Минимальное напряжение аккумулятора автомобиля
Напряжение аккумулятора автомобиля под нагрузкой и без нее. Как измерить напряжение аккумулятора автомобиля
Современные транспортные средства могут обладать различными видами подсветки, проигрывателями музыки, телевизорами и другими элементами, создающими нагрузку на источник питания. Недостаточное напряжение аккумулятора автомобиля не позволит обеспечить полноценное функционирование всех устройств и приспособлений. В этом случае добиться комфортной эксплуатации машины попросту не удастся.
Основные причины снижения напряжения
Автомобильный аккумулятор работает по принципу преобразования химических веществ непосредственно в электрическую энергию. При зарядке происходит все наоборот. Во время функционирования прибора генерируется ток из-за осаждения сульфатов на пластинах. Концентрация электролита снижается, а внутреннее сопротивление одновременно с этим повышается.
Чаще всего напряжение аккумулятора автомобиля теряется по следующим причинам:
- ресурс АКБ полностью истек;
- сломался генератор;
- имеется утечка тока через проводку;
- цепь не была рассчитана на определенную нагрузку.
Ситуацию можно исправить практически во всех случаях, если речь не идет об износе устройства. Нормальное напряжение может быть восстановлено даже при использовании агрегата в течение нескольких лет. Одно лишь измерение тока не может являться основанием для оценки качественных характеристик батареи.
Показатели в обычном состоянии
В идеале нормальное напряжение аккумулятора автомобиля не должно быть меньше 12,4-12,8 вольт. При снижении показателей источник питания не способен обеспечить полноценную работу двигателя, но его запуск при исправном генераторе может производиться. Однако продолжать эксплуатацию такого прибора не рекомендуется, так как на пластинах может появиться крупнокристаллический сернокислый свинец, который приводит к снижению емкости батареи.
Падение показателей до 11,6 вольт свидетельствует о полной разрядке устройства. Его применение в таком состоянии не является возможным. Тут потребуется специальная подзарядка, способная восстановить заводские стандарты и получить на выходе нормальное напряжение аккумулятора автомобиля.
Вспомогательная таблица
Зная о том, сколько вольт показывает измерительный прибор, нельзя узнать степень износа источника электрического питания. Однако определить примерный процент зарядки вполне реально. Для этого необходимо воспользоваться приведенной ниже таблицей.
Показания в вольтах
Заряженность в процентах
Параметры под нагрузкой
Выше указывалось обычное напряжение аккумулятора автомобиля без нагрузки. Однако определить работоспособность батареи таким способом, как выяснилось, невозможно. Для этого на устройство посредством специальной вилки необходимо дать нагрузку в два раза выше.
Длительность рабочей фазы должна составлять 4-5 секунд. Напряжение не должно упасть ниже 9 вольт. При сильной просадке в первую очередь следует зарядить батарею и провести повторную проверку. Ситуация не будет меняться, если ресурс АКБ полностью исчерпан.
Нормальное напряжение на аккумуляторе автомобиля при работающем двигателе
Измеряется количество вольт и при заведенном моторе. В обычных условиях рабочее напряжение аккумулятора автомобиля должно колебаться от 13,5 до 14 В. При низкой зарядке батареи показатель превышает максимальное значение, так как генератор вынужден функционировать в усиленном режиме.
В большинстве случаев повышенное напряжение не таит какой-то опасности. Если с электрическим оборудованием все нормально, то оно через 5-10 минут после запуска двигателя возвращается в нормальное состояние. Постоянное повышение показателей может приводить к перезаряду источника питания, из-за чего будет выкипать электролит.
При измерениях бывает и пониженное напряжение аккумулятора автомобиля. Это свидетельствует о том, что батарея не успевает полностью заряжаться. Для тестирования необходимо постепенно включать электрические потребители (фары, музыку, кондиционер и другие устройства), производя измерения. При неисправном генераторе показатели будут падать более чем на 0,2 В.
Влияние зимнего времени года
Часто владельцы транспортных средств жалуются на то, что при минусовых температурах ухудшаются параметры АКБ. Однако это не совсем так. При морозах происходит изменение плотности электролита, что сказывается на выработке тока. Однако при достаточном заряде батарее ничего не грозит. Поэтому снимать ее в холодное время года и заносить в тепло вовсе не обязательно.
