотранспорту этих категорий утверждена в размере, эквивалентном 20 тыс. российских рублей.
Установлены также коэффициенты, применяемые к базовой ставке утильсбора. Для автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования вне зависимости от рабочего объема двигателя, с даты выпуска которых прошло менее трех лет, он составляет 0,1, более трех лет — 0,15. Для легковых автомобилей с электродвигателями, кроме транспортных средств с гибридной силовой установкой, будет применяться коэффициент 0,86 (до трех лет) и 5,3 (более трех).
Для юридических лиц базовая ставка установлена в размере, эквивалентном 150 тыс. российских рублей. Величина утильсбора, согласно постановлению, будет рассчитываться с учетом вида и категории автотехники с применением утвержденных коэффициентов (они разнятся от 0,5 до 40 исходя из полной массы транспортных средств, а также года их выпуска).
Базовая ставка утилизационного сбора определяется в белорусских рублях по официальному курсу белорусского рубля к российскому рублю, установленному Национальным банком на день уплаты утилизационного сбора.
Как сообщалось, ставки таможенных пошлин и суммы уплаты утилизационного сбора полностью унифицированы с действующими в России.
Видео — ТРК Брест.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Утилизационный сбор на автомобили
Что такое утилизационный сбор
Как рассчитывается, кому нужно платить, а также другие детали вопроса
У тилизационный сбор – один из платежей для автовладельцев, введённый несколько лет назад. Что это за сбор, зачем его платить, как и кому – до сих пор интересует водителей. Есть ли возможность для самостоятельного расчёта этого платежа? Статья поможет решить все ваши возникшие вопросы по выплате и учёту утилизационного сбора.
Что это такое?
Чтобы узнать о данном виде платежей подробнее, нужно обратиться к Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления», именно он регламентирует порядок выплат для российских граждан-владельцев автомобилей отечественного и иностранного автопрома. Этот документ был дополнен статьёй 24.1. ещё в 2012 году, который уточнил получателя платежа – государство.
Он может быть получен только 1 раз с любого автовладельца. Этот платёж необходим для компенсации ущерба природе, экологии и человечеству при утилизации машины. То есть деньги будут потрачены на безопасные методы утилизации автомобилей, которые соответствуют экологическим нормам.
Кто обязан платить утильсбор
Если автомобиль был приобретён в России, владелец может не беспокоиться о необходимости выплаты сбора, за него всё это делает импортёр. Если один из российских заводов произвёл транспортное средство, то положенная сумма будет оплачена предприятием-производителем.
В законе определены лишь два вида лиц, которые будут платить:
- владелец, ввёзший автомобиль из-за границы;
- если предыдущий автовладелец автомобиля не оплатил данный сбор.
Ввоз иномарки
В случае с покупкой российского автомобиля или приобретения иномарки у официального дилера, оплату сбора производит завод или продавец. Если же гражданин хочет ввезти машину из-за границы, то заниматься оплатой сбора и сбором документов он будет сам. Оплата сбора будет произведена после процедуры растаможки на границе.
Следующие документы необходимо предоставить ответственному лицу:
- договор, подтверждающий приобретение автомобиля, несколько копий;
- паспорт транспортного средства;
- заполненную форму на оплату;
- копии документов, подтверждающих данные по заявлению;
- документ оплаты и его копии.
Если оплачивает сбор не сам владелец автомобиля, то у гражданина должна быть доверенность. Отметка о проведении оплаты будет сделана только после получения денег ФК и проведения проверки предоставленных документов.
Покупка отечественного авто
Если предыдущий владелец не заплатил утилизационный сбор по каким-либо причинам, то это должен сделать новый владелец после покупки. Чтобы упростить сбор документов и заполнение заявления в налоговом ведомстве, можно сделать это не спеша дома через сайт ФНС. Здесь же предоставляется возможность записи на приём для подачи документов. После внесения платежа вам будет отправлено приглашение на посещение ведомства. С собой необходимо взять вышеуказанный список документов.
Отметки в ПТС и их особенности
После оплаты утилизационного сбора в ПТС будет проставлена отметка. Если данного знака нет, то инспектор ГИБДД может отказать в постановке на учет автомобиля или его перерегистрации на нового владельца. Каждый владелец перед посещением ГИБДД должен проверить эту отметку, если её нет, то придётся позаботиться о сборе документов и оплате положенной суммы.
Если вы приобретаете автомобиль у физического лица, то проверьте, стоит ли данная отметка в паспорте автомобиля. Она находится справа в графе специальных отметок. Существуют ситуации, когда владелец автомобиля может не платить положенную сумму за утилизацию, в этом случае в документе должна быть сделана специальная отметка.
