Причины снятия с гарантии автомобиля
Причины снятия с гарантии автомобиля
В РФ нет закона, который запрещает владельцам автотранспортных средств устанавливать дополнительное оборудование, не влияющее на обеспечение безопасности дорожного движения.Возникающие проблемы с дилерами о сохранении гарантийных обязательств при установке дополнительного оборудования являются прямым нарушением “Закона о защите прав потребителей”.
При продаже автомобиля покупателю предлагается заключить двусторонний договор (за подписью двух сторон и печатью организации-продавца), в котором может быть указан запрет на установку доп.оборудования “на стороне”. Пункт договора купли-продажи или условий гарантийного обслуживания, обязывающий вас покупать и устанавливать что-либо у официального дилера, будет признан ничтожным в первом же заседании суда, поскольку он чересчур очевидно противоречит федеральному праву.
Обманывают своих клиентов многие автодилеры. Обман заключается в навязывании так называемых “допов” (дополнительное оборудование). Если вы покупаете машину в кредит, то вы уж точно никогда и ни при каких обстоятельствах не сможете на ней уехать из салона, пока не заплатите за установку “допов” как минимум еще тысячу долларов. Хотя, бывают исключения.
Если вы покупаете автомобиль за наличный расчет, дело обстоит чуть проще. Вам просто говорят, что за установку сигнализации, других охранных систем, музыки, антикоррозийное обслуживание, защиту картера и т.д., сделанные не у продавца, вас снимут с гарантии, которая, между прочим, составляет 2 года без ограничения пробега. То есть не производитель машины в лице уважаемой компании, а всего лишь посредник в лице автосалона, может наплевать на Конституцию Российской Федерации, на Закон о защите прав потребителей и т.д. Но все по порядку.
Каждый наш читатель должен знать, что он свободный человек и никто никогда не имеет права ему что-либо навязывать. Для убедительности процитирую статью 16 федерального закона “О защите прав потребителей”: “. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Условия договора, ущемляющие права потребителя, являются недействительными”. Другими словами, никто не может вам по старой советской традиции втюхивать что-либо “в нагрузку”. Шантаж незаконным снятием с гарантии является чистейшей воды обманом, аферой. А значит, когда клиента вынуждают ставить “допы” в салоне, можно квалифицировать это как изъятие средств гражданина незаконным путем. И даже в тех случаях, когда вы по каким-либо причинам не прошли очередное ТО на станции дилера или залили масло, купленное в обычном магазине, а не у дилера втридорога, вы все равно имеете полное право требовать бесплатного ремонта от продавца до тех пор, пока не истечет заводская гарантия. Все, что нужно покупателю, – знать свои права и уметь написать претензию с требованием о гарантийном ремонте.
Суд, если до него дойдет дело, будет однозначно на стороне потребителя. Обманутый потребитель даже освобождается от уплаты госпошлины при подаче заявления.
Данный вопрос комментируют:
• Консультант отдела юридического обеспечения ТУ “Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу” Вячеслав Арсентьев:
– Существует 2 вида гарантии – гарантия автосалона и гарантия по закону. Установление гарантийного срока автосалоном не является обязательным. Это условие прописывается в заключаемом договоре купли-продажи. А вот гарантия по закону остается у потребителя независимо от подписываемого им договора. Такая гарантия будет действовать в течение 2 лет после покупки автомобиля. Потребитель вправе требовать ремонта в случае обнаружения в автомобиле недостатков (ст. 19 закона “О защите прав потребителей”, ст. 477 ГК РФ). Таким образом, автосалон может лишить своей гарантии (к примеру, 5-летней), но останутся требования закона, которые он обязан соблюдать и осуществлять гарантийный ремонт в течение 2-летнего срока. И даже если установлено, что поломка произошла по вине автовладельца, в том числе из-за дополнительного оборудования, в случае последующих поломок производитель (автосалон) обязан принять автомобиль по гарантии.
В случае лишения гарантии автосалоном, потребитель вправе обратиться в ТУ “Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу”, где обстоятельства каждого конкретного случая оценят наши специалисты и вмешаются в ситуацию.
• Юрист правозащитной организации “Традиция права” Анатолий Макаренко:
– То, что творят дилеры – чистой воды самоуправство! Дело в том, что гарантию устанавливает не продавец товара, а его производитель, в данном случае – иностранная компания. Снятие с гарантии – нарушение статьи 6 Закона о защите прав потребителей – “Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара”. Скорее всего, производители и сами не знают о такой практике. Но если все же вас сняли с гарантии, потому что вы поставили доп.оборудование в соседнем салоне, требуйте у дилеров письменное постановление, это подтверждающее. А с ним можно смело идти в суд. Существует огромный процент вероятности, что дело будет выиграно.
