Чем смыть старую краску с автомобиля
Как удалить краску с автомобиля: чем смыть, оттереть, удаление пятен
Технология покраски по сравнению с предыдущим веком шагнула далеко вперед, но вопрос о том как удалять старую краску с автомобиля без лишних временных и финансовых затрат до сих пор не имеет однозначного ответа. Найти в магазине смывки лакокрасочного покрытия не так уж сложно, но состав этих препаратов пестрит кислотами, а подыскать рецептуру без едкой щелочи – предприятие не из легких. Все эти вредные для здоровья материалы требуют осторожного с собой обращения, поэтому, несмотря на затраты, неизбежные для механического снятия, чаще выбирается именно этот способ.
Момент, когда возможность убрать эмаль становится необходимостью, сложно вычислить наверняка. Сложно поручиться за покраску поверх старого ЛКП, но если слой краски трудно снять механическим путем, то и необходимости в его удалении нет. Помочь новой эмали закрепиться на старом покрытии может промежуточный слой грунтовки. Если речь идет обо всей поверхности кузова, попытки оттереть краску с автомобиля при помощи наждачной бумаги, несомненно, окончатся неудачей из-за объема работы. Локальная ликвидация старого ЛКП может быть осуществлена не только грубой наждачкой (P80), но и подручным инструментом (скребки, щетки, пемза, песчаник). Удаление краски со всей поверхности кузова потребует применения шлифмашины или аналогичного пневмоинструмента с различными насадками (абразив, кардолента).
Ускорить отслаивание старой эмали может применение слабой химии или нагрев слоя ЛКП. Экстремалы осуществляют прогрев газовой горелкой (паяльной лампой), но поручиться за результат можно только при использовании настраиваемого промышленного фена. Следует придерживаться следующей инструкции:
- Температура – 500-700 ˚C.
- Скорость продува – максимальная.
- Отслаивание происходит из-за разности температур, поэтому нагрев должен быть «пунктирным» (через 2-5 см).
- Переходить к следующему участку нужно после начала отслаивания – работа производится скребком, во время прогрева соседнего участка.
К сожалению, нагрев феном легко может стать причиной деформации металла. Дробеструйные аппараты позволяют производить процесс снятия ЛКП с лучшим контролем, но стоимость подобных установок предполагает их использование только на профессиональных станциях и заводах. Размер зерна (дроби) – 0.2-0.3 мм; воздушное давление – 2-3 кгс/см²; наклон струи – 45°. Перед применением механической обработки поверхность нужно обезжиривать, а при использовании пескоструйного аппарата учесть, что обломки дроби (песчинок) могут остаться в металле, т.е. требуется дополнительное ошкуривание.
Химические способы удаления краски
Химические реагенты размягчают краску, позволяя в дальнейшем оттереть ее или смыть. В формировании химического состава работает принцип «клин вышибается клином», т.е. размягчение производится веществами, используемыми для растворения смол в процессе приготовлении эмали. Снять с автомобиля размягченную эмаль можно обычным шпателем. Применять специальную смывку нужно только в тяжелых случаях. Соответственно различаются два основных вида смывочных средств:
- Растворители – органические смыватели, в основе которых обычные, применяемые для изготовления материала растворители.
- Щелочные – вещества, которые разъедают краску за счет содержания агрессивных компонентов.
Изготовить смывку можно в домашних условиях. Для того чтобы стереть этинолевую краску, подойдет обычный едкий натр (гидроксид натрия 10%). Масляную краску можно отмыть, применив один из следующих способов:
- Соляная кислота (25% объема), белая глина (50%), вода (25%) – кислота хорошо разъедает поверхность, но затем ее нужно нейтрализовать негашеной известью (3/5 воды + 2/5 извести).
- Едкий натр (10-15% веса), кислостойкая глина (40-50%), вода – средство требует обязательно применения перчаток (гидроксид натрия разъедает 5 мм ЛКП примерно за 30-50 мин).
- Едкий натр можно загустить не только глиной, но и совелитом (втрое больше едкого натра по массе), но воды придется добавить больше в 14 раз – если отмыть остатки ЛКП сложно, операция повторяется.
- Бензол (80%), древесный спирт (10%), парафин (10%) – через 2-3 часа можно убрать ЛКП шпателем.