Снятие показателей при помощи специальных приборов
Выше приведена теоретическая информация, позволяющая ознакомиться с основными нормами. Однако необходимо также знать, как измерить напряжение аккумулятора автомобиля. Для снятия показателей должны использоваться специальные устройства, которые подключаются непосредственно к клеммам батареи. Проверку рекомендуется осуществлять при температуре электролита 25 градусов.
При проведении измерений без нагрузки обычно применяется тестер. На нем выбирается определенный режим работы. Красный контакт подсоединяется к плюсовому полюсному выводу, а черный – к минусовому. На дисплее должно появиться текущее значение.
Показания в замкнутой цепи позволяет зафиксировать нагрузочная вилка. Она имитирует ситуацию с запуском двигателя, измеряя рабочее напряжение в таких условиях. Измерительный прибор подключается к выпускам по той же схеме. На АКБ подается нагрузка в течение 5 секунд.
Дополнительные сведения
Проверять стоит даже напряжение нового аккумулятора автомобиля после продолжительной эксплуатации. При плохо работающем генераторе он может постепенно разряжаться, а значит, показания вольтметра могут быть гораздо ниже нормы. Для восстановления допустимых значений потребуется подзарядка.
Производить измерения посредством бортового ПК не рекомендуется, так как конечный результат будет иметь существенную погрешность, что объясняется спецификой подключения устройства к сети. Приблизительные данные для выявления проблем не должны использоваться.
Комплексную проверку аккумуляторной батареи необходимо проводить регулярно. Если транспортное средство не эксплуатировалось в течение нескольких дней, а измерительный прибор показал значительное снижение напряжения, то срок службы источника питания истекает.
Особенности эксплуатации батареи
Чтобы напряжение аккумулятора автомобиля находилось в норме длительное время, следует соблюдать определенные правила.
- Непосредственно перед запуском двигателя необходимо отключать потребители электроэнергии. Нагрузка при одной попытке не должна превышать по времени интервал 5-10 секунд. Если с четвертого или пятого раза мотор не заводится, то следует провести диагностику систем зажигания и подачи топлива.
- Периодически требуется проверять целостность проводки автомобиля. Имеющиеся утечки тока в цепях приводят к быстрой разрядке АКБ, а значит, и потере рабочего напряжения. Замер потери электроэнергии должен производиться на станциях технического обслуживания.
- При городской езде в зимнее время, когда двигатель работает на малых оборотах, а включенных потребителей достаточно много, желательно подзаряжать АКБ при помощи стационарных зарядных приспособлений. В этом случае прибор электропитания будет служить дольше, вырабатывая необходимый ток.
- Аккумуляторная батарея должна содержаться в чистоте, особенно это касается мест возле полюсных выводов. Ее рекомендуется протирать ветошью, которая смочена в растворе кальцинированной соды. Можно также использовать аммиачную смесь.
Правила подзарядки АКБ
Аккумуляторная батарея должна своевременно заряжаться, чтобы напряжение во время эксплуатации транспортного средства было оптимальным. При осуществлении данного мероприятия необходимо придерживаться ряда правил.
- Зарядка должна производиться при температурном режиме более 0 градусов.
- Перед подключением к электрической сети откручиваются заливные пробки и оставляются в посадочных отверстиях.
- Необходимо использовать прибор, способный обеспечивать напряжение 16 вольт.
- Закручивать пробки не следует в течение 20 минут после завершения зарядки, чтобы скопившиеся газы смогли беспрепятственно выйти наружу.
- Помещение должно иметь приточно-вытяжную вентиляцию.
- Критерием завершения заряда будет являться достижение оптимального напряжения или плотности 1,27 г/куб. см.
- Температура электролита внутри прибора, подключенного к сети, не должна превышать 45 градусов.
- Измерения тока рекомендуется производить спустя 8 часов после проведения зарядки.
- Если имеется индикатор, то время отключения прибора от сети определяется по нему.
Заключительная часть
Каждому водителю не помешает изучить информацию о том, какое должно быть напряжение на аккумуляторе автомобиля. С ее помощью он сможет безошибочно определить уровень заряда и эксплуатационные способности батареи. Измерения следует проводить, как в статическом, так и динамическом режиме при помощи вышеупомянутых приспособлений. В случае необходимости должна быть произведена зарядка источника питания с соблюдением базовых правил.