• Заместитель председателя “Общества защиты прав потребителей” Михаил Овчарок
– Во-первых, цены на услуги в автосервисах могут быть оспорены потребителем, если данное обслуживание не занесено в сервисную книжку. А во-вторых, если сигнализацию, например, устанавливает не сервисный центр дилера, а третье лицо, то снять с гарантии всю машину никто не имеет права! Все сервисные центры идут на ухищрения, чтобы не выполнять своих обязательств. В случае если весь автомобиль потребителя сняли с гарантии после того, как он установил сигнализацию в другом автосервисе, обманутому клиенту нужно написать претензии дилеру, получить его ответ и потом обращаться в суд. В суде ответчик должен доказать, что установка того или иного оборудования не в его автосервисе привела к сбою в работе других механизмов машины – что само по себе невозможно. Наша организация готова представлять в суде интересы обманутых автомобилистов.
• Санкт-Петербургский городской клуб автомобилистов, и.о. директора Михаил Северный:
– Если мелкий ремонт или установка “допов” не связаны с вмешательством в конструкцию автомобиля, то это можно хоть самому делать. Дилеры постоянно нарушают наши права, еще и за предпродажную подготовку дерут бешеные деньги. По идее, в случае покупки по образцам, предпродажная подготовка входит в стоимость автомобиля, но это правило почему-то никто не соблюдает.
• Начальник Отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Мария Кондратенко:
– Пока никаких жалоб на автодилеров к нам не поступало. Возможно, покупатели просто не знают обо всех своих правах. Но если нам напишут жалобу с подробнейшим указанием нарушений антимонопольного законодательства, ФАС обязательно проведет проверку деятельности того или иного салона.
Что делать, если дилер пытается лишить гарантии
Бывают случаи, когда клиент, обратившийся в дилерский сервис с поломкой или неисправностью автомобиля, сталкивается с отказом в бесплатном ремонте. Не желая компенсировать затраты на устранение дефекта или связываться с работой, которая не сулит прибыли, многие дилеры пытаются сыграть на правовой неграмотности автовладельца. Насколько законны действия дилера в данном случае? В каких ситуациях автовладелец действительно может лишиться гарантии? Что на этот счет говорит российское законодательство?
Как это обычно происходит
Чаще всего авторизованный производителем дилер лишает автомобилиста гарантии и объясняет это тем, что поломка или неисправность вызвана установленным дополнительным оборудованием. Причем поводом для отказа может служить даже самостоятельная установка магнитолы в штатное место при наличии аудиоподготовки. Представитель официального дилера обязательно подчеркнет, что о недопустимости подобных действий предупреждали еще при покупке, что все работы по сервисному обслуживанию и установке доп.оборудования необходимо выполнять в специализированных сервисах и т.д. Но не стоит безоговорочно соглашаться с дилером и сразу признавать свою вину.
По факту, в российском законодательстве нет такого закона, который бы запрещал ставить на автомобиль доп.оборудование
Чаще всего дилеры вводят покупателя в заблуждение еще в момент покупки нового автомобиля. Будущему владельцу говорят, что у него могут возникнуть проблемы с гарантией в случае установки оборудования в сторонних сервисах. Такие «профилактические беседы» вполне объяснимы: на установке дополнительного оборудования дилер порой зарабатывает не меньше, чем на продаже новой машины, поэтому терять прибыль ему невыгодно. А автомобилисту, в свою очередь, совершенно невыгодно переплачивать за услугу, которую в другом сервисе ему могут оказать дешевле.
Имеет ли дилер право лишить гарантии?
Взаимоотношения между дилером и покупателем регулирует закон «О защите прав потребителей». Фактически, в российском законодательстве нет такого документа, который бы запрещал автовладельцу устанавливать на машину дополнительное оборудование (если, конечно, оно соответствует техническим регламентам и не угрожает безопасности движения).
Покупателям новых автомобилей стоит знать, что существует два вида гарантии на автомобиль:
- гарантия по закону, единая для всех,
- гарантия дилерская, которая может варьироваться для каждого конкретного салона.
