Avto-love.ru

Складываются ли скорости при лобовом столкновении автомобилей

Автошкола –
“Чем мы рискуем, не пристегиваясь ремнями безопасности”

– ВЫ КОГДА-НИБУДЬ падали со стула? – спросили меня в лаборатории “Volvo”.

– Однажды, когда ножка подломилась…

– Надеюсь, было не очень больно?

– Нет, но крайне неприятно.

– А если встать на стул ногами и упасть на пол плашмя? Что будет, как вы полагаете?

– Ничего хорошего. Лучше даже не думать об этом.

– А мы рассчитали последствия: вы ударитесь лицом о пол с такой же силой, как стукнулись бы о ветровое стекло, руль или приборную панель машины при лобовом столкновении на скорости 25 км/ч. Неприятно? Но этого легко избежать, если пристегиваться ремнями безопасности…

Вот такая наглядная арифметика. Вольвовцы перевели удары на разных скоростях “в стулья”. Таким образом, у них получилось, что если 25 км/ч соответствует одному стулу, то 40 км/ч – уже девяти. Представляете себе эффект от падения с такой пирамиды?

Все результаты расчетов мы свели в таблицу, для удобства указав эквивалентную высоту падения не в стульях, а в метрах. Обратите внимание, что удар при ДТП на скорости 100 км/ч будет в точности такой же, как при падении на землю с крыши 12-этажного дома!

Понятно, что в этом случае уже ничто не спасет. Но ведь на меньших скоростях человек может выставить вперед руки и тем самым смягчить удар?

– Нет, не получится, – утверждают специалисты. – Сил не хватит!

Для того чтобы понять, почему их не хватит, придется вспомнить школьный курс физики. Не пугайтесь – в минимальном объеме. Масса тела, как известно, величина постоянная. А вот вес – может меняться. Например, принято считать, что человек средней комплекции весит около 70 кг. На самом деле это значит, что масса его тела составляет 70 кг. В состоянии покоя масса равна весу. Но в нашем случае при ударе автомобиля о препятствие находящемуся в машине человеку будет придано значительное отрицательное ускорение (иными словами – замедление), и его вес изменится. Он составит произведение массы на ускорение.

Впрочем, можно не забивать голову законами физики и не искать калькулятор. Специалисты все уже рассчитали. При ударе на скорости 10 км/ч вес 70-килограммового человека возрастет почти до… тонны. Если быть точным, то до 982 кг. Не великовата ли нагрузка на руки? Если же скорость движения вырастет до 40 км/ч, то вес тела при ударе составит 2.453 кг (см. таблицу). Две с половиной тонны руки точно не выдержат…

Кстати, именно поэтому эксперты категорически запрещают в машине держать детей на руках. Масса годовалого ребенка составляет 10-12 кг (это норма). А при лобовом столкновении на 40 км/ч его вес увеличится… в 35 раз. Согласитесь: 350-420 кг ни одна мама в руках не удержит.

Скорость автомобиля при ударе (км/ч) Эквивалентная высота падения (м) Вес человека в момент

удара (кг)

10 0,39 982,04
25 2,46 1.748,6
40 6,30 2.453,6
55 11,91 3.154,7
70 19,29 3.780,9
85 28,44 4.349,4
100 39,37 4.861,1

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

ПОЧТИ полвека назад – в 1959 году Нильс Болен, сотрудник отдела безопасности компании “Volvo”, изобрел трехточечные привязные ремни. В следующем году они уже появились на конвейере. Ими стала оснащаться модель “Volvo Amazon” (на фото), ставшая первым в мире автомобилем, серийно оборудованным этим средством безопасности. Потом ремни появились на “Volvo PV544”, а чуть позже их взяли на вооружение и другие автопроизводители.

Вклад компании “Volvo” в дело пассивной безопасности был признан столь важным, что в 1985 году патентное бюро Западной Германии назвало автомобильные привязные ремни одним из восьми самых ценных для человечества изобретений, сделанных за последние 100 лет.

Поначалу ремнями оборудовались только места водителя и переднего пассажира. На задних сиденьях они появились лишь в 1967 году, а еще через два года стандартом (и спереди, и сзади) стали инерционные ремни с катушками, фиксирующимися при столкновении.