Напряжение аккумулятора
Напряжение автомобильного аккумулятора и ЭДС
Напряжение аккумулятора – это физическая величина электрической цепи, которая определяется потенциалов между положительным выводом и отрицательным. Напряжение в теории физики тесно связано с ЭДС и многие автомобилисты путают их, поэтому для начала нужно разграничить эти два понятия. Выражаясь простым языком, ЭДС – это максимальное значение Вольт, которое может выдать источник питания. Но к любому источник питания подключаются устройства, которые оно питает и тогда количество вольт в цепи становится меньше – это и есть напряжение.
Напряжение и ЭДС будут совпадать в том случае, если к элементу питания не подключены поглотители энергии. Если же выражаться языком физики, то ЭДС будет равен сумме напряжения на выводах аккумулятора и произведению тока в цепи и внутреннему сопротивлению. [ЭДС]=[напряжение]+[ток]*[сопротивление]
В автомобильном аккумуляторе без нагрузке замеряется ЭДС, а под нагрузкой замеряется напряжение. ЭДС образуется в таком аккумуляторе благодаря протеканию в нем электрохимических реакций, в результате которой выделяется энергия.
Чем замерить напряжение
Для измерения напряжение аккумулятора используют приборы, в основе которых лежит Вольтметр. Такие приборы замеряют напряжение на выводах аккумулятора и показывают значение через аналоговый или цифровой экран. На аналоговом экране отображается шкала значений напряжения, в интервале которой перемещается стрелка, указывающая на измеряемое значение. В цифровых устройствах имеется жидкокристаллический дисплей, на который цифрами выводит значение. Считается, что оптимальными являются цифровые экраны, т.к. меньше всего подвержены погрешностям шкалы, более устойчивы к вибрациям и доступнее для восприятия человеком.
Среди самих устройств выделяют 3 основных вида:
- Вольтметр (как отдельный прибор)
- Мультиметр (с функцией вольтметра)
- Нагрузочная вилка (про них мы подробнее уже писали).
Как замерить напряжение на автомобиле
Процесс измерения напряжения у батареи, которая стоит на автомобиле имеет свои особенности. Проверка проходит на заглушенном двигателе, иначе Вы будете замерять напряжение с генератора. Перед тем, как замерять напряжение должно пройти не менее 8 часов с момента остановки двигателя, иначе измерения будут завышены из-за поверхностного напряжения. Снять поверхностное напряжение можно нагрузочной вилкой в течение 5 секунд.
Нормальное напряжение без нагрузки
Нормальное напряжение аккумулятора без нагрузки (оно же ЭДС) составляет 12,5-12,8 В. Свыше 12,8 В бывает редко, а если Ваш прибор показывает больше, возможно он не корректно настроен или сбит. Считается, что аккумулятор с напряжением 12,5 В заряжен на 85%, поэтому если у Вашего АКБ напряжение ниже – ставьте его на зарядку. О том как заряжать аккумуляторы мы уже писали.
Под нагрузкой
Чтобы проверить работоспособность батареи и ресурс под нагрузкой, необходимо провести тест специальным прибором – нагрузочной вилкой. Чтобы понять, какую лучше вилку использовать, ознакомьтесь с обзором нагрузочных вилок. Сопротивлением в 150-200 А искусственно создают нагрузку для батареи, при этом она должна выдать напряжение в 10,5В, которое спустя 3-5 секунд у здоровой батареи начнет плавно расти. Помимо нагрузочной вилки можно использовать также специальный диагностический тестер.
Таблица для определение степени заряженности аккумулятора
Для того, чтобы понять требуется аккумулятору зарядка или нет, необходимо замерить напряжение батареи. Существует таблица, показывающая насколько заряжен аккумулятор.
Эксплуатация аккумулятора с низким напряжением
Низкое напряжение аккумулятора говорит о том, что АКБ имеет не полный заряд, а, возможно, и находится в состоянии глубоко разряда. Эксплуатация и хранение аккумулятора с напряжением ниже В являются нарушением условий эксплуатации и грозит прекращением гарантийных обязательств. У аккумулятора с низким напряжением низкая плотность электролита – вся кислота собирается у пластин, что приводит к сульфатации, которая приводит к выходу его из строя по вине потребителя. Также, если оставить разряженные аккумулятор на холоде, он может попросту замерзнуть в лед, что приведет еще и к оплыванию активной массы.
Электролит представляет собой жидкость состоящую из серной кислоты и дистиллированной воды. В некоторых ситуациях уровень электролита в аккумуляторе падает и требуется его нормализовать.
Емкость автомобильного аккумулятора – это способность батареи хранить определенное количество энергии. За емкость аккумулятора отвечает количество активной массы на электродах аккумуляторной батареи. Емкость аккумулятора определяется количество активной м
Напряжение аккумулятора – это физическая величина электрической цепи, которая определяется потенциалов между положительным выводом и отрицательным. Напряжение в теории физики тесно связано с ЭДС и многие автомобилисты путают их, поэтому для начала нужно
Сегодня современный автомобиль – это не просто кусок металла с колесами. Современные автомобили буквально напичканы электроникой, о которой еще 10 лет назад могли только мечтать инженеры.
Какое напряжение должно быть на аккумуляторе
Какое напряжение должно быть на аккумуляторе – вопрос, который часто возникает у многих начинающих автомобилистов. Знать, какое оптимальное значение данной характеристики аккумуляторной батареи должно быть в различных условиях (под нагрузкой, без нагрузки, после длительного хранения, в холодное время года), необходимо для того, чтобы определять потребность аккумулятора в зарядке или, при выработке ресурса, – замене на новый.
Характеристики аккумулятора, их нормальные значения
К основным техническим характеристикам автомобильного источника питания относятся следующие:
- Вид – в зависимости от внутреннего строения, используемых материалов и протекающих внутри батарей химических процессов, они бывают свинцово-кислотные, кальциевые, гибридные, гелевые, щелочные (никель-кадмиевые и литий-ионные);
- Напряжение – измеряемая в Вольтах разность потенциалов между токовыводящими контактами источника питания (клеммами). Значение данной характеристики колеблется от 12 до 24 В.
- Емкость – характеристика, указывающая, какой запас электрической энергии акб может отдать различным потребителям. Измеряется емкость в Ампер часах (Ач). Значения емкости акб колеблется от 44 до 200-240 Ач и определяет также продолжительность работы запитываемых батареей потребителей с определенным током нагрузки. Продолжительность работы батареи определенной емкости можно рассчитать, разделив значение данной характеристики на нагрузочный ток сети, которую будет запитывать акб.
- Глубина разряда – выражаемое в процентах соотношение минимально допустимой емкости источника питания к максимальному значению. Для большинства моделей, применяемых для автомобилей, этот показатель равен 75-80%. Полный разряд батареи не рекомендуется, так как это приводит к потере 1-2% его емкости.
- Пусковой ток – характеристика, указывающая, какой по силе ток батарея может дать в течение короткого временного промежутка. Обычно он составляет от 360-640 А до 900-1200А.
- Уровень и плотность электролита – в зависимости от климатических условий, в которых будет эксплуатироваться транспортное средство, составляет от 1,2 (для южных регионов) до 1,28-1,29 г/см3 (для северных).
- Вес – от 10 до 45-50 кг;
- Срок службы – при правильном использовании, своевременной зарядке срок эксплуатации акб составляет до 7-10 лет.
- Температурный диапазон эксплуатации – большинство автомобильных источников питания предназначено для использования в условиях как 40-ка градусных морозов, так и 45-50-ти градусной жары.
Важно! Выбор аккумулятора по напряжению производится с учетом объема и типа двигателя автомобиля. Так, для легковых автомобилей с бензиновыми двигателями достаточно 12-ти вольтового источника питания. Для большегрузного транспорта и спецтехники, оснащаемых мощными дизельными двигателями, применяют 24-х вольтовые источники питания.
Как проверить напряжение аккумулятора
С помощью мультиметра
Измеряют напряжение на клеммах аккумулятора с помощью мультиметра следующим образом:
- С помощью чистой ветоши и растворителя очищают клеммы от грязи, жировой пленки;
- Устанавливают ручку переключателя мультиметра в положение для измерения постоянного напряжения в диапазоне до 20 Вольт;
- Прикладывают наконечник щупа красного цвета к положительной клемме, черного – к отрицательной. Фактическую разность потенциалов прибор должен показать на своем экране, спустя 2-3 секунды.
Важно! Проверяют выдаваемое напряжения полностью заряженной АКБ, спустя несколько часов, в течение которых значение данной характеристики выровняется и не будет в дальнейшем без нагрузки изменяться.
С помощью ареометра
Определять степень зарядки и напряжение акб можно, используя ареометр следующим образом:
- При помощи плоской отвертки с толстым широким жалом выкручиваются пробки со всех банок батареи;
- Грушу на конце пипетки приспособления сжимают пальцами;
- Носик (наконечник) пипетки опускают в банку;
- Грушу медленно разжимают, набирая тем самым электролит в стеклянную пипетку;
- Вставленную в банку пипетку выравнивают в вертикальной плоскости;
- Сравнив уровень электролита с соответствующей отметкой на шкале находящегося внутри пипетки поплавка (собственно ареометра), находят значение его плотности;
- Степень зарядки автомобильного источника питания определяют, сравнив среднюю плотность во всех его банках с приведенными в таблице ниже данными.
Измерение плотности проводят в хорошо проветриваемом помещении. Глаза и кожу рук защищают при помощи кислотоупорных перчаток и специальных очков.
На заметку. При помощи ареометра определяют плотность и разность потенциалов только в моделях, имеющих специальные пробки (обслуживаемые аккумуляторы). В необслуживаемых моделях измерять заряд можно с помощью мультиметра или специального окошка-индикатора («волшебный глаз»), расположенного в крышке батареи.
Напряжение аккумулятора в различных ситуациях
При различных условиях разность потенциалов на клеммах изменяется. Так, нормальное напряжение аккумулятора в различных ситуациях составляет:
- Под нагрузкой – при нормально работающем двигателе, а также исправном генераторе акб должен выдавать разность потенциалов от 13 до 14-14,5 В. Если разность потенциалов меньше 12,8 В, то это значит, что аккумулятор разряжается, и генератор имеет неполадки.
- Без нагрузки – на холостых оборотах двигателя разность потенциалов между клеммами колеблется от 13,5 до 14,5 В. При таких показателях даже подсевший акб при исправном генераторе очень быстро зарядится.
- При полной зарядке – очень многие, отвечая на вопрос, сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор говорят, что 12 Вольт. На самом деле полностью заряженный аккумулятор имеет разность потенциалов 12,7 В.
- При полном разряде – допустимое значение разности потенциалов на клеммах 12-ти вольтовой батареи в полностью разряженном состоянии должно быть не менее 11,6 В. Если акб разряжена ниже указанного выше значения, ее эксплуатация в дальнейшем будет затруднительной, при очень низком разряде и вовсе невозможной.
Причины снижения напряжения в АКБ
Считается, что уменьшение разности потенциалов автомобильного источника питания вызывают такие причины:
- Очень низкий заряд аккумулятора, ставший результатом его длительной эксплуатации без зарядки (аккумулятор разрядился);
- Снижение уровня и значения плотности электролита;
- Большой срок эксплуатации акб;
- Износ или выход из строя генератора, подзаряжающего батарею при работе двигателя.
В последнем случае генератор перестает выдавать необходимый ток зарядки и подзаряжать батарею, вследствие чего различные приборы и системы авто постепенно начинают добирать необходимый им ток от акб, постепенно разряжая ее. В такой ситуации жалобы автолюбителей, на то что, они заряжают аккумуляторы чуть ли не каждый день, а они все равно садятся при некритичном снижении емкости батареи, устраняются ремонтом или заменой неисправного генератора.
Снижение напряжения в зимнее время
Уменьшение напряжения автомобильного источника питания зимой обусловлено изменением плотности находящегося внутри электролита. В то же самое время в полностью заряженных источниках питания влияние низких температур несущественно.
Зависимость напряжения от плотности электролита
Принято считать, что разность потенциалов имеет прямо пропорциональную зависимость от плотности электролита: чем выше его плотность, тем больше будет значение данной характеристики и наоборот.
Зная, какое должно быть напряжение на источнике питания, автовладелец может грамотно его эксплуатировать и обслуживать, значительно увеличивая тем самым срок службы батареи, снижая затраты на ее внеочередную замену.