Последняя отдельно прописывается в договоре купли-продажи, и именно ее дилер может отнять у автовладельца. В то же время, двухлетняя гарантия на любой новый автомобиль, предусмотренная российским законодательством, является неприкасаемой и не может быть оспорена дилером.
На любой автомобиль, приобретаемый в салоне, действуют два вида гарантии: гарантия по закону, единая для всех, и гарантия дилера
В лишении гарантии дилером есть и еще одна тонкость, о которой не всегда знают автовладельцы. Согласно закону «О защите прав потребителей», после проведения работ в неавторизованном производителем сервисе дилер не может снять с гарантии весь автомобиль. Гарантия может перестать действовать на тот узел, который вышел из строя по причине стороннего вмешательства (например, при установке сигнализации с гарантии дилер может снять электрооборудование).
Решение о снятии с гарантии дилер принимает не сразу, а после проведения независимой экспертизы
Но и это возможно не сразу, а только после независимой экспертизы, на которой обязаны присутствовать три стороны: представитель дилера, установщик дополнительного оборудования и владелец. Если экспертиза докажет, что неисправность произошла в результате проведенных ранее работ, будет рассматриваться вопрос о снятии узла или детали с гарантии. При этом, если сторонний сервис после экспертизы окажется виновным в неполадках, он обязан компенсировать владельцу стоимость ремонта.
Закон — на стороне автовладельца!
Таким образом, если машину пытаются лишить гарантии, не спешите соглашаться и оплачивать ремонт из своего кармана. Помните, что во многих случаях дилер пользуется юридической неграмотностью автомобилиста и ищет выгоду для себя. Внимательно изучите договор купли-продажи, при необходимости уточните у продавца условия предоставления гарантии. И помните, что в большинстве случаев, если дело о лишении гарантии доходит до суда, правосудие оказывается на стороне автовладельца.
Не снимут ли меня с гарантии?
Сегодня очередная полезная статья. Случилось так, что мы с другом подбираем себе машины, причем в силу недостатка финансов, выбираем автомобили не в максимальных комплектациях. Скорее всего, в минимальной комплектации, ну или в средней. Как правило, автомобиль в таких комплектациях лишен элементарных вещей цивилизации. Например, нет магнитолы, но и уж тем более сигнализации. Конечно, дилер может все это вам установить но, цены у него заоблачные! И тут думаем, а что если поставить сигнализацию и магнитолу в стороннем установочном центре? Но тут рождается вопрос: — Не снимут ли меня с гарантии? И дилер твердит, что ставить на стороннем установочном центре нельзя! Давайте подумаем, законно ли это? Читайте дальше…
Сразу оговорюсь что, впаривание допов (дополнительного оборудования) дилерским автосалоном, мягко сказать не законно. Но почему это происходит? Почему дилер старается навязать дополнительное оборудование? Все просто, как белый день, дилер хочет получить с вас как можно больше денег. Всеми правдами и не правдами. Для информации вам скажу, При продаже автомобилей бизнес класса (автомобили за 1 000 000 – 1 500 000 рублей), официальный дилер получает не такое большое вознаграждение около 50 000 рублей. За автомобиль же среднего класса стоимостью до 600 – 700 000 рублей, дилер получает около 10 000 рублей. Поэтому салон старается продать вам в три, а иногда и в четыре раза дороже дополнительное оборудование. Простой пример! Когда до своего Ford Fusion, я покупал в салоне ВАЗ 2114, что и как мне только не старались втиснуть. Первое что, предложил мне менеджер по продажам, это была магнитола, самая простая стоимостью 8 000 рублей + самые дешевые колонки 3000 рублей за пару передних и 4500 рублей за пару задних, установить магнитолу и колонки стояло 4000 рублей. Второе сигнализация, самая, что не есть простая, но с обратной связью, 10 000 вместе с установкой, и последнее защита катера двигателя, 5000 рублей вместе с установкой. Итого 8000 + 3000 + 4500 + 4000 + 10000 + 5000 = 34 500 рублей. Не хило так! Причем я задал вопрос, а что будет, если я откажусь от допов? Менеджер помялся и сказал, что если вы будете ставить магнитолу и сигнализацию у других сервисных центров, то автомобиль снимут с гарантии. На что я ответил: — а что если сервисный центр будет сертифицированный? Тогда что? Не снимут ли меня с гарантии?
Менеджер долго мялся, но, в конце концов, сказал, что могут быть все равно проблемы с гарантией, и куда-то убежал.