Автомобили, которые пересекли границу России до 2012 года, не имеют такой отметки. В этом случае владелец автомобиля освобождён от оплаты. К отечественным автовладельцам применяется точно такое же правило. Но в этом случае может быть проставлена другая отметка, свидетельствующая об ответственности производителя автомобиля за утилизацию машины в соответствии с требованиями экологической безопасности. Эти отметки могли быть поставлены в ПТС в период 2012-2013 годов.
Чтобы подтвердить данную информацию, можно перейти на сайт Минпромторга, проверить, не был ли производитель исключён из реестра компаний, принявших обязательства по утилизации.
Если отметки нет, то владелец автомобиля должен быть бдительным и проверить, не избежал ли предыдущий хозяин обязанности по уплате сбора. Если сбор подлежит оплате, то это должен сделать новый хозяин.
Расчет платежа
Какие данные необходимо знать владельцу, чтобы рассчитать сумму платежа по утилизации, разберём далее. Правительство России определило порядок, в соответствии с которым должен быть произведён расчёта и выплаты суммы.
Основой для расчётов становится:
- показатель базовой ставки;
- технические показатели и характеристики транспорта в соответствии с ПТС.
Если выплата будет взиматься с физического лица, то за показатель базовой ставки будет принята сумма в 20 000 рублей, если расчёт производится для легкового автомобиля.
Если автомобиль новый, вводится коэффициент 0,1 и 0,15 для автомобиля возрастом более 3-х лет.
Если документов, где указан год производства, нет, то дата будет получена по информации VIN-номера.
Коммерческим автомобилям, автобусам и грузовикам присваивается другая базовая ставка – 150 000 рублей.
Сумма пошлины рассчитывается путём умножения базовой ставки на коэффициент. Чтобы определить коэффициент, который относится к вашему автомобилю, обращаемся к Постановлению Правительства №1291.
Освобождение от уплаты сбора
К категориям, которые освобождаются от выплаты, можно отнести:
- Хозяев ретро автомобилей возрастом более 30 лет с момента производства, если они не используются в коммерческой деятельности, оригинальной или полностью восстановленной комплектации.
- Дипломатов и членов их семей.
- Беженцев и переселенцев, которые взяли с собой собственный автомобиль.
До 2014 года предоставлялись льготы гражданам Таможенного Союза, теперь они отменены. Лица, проживающие на территории данных стран, при въезде на территорию России с автомобилем, обязаны внести платёж на общих основаниях.
Последствия неуплаты
Если владелец не внёс платёж в федеральную налоговую службу за утилизацию, то санкции к нему применены не будут. Можно не бояться ареста имущества, штрафа, пени или других ограничений. Но сотрудники ГИБДД откажут в постановке на учёт. А так как нарушены правила постановки на учёт, то отказ будет правомерным. Автомобиль можно использовать на территории страны лишь в течение 20 дней, пока срок действия транзитных номеров не истёк. Если после этого пользоваться автомобилем, то инспектор ДПС вправе выписать штраф и лишить гражданина управления сроком на 3 месяца.
В каких случаях можно вернуть сбор
Существуют ситуации, когда сбор по ошибке взимается дважды на границе. Такие случаи редки, но случаются. Чтобы вернуть потраченные деньги, необходимо обратиться в следующие организации:
- ФНС России, если выплата произошла за отечественный автомобиль;
- в органы таможни, если выплата была за автомобиль, ввезённый из-за границы.
Чтобы вернуть заплаченные деньги, заполняем в соответствующей инстанции заявление на возврат средств, которые были взысканы по ошибке. Бланк заполняется на сайте ФНС или Таможни, а также при личном посещении.
Кроме заявления собираем следующий пакет бумаг:
- документ, подтверждающий повторную оплату сбора: чек, квитанция, кассовый ордер, платёжное поручение;
- документ, удостоверяющий личность – паспорт;
- ПТС и копии;
- документ, который подтверждает факт первой оплаты утильсбора – ПТС с отметкой или чек об оплате.
В течение 1 месяца сотрудники инстанции обязаны дать обратный ответ по заявлению. Если фактов повторной оплаты недостаточно, основания не подтвердились или же документы собраны неправильно, может быть произведён отказ.
Если срок давности подачи заявления истёк, он составляет 3 года, может последовать отказ по возврату.
Если претензии приняты, то сумма выплаты будет произведена без учёта комиссии и индексации. Перечисление средств происходит на банковский расчётный счёт.