Помимо этого отмыть масляную краску можно после применения агрессивных растворителей, вроде ксилола и РС-2 (30% ксилола + 70% уайт-спирита). Главное средство для смывания акриловой эмали – растворитель №648. Отмыть небольшие площади акриловых пятен можно обычным уайт-спиритом, а самый суровый инструмент, способный снять практически любую эмаль или грунт, – растворитель Р-4. Работа с ним предполагает обязательную защиту здоровья (маски, вентиляция, перчатки). Ни в коем случае не стоит делать попытки оттереть им пластиковые детали: агрессивные вещества в его составе приведут к ее уничтожению.
Технология удаления пятен
Снятие небольшого по площади загрязнения (иногда чужой краски со своего автомобиля) можно произвести агрессивным средством, но рекомендуется для начала попытаться отмыть загрязнение уайт-спиритом. Во время снятия необходимо непрерывно удалять результат разъедания старого ЛКП, поэтому делается это обычными женскими прокладками, легко впитывающими растворенные материалы, но щадящими поверхность автомобиля. Для начала нужно попробовать оттереть края пятен. Следует продолжить использование средства, если есть хоть какой-то результат и переходить к более агрессивным веществам, если смыть ничего не удается.
Сильное загрязнение в виде нескольких, накладывающихся друг на друга пятен можно смыть раствором ортофосфорной или муравьиной кислоты. Стандартные препараты включают в себя оба этих вещества в комбинации с поливинилхлоридной смолой, хлористым метиленом и обычным парафином. Следует иметь ввиду, что смывка на основе органических кислот (уксусная и муравьиная) разъедает и разрыхляет поверхность ЛКП, т.е. в дальнейшем его нужно смыть или стереть. Смывка на основе бензола, ксилола, скипидара, ацетона является скорее растворителем, т.е. затем ЛКП нужно отмыть как обычную грязь.
Каждое средство рассчитано на определенный тип ЛКП. Алкидную эмаль легко можно оттереть с помощью смывок, аналогичных СПС-1, также хорошо подходящих к эпоксидным материалам. Полиакрилаты хорошо разъедает СП-6. Препарат под названием «Автосмывка старой эмали» предназначен для удаления автомобильной эмали меламиноалкидного типа.
Российские и западные средства заметного отличия в составе не имеют, но расход последних заметно меньше. В среднем на 1 м² расходуется 200-250 г вещества, после чего ЛКП можно либо удалить шпателем, либо отмыть водой и тряпкой. Расход средства зависит от условий эксплуатации. Рекомендуется работать со смывками в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше на улице во избежание пожароопасных ситуаций. Но в таких условиях расход аэрозоли будет заметно больше.
Способы очистки кузова автомобиля от краски
Необходимость отреставрировать или изменить внешний вид автомобиля способствует созданию удобных и доступных способов сведения с кузова старой краски. Проведение работ осуществляется как самостоятельно, так и с помощью специалистов. Существует несколько способов удаления краски в зависимости от используемых инструментов и веществ.
Механические способы
Для применения данного метода используется болгарка с абразивными насадками. На угловую шлифовальную машинку устанавливается наждачный круг с 220 зерном и выполняется удаление старой краски и коррозии. Для выравнивания поверхности автомобиля используется диск с 400 зерном. Им необходимо обрабатывать поверхность до тех пор, пока она не станет полностью гладкой. Завершив процесс полировки, необходимо тщательно вымыть машину, устранив с её поверхности пыль и загрязнения.
СПРАВКА. Данный метод не применяется для удаления краски в труднодоступных местах.
Использование пескоструя позволяет добиться очищения автомобиля от старого лакокрасочного покрытия. Поверхность обрабатывается водой или воздухом, в составе которых имеются мелкие абразивные частицы металла, горных пород, корунда или соды. Работа проходит под высоким давлением. Недостатком процедуры является большой риск повреждения деликатных участков кузова и большой объём загрязнений.
ВНИМАНИЕ. При работе необходимо защитить органы от пыли и частиц краски, надев респиратор или пылезащитную маску, а также защитные очки.