Что происходит с автомобилем при столкновении на большой скорости

При столкновении двух транспортных средства происходит удар. Удар характеризуется резким изменением скоростей за очень маленький промежуток времени. При этом происходит воздействие довольно больших сил. В нашей статье мы и расскажем Вам, что происходит с автомобилем при столкновении на большой скорости.

Физика процесса столкновения

При столкновении автомобилей все происходит молниеносно, в течение долей секунд. В результате столкновения происходит деформация, а иногда и полное разрушение автомобилей. Основными факторами, которые влияют на степень разрушения, являются конструкция автомобиля и его скорость. По линии удара действует ударный импульс. Направление линии удара во время столкновения автомобилей зависит и от направления, и от скорости движения. Если автомобили двигаются с разными скоростями, то линия удара пройдет под меньшим углом к оси автомобиля с большей скоростью.

Энергия, которая образуется при столкновении.

Рассмотрим столкновение автомобиля с каким-либо препятствием. Здесь можно выделить 2 этапа: момент соприкосновения, длящийся до момента наибольшего сближения; и момент перемещения автомобиля, длящийся до их разъединения.

На первом этапе кинетическая энергия движения автомобилей переходит частично в потенциальную энергию упругой деформации, в тепловую энергию, и др.

На втором этапе потенциальная энергия упругой деформации уже преобразуется снова в кинетическую энергию автомобиля. Если рассматривать совершенно неупругие тела, то удар обычно заканчивается на первом этапе. Мы сможем наблюдать продолжение совместного движения как одного целого и с одинаковой скоростью.

Во всем мире инженеры изучают последствия лобовых столкновений легковых автомобилей. Существуют специальные полигоны. На таких полигонах испытывают автомобили на столкновения. Значительные повреждения получают обычно узлы и детали передней части: бампер, капот, крылья, радиатор. Такие повреждения происходят в считанные доли секунд.

Даже если автомобиль движется с умеренной скоростью, кинетическая энергия его велика. При ударе автомобиля в неподвижную прочную стену большой массы, поглощается вся энергия удара. Жесткая стена практически не подвергается деформации. При лобовом столкновении двух одинаковых легковых автомобилей весом по 1800 кг на скорости 50 км/ч получим эффект аналогичный удару о неподвижную стену. А если один автомобиль движется медленнее другого, то суммарная энергия, которая выделяется при столкновении, будет меньше, чем в предыдущем случае. Автомобиль же с меньшим весом или движущейся с меньшей скоростью получит большую энергию, чем та, которой он обладал к моменту столкновения.

Кинетическая энергия при движении автомобиля в момент столкновения превращается в механическую энергию. При столкновении сила удара будет уменьшена в том случае, если автомобиль или его деталь после удара переместятся на возможно большее расстояние. Качество легкового автомобиля для безопасности пассажиров определяется способностью его поглощать энергию удара. Должна быть обеспечена возможность автомобиля после столкновения пройти такое расстояние, которое ограничивало бы воздействие на водителя и пассажиров. И водитель, и пассажиры после мгновенной остановки в результате столкновения автомобиля еще продолжают двигаться, сохраняя скорость движения. В эти мгновения и получают водитель и пассажиры травмы со смертельным исходом. Это и удар головой о ветровое стекло, и удар грудью о рулевое колесо.

Имейте в виду, что при скорости уже в 100 км/ч результаты от удара будут иметь самые плачевные последствия для людей, находящихся в автомобиле. Проводились неоднократные испытания. Трудно вообразить, какой должна быть «безопасная» конструкция автомобиля, позволяющая поглотить такую огромную энергию и еще и гарантировать безопасность для людей в автомобиле.

Главное для водителя предотвратить лобовое столкновение. Именно лобовое столкновение приводит к наибольшим разрушениям кузова автомобиля. При лобовом столкновении вероятность получения тяжелых травм водителю и пассажирам многократно увеличивается.

1. Во избежание лобового столкновения, следует постараться направить автомобиль в сторону от дороги. Это может быть кювет, кустарник, сугроб, и т.д. Не забывайте, что пологие откосы, а также мелкий кустарник, и сугробы менее опасны при наезде, чем большие деревья, столбы или стена.

2. Не забывайте, что удары, полученные по касательной или сзади, даже съезд с дороги с опрокидыванием менее опасны, чем лобовое столкновение.