Меня честно никак не прельщало платить еще 34500 рублей. И поэтому я стоял на своем. В общем, история тянулась долго, но я все-таки, отказался от дополнительного оборудования дилера, и выехал с автосалона, что говорится пустым.
В этот же день, установил сигнализацию классом выше за 4500 рублей + установка, магнитола вместе с колонками + установка 4300 + 1500 + 2300 = 8100 рублей, защита картера двигателя + установка 2300 рублей. Итог 14900 рублей, что на 19600 рублей, дешевле, чем в салоне дилера, причем техника у них была хуже.
Длинное получилось вступление. Однако оно необходимо, чтобы отобразить всю сущность надувательства, салона. Если у вас иномарка, то цены будут еще выше.
Теперь что нужно помнить еще
Сторонний установочный центр, должен быть обязательно сертифицированным. ЗАПОМНИТЕ! Должен быть сертификат соответствия! То есть простым языком шиномонтаж, который имеет сертификат соответствия на установку ремонтных работ с колесами, устанавливать магнитолы и сигнализации не может.
Теперь что гласит закон
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ,
от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ)
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме .
3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
30 декабря 2001 года N 195-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Принят
Государственной Думой
20 декабря 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2001 года
(в ред. Федеральных законов от 25.04.2002 N 41-ФЗ,
от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 130-ФЗ,
от 31.10.2002 N 133-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ,
от 04.07.2003 N 103-ФЗ, от 11.11.2003 N 138-ФЗ,
от 11.11.2003 N 144-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,
от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ)
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей
2. Включение в договор условий ущемляющих установленные законом права потребителя влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
— на юридических лиц – в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Дополнения 2008 года:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ,
от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,
от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ,
от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ,
от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Не надо никуда ходить, все просто и понятно написано в законе! Закон о защите прав потребителей нам говорит, что нельзя обуславливать приобретение других товаров! То есть если вам предлагают подписать договор, в котором прописано дополнительное оборудование, без вашего согласия знайте это не законно, мало того салон как юридическое лицо может понести административный штраф.
Так как же купить автомобиль без дополнительного оборудования салона?
Тут знаете, в прямом смысле этого слова, противостояние. С одной стороны менеджер, который будет говорить, что вас снимут с гарантии, причем, чем больше вы будете упорствовать, тем больше доводов будет у менеджера. Знаете, что менеджеры проходят психологические курсы, по продажам, где их учат как и что вам продавать (попросту впаривать). С другой стороны вы, обычный обыватель, который на свои кровно и честно заработанные деньги не может нормально купить автомобиль в нашей бесподобной стране. Последний ваш довод должен быть такой. Просто говорите, менеджеру пусть он даст вам письменный отказ в поддержке гарантийных обязательств. Как правило, тут все и решается, никто вам писать такое не будет. Ибо административный штраф, никто не отменял. В случае суда, судья будет на вашей стороне и дилер это прекрасно понимает.
Но дилер тоже не дурак, он всячески будет затягивать этот вопрос, писать, скорее всего, он тоже ничего не будет. Тогда сами составляем претензию и вручаем ее представителю дилера, записав данные и получив роспись с датой. Но и тут, могут просто не принимать от вас эту претензию, тогда пошлите ее письмом с уведомлением о вручении.
В общем, бороться надо! Тогда дилер поймет, что вы не дурачок. И просто не будет связываться с вами.
И последнее решение. Так поступил один мой знакомый. У него хорошая знакомая работает юристом, все эти законы знает на пять с плюсом. Он поехал с ней и еще с двумя парнями в автосалон, покупать автомобиль, где ему дилер стал навязывать допы, впрочем, как обычно. Когда он сказал, что я сам все поставлю на сторонней сертифицированной станции, начался развод, на то, что нельзя, вас снимут с гарантии. Знакомая юрист встала, предъявив удостоверение юриста, сказала, что вы сейчас нарушаете закон в присутствии трех свидетелей, и зачитала ему статью из закона о защите прав потребителей, затем сказав, что сейчас составит претензию в трех экземплярах, одну вам (салону, лучше сразу руководителю, старшему менеджеру, в общем руководству), другую покупателю, а третью ей, с которой может обратиться в суд. Тут менеджер и присел, от неожиданности, сказал, что ничего не надо, все можно и так уладить. Из этого мораль, ищите знакомых адвокатов и юристов, если есть!
В общем, я думаю, вам стало немного понятно.