Термический способ
Он основан на нагревании поверхности для ослабления сцепления краски с грунтом и последующим снятием красочного покрытия. Перед началом работы необходимо позаботиться о защите кожного покрова, чтобы избежать термических ожогов. Для использования термического метода следует демонтировать детали с кузова автомобиля и снять с них резиновые или пластиковые составляющие, которые могут расплавиться при работе. Детали нагреваются пунктирным методом с интервалом 3-5 см., затем краска вздувается и легко снимается при помощи скребка. После завершения удаления покрытия детали необходимо тщательно вымыть.
Химический способ
Подразумевается использование химических веществ, способствующих размягчению или растворению краски. Растворы подразделяются на два вида:
Кислотные и щелочные растворы содержат в своём составе агрессивные реагенты, разъедающие лакокрасочное покрытие путём растворения смолы, из которой изготавливается краска. В качестве органических растворов используются ацетон и скипидар, чьи свойства позволяют существенно размягчить краску и удалить её при помощи дополнительных инструментов.
ВАЖНО. Химические средства могут нанести непоправимый вред здоровью. Необходимо защитить кожу от их воздействия специальными удлинёнными перчатками, качественным респиратором и защитными очками.
Перед работой с кузова снимаются все элементы, которые могут пострадать от воздействия раствора. Особенно это касается резиновых компонентов. Стёкла необходимо защитить плотным материалом. Растворитель наносится на старую краску и выдерживается определённое количество времени. Длительность выдерживания растворителя, как правило, указывается производителем продукта. Затем краска снимается с помощью шпателя. Участки, где краска не поддаётся растворению, рекомендуется повторно покрыть раствором или обработать крупнозернистой наждачкой, а затем, для создания гладкости, мелкозернистой. После удаления краски следует тщательно вымыть кузов и покрыть его обезжиривающим средством, поскольку оставшиеся на поверхности вещества продолжают воздействовать на металл, разрушая его структуру.
ВАЖНО. Использование химических реагентов проводится при комнатной температуре. Жар способствует преждевременному высыханию реагента.
Использование сухого льда
Данная процедура получила название Криобластинг. При помощи мощного распылителя в режиме повышенной интенсивности струи поверхность обрабатывается гранулами сухого льда. Принцип данного метода аналогичен использованию пескоструйному удалению краски, за исключением отсутствия у метода криогенного бластинга абразивного эффекта. Поверхность краски разрушается в результате резкого температурного перепада, и образованные трещины расширяются под воздействием колоссальной энергии потока гранул. Окончательно краска отторгается от грунта после высвобождения и расширения углекислого газа, аккумулированного в каждой грануле сухого льда.
Преимущества криогенного бластинга:
- Нет необходимости разбирать кузов;
- отсутствуют вторичные отходы после проведения процедуры;
- безопасность для здоровья и экологии;
- возможность очистить от лакокрасочного покрытия труднодоступные места;
- лёд не повреждает грунтовую и металлическую поверхности автомобиля.
Снятие краски лазером
Использование лазера основано на технологии импульсного лазерного излучения. Сверхкороткие импульсы воздействуют на поверхность краски, взрывая её структуру и испаряя её остатки. Лазерные лучи не контактируют с металлической и грунтовой поверхностью, обеспечивая сохранность их структуры. Процедура безопасна для окружающей среды и здоровья человека. После завершения процедуры не остаётся вторичных отходов и вредных химических веществ. Лазер не повреждает грунтовую поверхность автомобиля, однако стоимость лазерного удаления краски отличается высокой стоимостью.
СПРАВКА. Недостатком лазерного очищения является трудоёмкость выведения светлой краски.
Использование лазера
Лазеры широко используются в электронной индустрии для проведения зачистки проводов и электронных устройств. Это обусловлено способностью лазера проникать в труднодоступные участки и без негативных последствий для оборудования очистить поверхность от краски и загрязнений. Лазеры используют для очищения поверхностей самолётов, вертолётов, кораблей и мостов от краски.
В промышленности лазер используется для очищения металлических деталей от ржавчины. Использование химических веществ и инструментов в промышленных масштабах слишком трудоёмко, и применение лазерного устройства существенно облегчает процесс подготовки металлических изделий к последующему окрашиванию, сварке, гальванике или склеиванию. Лазер очищает поверхность от краски, ржавчины и масляных загрязнений.