3. Если произошел неожиданный выезд встречного автомобиля Вам в лоб, или в непосредственной близости от Вашего автомобиля, то фронтальному удару лучше предпочесть удар по касательной или столкновение с попутным автомобилем.

4. Аналогично можно посоветовать и в ситуациях, когда на дороге появляется крупное животное. Если у Вас нет возможности избежать такого столкновения, то, поверьте, лучше уж сбить животное, чем удариться о неподвижное препятствие, которым может быть дерево или столб. Последствия могут быть более драматичными.

5. При ударе в бок, в середину кузова, автомобиль будет подвержен большей деформации, нежели при фронтальном столкновении. Кузов автомобиля в поперечном направлении обладает меньшей жесткостью. А это приводит к тяжелым травмам водителя и пассажиров автомобиля, в бок которого произошел удар.

6. Если Вы не сразу заметили приближающийся сбоку автомобиль, а остановка Вашего авто неизбежно приведет к столкновению, то нужно наоборот, увеличивая скорость, попытаться уклониться от столкновения.

7. Для того чтобы уменьшить последствия столкновения, нужно постараться перевести боковое столкновение в заднее или столкновение с ударом по касательной.

8. Если не избежать бокового удара. То нужно постараться уйти от удара в середину кузова. Для этого нужно поставить автомобиль таким образом, чтобы удар пришелся или на переднюю, или на заднюю его часть. Лучше будет, если удастся поставить автомобиль под острым углом к ударяющему автомобилю.

9. Если происходит неожиданный выезд транспортного средства с второстепенной дороги, то следует также предпочесть удар по касательной боковому удару. А для этого Вам необходимо повернуть руль в сторону его движения. Правда это возможно в том случае, когда есть свободное пространство и нет встречного транспорта.

10. Если Вам не избежать бокового столкновения с грузовым автомобилем, то необходимо обязательно избежать удара в его бензобак. Иначе может быть пожар.

11. Столкновение с ударом сзади чаще всего происходит, если Вам приходится быстро сбросить скорость или остановиться. Водитель транспортного средства, который едет за Вами не успевает так быстро снизить скорость или остановиться. Чаще всего это бывает тогда, когда не соблюдается дистанция между автомобилями или из-за невнимательности водителя.

12. Если Ваш автомобиль стоит, но есть опасность удара сзади, то можно уменьшить последствия столкновения, если удастся проехать вперед либо освободить полосу движения. Если впереди нет транспортных средств, то в момент удара лучше не тормозить.

13. Если есть опасность удара Вашим автомобилем в заднюю часть движущегося перед Вами автомобиля, то постарайтесь, чтобы удар пришелся не по центру.

Итак, в нашей статье, «Что происходит с автомобилем при столкновении на большой скорости», мы рассказали Вам не только, что может произойти при столкновении автомобилей, но и дали Вам рекомендации, как уменьшить последствия такого столкновения.

Возможно ли выжить в ДТП на скорости 200 км/ч?

Столкновение в другую машину.

Вообще среди водителей существует такой миф, что при лобовом ударе двух автомобилей их скорости складываются! Например: 1-ый водитель ехал со скоростью 60 км/ч, а 2-ой со скоростью 100 км/ч. Складываем эти цифры и получаем 160 км/ч, но абсолютно неверно! В действительности “эффективная скорость удара” этих автомобилей будем примерно равна средней арифметической скорости, примерно 80 км/ч. Обычно такая вот “эффективная скорость удара” и является основополагающей причиной человеческих жертв и развороченных авто!

Если объяснить по простому, то действительно энергия при ударе двух машин суммируется, однако вместе с тем те же два авто и поглощают её. Вот поэтому и приходится при ударе от суммарной энергии всего лишь половина!

Однако, если происходит столкновение автомобилей разной массы, то результат буде иным – “лёгкая” машина пострадает значительно больше, чем “тяжёлая”. При этом, чем больше разница в массе автомобилей, тем плачевней будут последствия для более “лёгкой” машины! Для примера такого эффекта, можно взять столкновение маленькой легковушки в многотонный грузовик. Такой удар для легковушки приравнивается к последствиям при ударе на полновесной “суммарной” скорости! А грузовик в этом случае отделается лишь “лёгким испугом”, так как “эквивалентная скорость удара” для него равна десятой, а вполне вероятно и двадцатой доле от суммарной скорости двух машин.