Окунание
Процесс заключается в погружении кузова автомобиля в ёмкость с кислотой. Перед окунанием автомобиль полностью разбирают, вынимают салон, освобождают от деталей, которые могут раствориться, и помещают кузов в большую тару с соляной кислотой. Съёмные детали кузова погружаются отдельно. После завершения процедуры автомобиль необходимо тщательно промыть, поскольку кислота проникает в стыки кузова. В дальнейшем металл может быстро окислиться и начать разрушаться, поэтому его покрывают первичным кислотным грунтом.
Рекомендации по удалению краски
В зависимости от метода удаления лакокрасочного покрытия следует заранее позаботиться о методах предосторожности.
- механическое и пескоструйное удаление краски сильно загрязняет рабочее место и может навредить органам дыхания и зрения;
- использование химических реагентов опасно высокой токсичностью испарений, от которой защищает качественный респиратор и очки;
- применяя данные методы очистки автомобиля от лакокрасочного покрытия, рекомендуется использовать хорошо проветриваемое помещение;
- перед применением термической обработки покрытия необходимо изучить инструкцию используемого устройства;
- методы окунания, криогенного бластинга и лазерного очищения поверхности используются преимущественно специалистами в области кузовного ремонта, поскольку данные способы требуют высококачественного оборудования и определённых умений;
- тщательное промывание автомобиля после проведения процедуры удаления лакокрасочного покрытия обеспечивает сохранность структуры металлических деталей кузова.
Правильное использование методов очищения кузова от краски и соблюдение техники безопасности позволит самостоятельно провести реставрацию автомобиля. Исходя из перечня методик выведения старого лакокрасочного покрытия, можно выбрать наиболее удобный и оптимальный способ обновить внешний вид кузова.
Физика против химии: удаление старой краски
Технология покраски по сравнению с предыдущим веком шагнула далеко вперед, но вопрос о том как удалять старую краску с автомобиля без лишних временных и финансовых затрат до сих пор не имеет однозначного ответа. Найти в магазине смывки лакокрасочного покрытия не так уж сложно, но состав этих препаратов пестрит кислотами, а подыскать рецептуру без едкой щелочи – предприятие не из легких. Все эти вредные для здоровья материалы требуют осторожного с собой обращения, поэтому, несмотря на затраты, неизбежные для механического снятия, чаще выбирается именно этот способ.
Момент, когда возможность убрать эмаль становится необходимостью, сложно вычислить наверняка. Сложно поручиться за покраску поверх старого ЛКП, но если слой краски трудно снять механическим путем, то и необходимости в его удалении нет. Помочь новой эмали закрепиться на старом покрытии может промежуточный слой грунтовки.
Механические способы устранения краски
Если речь идет обо всей поверхности кузова, попытки оттереть краску с автомобиля при помощи наждачной бумаги, несомненно, окончатся неудачей из-за объема работы. Локальная ликвидация старого ЛКП может быть осуществлена не только грубой наждачкой (P80), но и подручным инструментом (скребки, щетки, пемза, песчаник). Удаление краски со всей поверхности кузова потребует применения шлифмашины или аналогичного пневмоинструмента с различными насадками (абразив, кардолента).
Ускорить отслаивание старой эмали может применение слабой химии или нагрев слоя ЛКП. Экстремалы осуществляют прогрев газовой горелкой (паяльной лампой), но поручиться за результат можно только при использовании настраиваемого промышленного фена. Следует придерживаться следующей инструкции:
- Температура – 500-700 ˚C.
- Скорость продува – максимальная.
- Отслаивание происходит из-за разности температур, поэтому нагрев должен быть «пунктирным» (через 2-5 см).
- Переходить к следующему участку нужно после начала отслаивания – работа производится скребком, во время прогрева соседнего участка.
К сожалению, нагрев феном легко может стать причиной деформации металла. Дробеструйные аппараты позволяют производить процесс снятия ЛКП с лучшим контролем, но стоимость подобных установок предполагает их использование только на профессиональных станциях и заводах. Размер зерна (дроби) – 0.2-0.3 мм; воздушное давление – 2-3 кгс/см²; наклон струи – 45°. Перед применением механической обработки поверхность нужно обезжиривать, а при использовании пескоструйного аппарата учесть, что обломки дроби (песчинок) могут остаться в металле, т.е. требуется дополнительное ошкуривание.
Химические способы удаления краски
Химические реагенты размягчают краску, позволяя в дальнейшем оттереть ее или смыть. В формировании химического состава работает принцип «клин вышибается клином», т.е. размягчение производится веществами, используемыми для растворения смол в процессе приготовлении эмали. Снять с автомобиля размягченную эмаль можно обычным шпателем. Применять специальную смывку нужно только в тяжелых случаях. Соответственно различаются два основных вида смывочных средств:
- Растворители – органические смыватели, в основе которых обычные, применяемые для изготовления материала растворители.
- Щелочные – вещества, которые разъедают краску за счет содержания агрессивных компонентов.
Изготовить смывку можно в домашних условиях. Для того чтобы стереть этинолевую краску, подойдет обычный едкий натр (гидроксид натрия 10%). Масляную краску можно отмыть, применив один из следующих способов:
- Соляная кислота (25% объема), белая глина (50%), вода (25%) – кислота хорошо разъедает поверхность, но затем ее нужно нейтрализовать негашеной известью (3/5 воды + 2/5 извести).
- Едкий натр (10-15% веса), кислостойкая глина (40-50%), вода – средство требует обязательно применения перчаток (гидроксид натрия разъедает 5 мм ЛКП примерно за 30-50 мин).
- Едкий натр можно загустить не только глиной, но и совелитом (втрое больше едкого натра по массе), но воды придется добавить больше в 14 раз – если отмыть остатки ЛКП сложно, операция повторяется.
- Бензол (80%), древесный спирт (10%), парафин (10%) – через 2-3 часа можно убрать ЛКП шпателем.
Помимо этого отмыть масляную краску можно после применения агрессивных растворителей, вроде ксилола и РС-2 (30% ксилола + 70% уайт-спирита). Главное средство для смывания акриловой эмали – растворитель №648. Отмыть небольшие площади акриловых пятен можно обычным уайт-спиритом, а самый суровый инструмент, способный снять практически любую эмаль или грунт, – растворитель Р-4. Работа с ним предполагает обязательную защиту здоровья (маски, вентиляция, перчатки). Ни в коем случае не стоит делать попытки оттереть им пластиковые детали: агрессивные вещества в его составе приведут к ее уничтожению.
Технология удаления пятен
Снятие небольшого по площади загрязнения (иногда чужой краски со своего автомобиля) можно произвести агрессивным средством, но рекомендуется для начала попытаться отмыть загрязнение уайт-спиритом. Во время снятия необходимо непрерывно удалять результат разъедания старого ЛКП, поэтому делается это обычными женскими прокладками, легко впитывающими растворенные материалы, но щадящими поверхность автомобиля. Для начала нужно попробовать оттереть края пятен. Следует продолжить использование средства, если есть хоть какой-то результат и переходить к более агрессивным веществам, если смыть ничего не удается.
Сильное загрязнение в виде нескольких, накладывающихся друг на друга пятен можно смыть раствором ортофосфорной или муравьиной кислоты. Стандартные препараты включают в себя оба этих вещества в комбинации с поливинилхлоридной смолой, хлористым метиленом и обычным парафином. Следует иметь ввиду, что смывка на основе органических кислот (уксусная и муравьиная) разъедает и разрыхляет поверхность ЛКП, т.е. в дальнейшем его нужно смыть или стереть. Смывка на основе бензола, ксилола, скипидара, ацетона является скорее растворителем, т.е. затем ЛКП нужно отмыть как обычную грязь.
Каждое средство рассчитано на определенный тип ЛКП. Алкидную эмаль легко можно оттереть с помощью смывок, аналогичных СПС-1, также хорошо подходящих к эпоксидным материалам. Полиакрилаты хорошо разъедает СП-6. Препарат под названием «Автосмывка старой эмали» предназначен для удаления автомобильной эмали меламиноалкидного типа.
Российские и западные средства заметного отличия в составе не имеют, но расход последних заметно меньше. В среднем на 1 м² расходуется 200-250 г вещества, после чего ЛКП можно либо удалить шпателем, либо отмыть водой и тряпкой. Расход средства зависит от условий эксплуатации. Рекомендуется работать со смывками в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше на улице во избежание пожароопасных ситуаций. Но в таких условиях расход аэрозоли будет заметно больше.