Всем должно быть известно, что для водителя угроза для жизни при ударе (если он пристёгнут) определяется деформацией салон авто. Эта самая деформация приблизительно пропорциональна поглощённой при ударе энергии и определяется формулой Ek = mv2/2, где Ek – кинетическая энергия, а mv2 – масса тела и его скорость в квадрате. Таким образом, уже при скорости авто 80 км/ч энергия будет больше номинальной в 1,5 раза! При 100 км/ч – в 2,5 раза, а при 140 км/ч – уже больше в 5 раз.

Из этого можно сделать вывод, что реальная безопасность при езде на автомобиле обеспечивается лишь при эффективной скорости удара – меньше 80 км/ч! Иначе говоря, езда на скорости выше 80 км/ч – однозначно опасно для жизни, независимо от типа автомобиля. Гоняющих “горе-водителей” на дорогущих авто поистине спасают лишь вышеупомянутые “понижающие коэффициенты”! При суммарной скорости, равной 200 км/ч, они существенно снизят эффективную скорость более тяжёлого автомобиля до 80 км/ч и даже менее. Тормоза по обычаю помогут сбросить скорость приблизительно на 20-30 км/ч (иной раз даже и больше) в последний момент, отселе у дорогих джипов кажущаяся безопасность. Однако при ударе о непоколебимое неподвижное препятствие (хотя бы тот же грузовик) всё закончится значительно трагичнее!

Прочность автомобиля при скорости в 100 км/ч – весьма условное понятие! А вот при движении современных авто на скорости менее 80 км/ч становится в любой ситуации практически безопасным, однако летящий на вас водитель на скорости 200 км/ч наверняка убийца или самоубийца.

Почему-то принято считать, что малолитражные легковые автомобили, а также автомобили российского производства обладают “низкой опасностью” при столкновении. Однако это не так! Не говоря уже об их “низкой прочности” таких машин, их низкая масса приводит к более тяжёлым последствиям! Тем не менее кроме лобового столкновения, все другие типы аварий (удар о такого же типа автомобиль, вылет с трассы, удар о грузовик и др.) могут быть не так драматичны. А для тяжёлых авто ситуация может быть прямо противоположной!

Вкратце о непристёгнутых ремнях. При ударе о то или иное препятствие водитель без пристёгнутых ремней мчится на руль со скоростью, приблизительно равной “эффективной скорости удара”. Наличие подушек безопасности и более менее удачная поза допускают смягчить последствия и сделать выживание очень даже вероятным при 60 км/ч, при 80 км/ч – вполне реальным. Но сильно рассчитывать на это всё же не стоит! Добавив 40 км/ч к относительно безопасному значения в 60 км/ч мы получаем 100% труп, как бы вы не действовали и какая бы навороченная система безопасности ни была в автомобиле.

У пристёгнутых водителей запас прочности в разы выше! В этом случае критической будет ещё 100 км/ч плюсом к безопасной в 60 км/ч. При вылете под грузовик или на обочину, эти цифры необходимо пополам поделить.

Вот несколько практических советов:

  1. Скорость сильно не превышайте, та как после 120 км/ч шансы выжить катастрофически уменьшаются! Да, для более тяжёлых автомобилей верхний предел безопасности значительно выше, но опять же за счёт безопасности других участников движения;
  2. Тяжёлые современные авто практически всегда безопаснее при столкновении с более лёгкими. Однако при вылете с трассы или столкновения с грузовым автомобилем данное заключение не относится!
  3. Для тяжёлой машины столкновение с тяжёлым неподвижным препятствием на обочине значительно опаснее какого бы то ни было столкновения. Однако совсем наоборот для лёгкой машины.
  4. Как и предписано в ПДД, тормозите, если ведите, что авария неизбежна. Гораздо опаснее не сбрасывая скорости вылетать на обочину! Другое дело, если на большой скорости лоб в лоб несётся грузовик, тогда уж лучше делать всё, что угодно, чтобы уйти с его пути.

Что можно сказать про то, чтобы выжить в ДТП на скорости в 200 км/ч. Это практически невозможно, вам должно очень сильно повезти!

Читать еще:  Самые лучшие кузова автомобиля
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector